Ульяновский Вениамин Вени » 2009-09-23 06:58:52

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/4/15367164Dtl.jpg

Любопытных и пытливых в Строгино за эти три дня катания по велодорожке повстречал немало. Наобменивались впечатлениями, визитками. Для всех  лигерад -диковинка. В Москве  " Челленж" наверное первый, и это  в корне неправильно. Интерес огромен. Предлагают (даже просят) там в Строгино создать филиал клуба. И не знают,  что там у них под боком живет Г.А.Селезнев -изобретатель и путешественник на веломобилях- котрый в конце восьмидесятых и руководил строгинским  клубом веломобилистов. 

      И вот старая как баобаб, но, по-прежнему, свежая мысль. Я , к сожалению, не знал об этой строгинской  велодорожке. Рядом живет и трудится Устинов Саша.  Хватайся за плодоносную жилу (готовую велодорожку).  Сей в неё разумное, доброе и вечное (имею в виду веломобили).    Туда можно вывозить пачками веломобили и через год иметь армию молодых энтузиастов-веломобилистов.
       
       Многие  конечно просят попробовать прокатиться на "Тайфуне" (и взрослые, и подростки). Я уже как бы инструктор (щеки сами стали надуваться). Получается далеко не у всех.
       
       По-моему стоит открыть эту тему и  поделиться здесь советами с теми,  кто  впервые задумался о приобретении лигерада, кто только начинает их осваивать. Глядишь, в нашем полку и прибавиться.
     
      А я  начал вести дневник - отчет о своих  километрах на "Челленж-Тайфуне" http://www.etracab.ru/taifunpodchainikom.html
      Самому интересно, как долго у меня сохраниться запал. Пока стараюсь ездить ежедневно.

Алексей Ганшин » 2009-09-23 09:45:36

Жуть… :) Но уверен, что с наработкой опыта вы будете управлять лигерадом чуть ли не мысленно.  Я наездил на лигерадах с начала 2008-го года уже 5048 км, и с трудом вспоминаю свои первые впечатления. Но я хорошо помню, как после первого дня (а проехал в первый день около  20-ти км зимой 2008-го) ложась в постель я инстинктивно пытался схватиться за руль и постоянно прислушивался к ощущениям в спине, пытаясь понять, в какую сторону нужно рулить. Но через 3 дня езда уже начала происходить на автомате. В общем-то с тех пор я больше не задумывался о том, как именно держу равновесие на лигераде. Сейчас уже даже на М-2 могу ехать с минимальной скоростью 2-3 км\ч, как раз недавно проверял – меня обгоняли пешеходы (правда у меня есть очень низкая передача, так как у нас тут крутые холмы и без неё не обойтись),  думаю, что серийный лигерад обязательно может это позволить, только нужно к нему привыкнуть.

Shuriken » 2009-09-23 09:48:58

Под "велодорожкой" вы имеете в виду Аллею Дорога Жизни? Это вообще-то больше пешеходная дорожка, пригодная разве что для неспешного дефилирования, но никак не для серьёзный прокаток. Стоило ради этого ехать через весь город...
У нас в парке Покровское-Стрешнево, куда ближе, есть ажно размеченные "велодорожки", прямо с картинками велосипедов. Причём не "туда-сюда", а закольцованные - дефилировать можно кругами. Вот только беда - без определённого опыта езды от этой велодорожки до строгинской не добраться, это либо МКАД, либо Строгинский мост - по трассе с машинами. А если для тебя подобные трассы не проблема - то езда по этим "велодорожкам" будет похожа на игру взрослого в детской песочнице...

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Г.А.Селезнев -изобретатель и путешественник на веломобилях- котрый в конце восьмидесятых и руководил строгинским  клубом веломобилистов.

Кстати, кроме вас до настоящего момента об этом никто не знал. И, как я понимаю, это так и останется вашим секретом :(((((
Как, впрочем, и об остальных конструкторах старой школы. Вы всё пишете, что вот, да, отправил дцать писем, а люди вот они, радом, а мы, рядом живущие неофиты, о них не знает, и вы могли бы познакомить, но не делаете этого! Почему?

Shuriken » 2009-09-23 10:00:25

ЗЫ на самом деле за те 500 м что мне удалось проехать на тайфуне, я понял, что он достаточно лёгок в балансе. На многих наших самоделках сразу поехать труднее. Но тайфун не так быстр, как, опять же, наша самодельная техника (её некоторые образцы)

mikhy » 2009-09-23 12:45:59

Вениамин, ситаю, что именно рекамбенты - это решение для людей с проблемами позвоночника.

У меня самого грыжа межпозвоночных дисков. До ноября прошлого года, пока я не пришел к Дикулю, я реглярно, каждые два месяца по неделе лежал дома на больничном. Быстро наклониться для завязывания шнурков - это для меня, к тому времени уже года четыре, было недостижимой мечтой. Стал понимать, что жизнь превращается в жизнь инвалида. Отзанимавшись и пролечившись в клинике Дикуля 16 занятий (ушло на это около трех месяцев) стал реглярно ходить в обычный тренажерный зал. Благо, методика Дикуля - это не ракетная технлогия. По сути это обычный бодибилдинг с поправками на проблемы с позвоночником. В течении еще месяцев трех самостоятельных занятий имел несколько рецидивов по собственной неопытности и невнимательности. Потом научился чувсвовать свое тело. Как результат - сейчас делаю становую тягу штангой 90 кг и разгибания корпуса с 20 кг блином. Это я к тому, что даже грыжу и вывихи позвонков можно привести в порядок и вернуться к полноценной жизни. И возраст - не преграда. Со мной у Дикуля железо таскали семидесятилетние мужики и тетки. И в тренажерных залах можно встретить людей в годах.

Но вернемся к рекамбентам. Именно правильное кресло лигерада позволило мне продолжать крутить педали уже после получения осложненного остеохандроза.  У лежачего велосипеда лежак (или кресло) отвечает за сохранность позвоночника. Хоть мышцы спины во время езды и находится в тонусе, но, как вы сами отметили, удары от неровностей дороги направлены со стороны, совершенно несвойственной природе позвоночника. И удары приходят не через суставы рук и ног, а непосредственно в средние области. Это потенциально опасно. Но опасность усугубляется во много раз если профиль и размер лежака создан на глазок и без знания анатомии человека вообще и конкретно своих особенностей в частности. Я, к примеру, с болью смотрю на лежаки нестюринских бентов. Они полностью лишены прогибов в поясничном отделе. Да, для короткого скоростного заезда по идеально ровному треку спортсмену со здоровой спиной практически ничего не грозит. Людям же идущим в дальнобой, да еще и с травмами спины - это приговор буквально через пару часов езды. Внушает изумление и та легкость, с которй некоторые участники тест-туров берут для многочасового тестирования на трассе чужие веломобили. Воистину, люди не знают, что творят... Итак, лежак бента должен быть жестким, но с аммортизирующей прокладкой, и ОБЯЗАТЕЛЬНО идеально повторять линию позвоночника конкретного пилота. Не быть неким усредненным анатомическим креслом (это выражение по сути абсурдно), а имиенно БЫТЬ ИЗОГОТОВЛЕННЫМ ТОЛЬКО ПОД КОНКРЕТНОГО ВЛАДЕЛЬЦА. В идеале это должна быть почти матрица спины человека, погруженного в воду и полностью расслабленного. А всевозможные плечевые упоры и нафиг не нужны - трения тела, уложенного в кресло с лихвой хватает для нормального давления на педали. А вот подголовник - это вещь нужная. Причем он должен быть таким, что бы контакт с ним возникал только в положении слегка откинутой головы. Это что бы он не мешал при прохождении сложных дорожных участков и при оперативном маневрировании, когда пилот принимает активную позицию помогаю маневрам смещением частей тела.

Сетчатые каркасные сиденья считаю не совсем надежным компромисом. Конечно, профиль каркаса можно выгнуть с учетом анатомических потребностей, а эластичность сетки доведет дело до нужного результата. Да и вентиляционные свойства тоже нельзя сбрасывать со счетов... Но именно эластичность сетки через какое-то время сыграет злую шутку со спиной. Сетка все равно рано или поздно будет растягиваться больше необходимого. И никакими периодическими подтягиваниями  этого идеально не отследишь. Как результать - накопление напряжения, усталость и опасность травмы или рецидива болезни.

Но никакая прослойка или сетчатый каркас не решает основной опасности - ударов и вибрации. Правильный профиль лишь рассеивает негативное воздействие. Основную задачу должна решать подвеска. Причем мною проверено, что достаточно только хорошей задней аммортизации. И это необязательно должна быть длинноходная подвеска (если, конечно, мы говорим о магистральных бентах), важно, чтобы характеристики аммортизатора хорошо и плавно гасили колебания. Простой пружины не достаточно, ведь качатся, как на панцирной кровати от каждой мелкой кочки - тоже удовольствие ниже среднего.

Так что Вениамин, если у "Тайфуна" есть приличная подвеска, а лежак подходит Вам анатомически, то проблем возникнуть не должно. Более того, по себе заметил, что езда именно на лигераде, улучшая кровообращение в тазу, несколько раз снимало болевой синдром в области поясницы. Ведь болит не сама грыжа и не позвонки, а мышцы вокруг них. И только тренеровкой этих мышц можно вернуть спине подвижность и убрать боль. А лигерад по причине своей одноколейности требует, удерживая равновесие, напрягать массу мышц-стабилизаторов, которые при езде на трайке, большей частью расслаблены. Именно такое синергическое воздействие на мышечный корсет дает устойчивый положительный эффект. Говорю это с уверенностью человека, который это на себе проверил.

Shuriken » 2009-09-23 15:06:30

mikhy написал:

А всевозможные плечевые упоры и нафиг не нужны - трения тела, уложенного в кресло с лихвой хватает для нормального давления на педали.

Это если фитнесс с вертикальной посадкой. А если спорт, угол спинки в районе 10 градусов, а то и того меньше - сползёшь запросто! Кстати, на Индикаторе Нестюрин уже сделал обратный изгиб.
И по поводу сеток - они очень хорошо амортизируют, что на хороших дорогах позволяет обойтись без подвески.
Но анатомически таки да, правильнее жёсткое сиденье.

mikhy » 2009-09-23 15:30:33

Shuriken написал:

Это если фитнесс с вертикальной посадкой. А если спорт, угол спинки в районе 10 градусов, а то и того меньше - сползёшь запросто!

Скорее всего ты прав. Ведь я не гонщик и судить о манере спортивной езды не могу. Я имел в виду только дальнобойный туринг.

hof » 2009-09-23 17:40:22

Прочитал "Откровения чайника" - впечатлило. Чувственно. Понравилась смелость.

Стало откровением, что Вениамин Вениаминович не умеет кататься на лигерадах - он же никогда в этом не признавался. Узнал, наконец, что же у Мэтра со спиной - он тоже об этом не особо распространялся. 

Ну что ж, проект "Откровения чайника" считаю успешным, буду с интересом следить за новыми впечатлениями. :)

Полки "лигерадистов" прибыло! Гип-гип, как говорится :)

ИлиюкА » 2009-09-23 19:15:40

А я как приехал так и не собрал свой "БигВилли".
Что бы кататся на легираде по Москве надо себя заставлять. Так глядишь и "Баргузин" мне достанеся а зачем он теперь ВВ  ;)
Может в ближайшие Выходные сядем на веломоби  и как в добрые старые времена .
- Скриприт потертое седло и ветер бередит былую рану...
- Куда  нас к черту занесло ведь нам  на покой  еще так рано..

С почином вас Вениамин Вениаминович.

Ульяновский Вениамин Вени » 2009-09-26 00:31:33

Вчера был  в очередной раз в Ногинске (город начинает  мне нравиться всё больше) по вопросам производства веломобилей на предприятии "N". Заодно, удалось коротко встретиться с С.Михайлюком - украл у него часть обеденного перерыва. Очень хотелось похвастаться и показать ему "Тайфун", да и просто повстречаться-поболтать немного.
Сергей полил бальзамом на душу -  обкатал и остался доволен лигерадом!
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/15397961ewh.jpg http://b0.imgsrc.ru/1/1949/0/15397960dBc.jpg

Shuriken » 2009-09-26 10:18:58

Сказав А - говорите и Б!
Раз назван город, названа цель - то можно и предприятие назвать! Либо не говорить ничего.

Алексей Ганшин » 2009-09-26 13:40:06

Передняя звезда - предмет зависти

Shuriken » 2009-09-26 19:20:07

Тебе ли завидовать? Делается ручками элементарно, только время надо.

Ульяновский Вениамин Вени » 2009-10-08 05:50:45

Приступил к модернизации "Тайфуна". Дал обновление темы на сайте. Но  передний переключатель отказывается работать. Пришлось поздно вечером трансформировать "рог": сделать его двухступенчатым  и ещё уменьшить угол  установки - до 42 градусов. Очень  уж  хочется  применить серийный стандартный  переключатель  и не переделывать его.

hof » 2009-10-08 13:56:09

Вениамин Вениаминович! Читать Ваши отчеты - одно удовольствие! :)

okser » 2009-10-08 15:43:09

Вениамин Вениаминович, прочитал Ваш отчёт, позвонил производителю. 26 заднее колесо - не стандартная комплектация, модель рассчитана на 20 дюймовое колесо, которым был укомплектован Taifun. Владелец велосипеда поставил большее колесо, т.к. хотел сделать Taifun похожим на  Fujin SL, такая вот экспериментальная модель. Кто делал "петухи" попробую выяснить. По телефону в Challenge мне ответили, что раньше они по заказу клиента делали петухи под широкую резину или колесо большего диаметра, но всячески отговаривали клиента от подобных модификаций. Так что ставьте заднее 20 дюймовое колесо, каретка перестанет быть задранной, сложности с настройкой заднего тормоза надеюсь исчезнут, и резина не будет цеплять раму.
Сообщите пожалуйста, петухи под 20" сделаны из того же материала, что и под 26"? Похоже ли, что их делали на одном и том же станке, или они разные?

okser » 2009-10-09 00:28:12

Подумалось - с 20 дюймовым задним колесом и штатное зубчатое колесо наверное будет уместно, жаль систему уже поменяли.

Ульяновский Вениамин Вени » 2009-10-09 00:44:56

okser написал:

Сообщите пожалуйста, петухи под 20" сделаны из того же материала...

okser написал:

....жаль систему уже поменяли

Максим, спасибо за оперативное реагирование! Но разволновались зря - я очень рад возможности так дотошно ознакомиться с   "Тайфуном". Благодарен предыдущему  его владельцу  за установку колеса 26". Хорошее решение! Мне даже не хочется пока менять его на 20" - настолько динамична машина (или я уже привыкаю к ней).
     Петухи к двадцатке еще не распаковал даже, посмотрю на них завтра. В любом случае, изготовлены они так же аккуратно как и к 26" колесу , как , собственно, и весь лигерад в целом. Очень приятно, и , что немаловажно  для потребителя - престижно держать  такой качественный  продукт как "Тайфун" в руках и появляться с ним на публике.

Shuriken » 2009-10-14 10:24:23

http://www.etracab.ru/upload/87365716.jpeg
Чтобы не ловить блох по части зазоров, существуют переключатели с верхним хомутом:
http://b0.imgsrc.ru/m/mashinki/3/8096213LQN.jpg
Тут не очень хорошо видно, но идея, думаю, ясна.

Ульяновский Вениамин Вени » 2009-10-18 01:05:37

Обновил "Тайфун" под "чайником".

Shuriken написал:

...существуют переключатели с верхним хомутом...

Саша, так и хочется сказать: не может быть! :))

     Я же обратился за реальным советом, и к знатокам. Проблема в том, что (повторяю): бум  "Тайфуна"  выполнен из трубы  большого  (в 55 мм) диаметра, а корпус каретки  имеет длину в 66  мм. Плюс ко всему цепь идет под большим углом к выносу каретки. Поэтому-то переключатель располагается очень близко  к бумус мин зазорами. И независимо от  варианта расположения хомута (сверху-снизу). На виде "Тайфуна" сбоку это хорошо видно.
   
     Интереснее было бы услышать: что означают циферки-буковки на переключателях, что  определяют углы 62,64,66,68 градусов, насколько употребим для правого шатуна-тройки ( z=28,38,48) переключатель для углов установки 62-64 градуса и рассчитаный на большую звезду  звезду в 44 зуба и т.д. Вот это важно узнать, чтобы самому не экспериментировать и не тратить время и финансы зря. Консультировался в Сокольниках. Однохзначного ответа не получил. Понял, что надо использовать метод проб и ошибок.

Shuriken » 2009-10-20 17:43:30

Переклюк с верхним хомутом можно "завалить" на горизонтальной трубе гораздо сильнее, да и труба эта может быть бОльшего диаметра, нежели при нижнем хомуте - вот и всё.
Углы эти - вещь малопонятная. Это угол между осью крепления переклюка и осью "каретка-втулка". Этот угол на ВСЕЙ велотехнике примерно одинаков - в указанном диапазоне. Если уйти из него, особенно в сторону увеличения - будет хуже включать.

mikhy » 2009-10-21 09:03:10

Я всегда  крепежную трубу для переднего переклюка привариваю уже в конце проекта, когда будет точно известна траектория цепи со всеми отжимными роликами. Делаю это следующим образом. На велосипеде промышленного производства устанавливаю цепь на средние звезды и на кассете, и на системе. Затем, на листе бумаги обрисовываю угол, который образует линия верхней цепи с трубой рамы велика, куда крепится передний переклюк. Это и есть тот самый угол. Потом, понятное дело, прикладываю этот шаблон к верхней ветви цепи на бенте, где цепь тоже установлена на средние звезды и на кассете, и на системе. Тут и видно, какой угол нужен для крепежной трубы. Этот способ ни разу не подводил, все работает без глюков.

Константинов Юрий » 2009-10-21 20:44:26

mikhy написал:

Затем, на листе бумаги обрисовываю угол, который образует линия верхней цепи с трубой рамы велика, куда крепится передний переклюк. Это и есть тот самый угол.

Аналогично, только в AutoCADе. Между делом прорисовываю в 2D все рамы, колеса, системы и кассеты, которые попадают в поле зрения - оттуда и углы...

Константинов Юрий » 2009-10-21 20:55:05

Разрази меня гром, но указанный угол у меня в диапозоне 72-77 град. (ХВЗ, Orbea. Merida...) Зависит, конечно, от передачи - эти углы для высших передач

Ульяновский Вениамин Вени » 2009-10-22 00:21:03

Shuriken написал:

...Это угол между осью крепления переклюка и осью "каретка-втулка"...

Неправильно.

mikhy написал:

...угол, который образует линия верхней цепи с трубой рамы велика, куда крепится передний переклюк...

А вот это ближе к истине!

    В зависимости от того, какова большая звезда  и определяется этот угол для щёчек переключателя. А длина их зависит от набора звезд на шатуне (на две  - короче, на три - длиннее). И выштамповки также имеют отличия (для обеспечения перебрасывания цепи).
    Так вот мой вопрос и заключается в том, что у  "Тайфуна"  верхняя ветвь цепи пересекается осью бума имеющего большой диаметра. При  правильной установке по отношению к ней "правильного" по углу и длине щёчек переключателя,  внутренняя щека при переходе на меньшую звезду (z-28) практически упирается в  бум и нормальное переключение затруднено. Может по этой причине  производители "Тайфуна" и не заложили в конструкцию передний переключатель.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/8/15749348TRM.jpg

     Вот я и пытаюсь  найти компромис и применить какой-то из пер.переключателей, имеющих иные углы. Покупать-перебирать дороговато.  Какой выбрать?

hof » 2009-10-22 01:55:19

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Shuriken написал:

...Это угол между осью крепления переклюка и осью "каретка-втулка"...

Неправильно.

mikhy написал:

...угол, который образует линия верхней цепи с трубой рамы велика, куда крепится передний переклюк...

А вот это ближе к истине!

     Вот я и пытаюсь  найти компромис и применить какой-то из пер.переключателей, имеющих иные углы. Покупать-перебирать дороговато.  Какой выбрать?

Шурикен прав. На велосипедах именно так и измеряется, и именно этот диапазон в градусах и указывается на переключателе. Просто есть 2 класса велосипедов - горный и шоссе, и именно для них и идет основное разделение переключателей на переключатели для шоссейных рам и для горных рам.

mikhy тоже прав, так как в конечном итоге именно угол захода цепи является определяющим фактором.

2BB: Скажу по секрету, что горные велосипеды расчитаны на диапазон переключения 22 зуба, и поэтому у них более высокая рамка, по сравнению с шоссейными переключателями, где норма - либо 14 зубьев (в случае переключателя на 2 звезды), либо 20 или 22 зуба (в случае 3-х звездной системы).

Переключатели для 2-х скоростных систем более компактны по высоте, попробуйте поставить их. И еще - я думаю, что с установленной сзвездой на 60 с чем-то зубьев проблем будет меньше, чем с более компактной горной системой, которая сейчас стоит на "Тайфуне".

Shuriken » 2009-10-22 13:39:55

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Так вот мой вопрос и заключается в том, что у  "Тайфуна"  верхняя ветвь цепи пересекается осью бума имеющего большой диаметра. При  правильной установке по отношению к ней "правильного" по углу и длине щёчек переключателя,  внутренняя щека при переходе на меньшую звезду (z-28) практически упирается в  бум

Ясно, это конечно верхним хомутом не вылечить. Попробуйте увеличить линию цепи.

Букашка » 2010-02-25 21:32:26

Вениамин Вениаминович, прочитал о ваших мучения с позвоночником на новой машине и решил напомнить о «Букашке». Вы её испытывали и остались довольны системой управления, но, видимо, не обратили внимания на конструкцию сиденья. Ваша спина тогда ещё не болела и Вы, конечно, не обратил на это внимания. Посмотрите здесь http://keeper523.chat.ru/cycle3.htm. Там заложена не плохая мысль и гонка по «Золотому кольцу» подтвердила это.
Судя по откликам думаю, что это будет интересно не только вам, поэтому пишу на Форум.
В своё время Олег Халиков (в 1985 году почему-то Хофман http://velomobil.nm.ru) вёл дневник создания своего лигерада (вроде вашего дневника), где он писал, что намерен оснастить его сиденьем Мазурчака.
Я написал ему, обратил его внимание на неприятности, которые его могут ожидать (боли в спине, затруднённое дыхание при больших нагрузках и пр.). Ответа не последовало но, судя по тому, что он сделал в итоге – он меня услышал.
Успехов вам в продолжение испытаний.

Ульяновский Вениамин Вени » 2010-02-26 00:39:43

Приветствую "Букашку" на нашем сайте.
Валерий Андреевич (боюсь сглазить),"Букашка" - это Вы?

hof » 2010-02-26 00:40:50

Здравствуйте, Валерий!

Ну почему же, я обратил внимание на конструкцию Вашего сиденья и принял необходимость поясничного подпора. И со времени нашей с Вами переписки, по вашему совету я строю сиденья именно с развитым поясничным упором, и очень этим доволен. И всем это рекомендую! :)

Кстати, а у вас не найдется фотографий побольше размером?