Уникальный велосипед-трайк (это значит трех-колесный) с электроприводом и солнечной батареей.
Единственный экземпляр. Создан исключительно из интереса. Изготовлен сотрудниками (2 человека) Политехнического университета СПб в рамках проекта по мониторингу использования солнечной батареи в электротранспорте, но проект был закрыт.
И трайк как раз создавался для проверки возможностей использования солнечных батарей при эксплуатации велотранспорта. Да, идея не новая, сейчас существует ряд аналогичных конструкций, но данных по их эксплуатации найти практически невозможно. А такие данные нужны, теория и практика не всегда совпадают! А наш трайк изначально оснащался системами контроля параметров ( токи, напряжения, обороты, скорость, уровень освещенности ) со сбором данных на компьютере ( находился на кронштейне справа от кресла ) и их обработкой, построением графиков под LabVIEW.
Трайк изначально создавался за свои деньги, для реализации и проверки своих идей и без привлечения и возможности внешнего финансирования. Просто нам это интересно!
И так как трайк создавался как лаборатория, то и требования к конструкции специальные. Нам не нужны большие скорости, лавирование в потоке транспорта, высокие требования к пассивной безопасности. А важна устойчивость ( поэтому трайк ), относительная простота конструкции, невысокая скорость ( ограничена 25 км/час под двигателем - европейское требование ), удобство посадки ( поэтому для посадки руль можно откинуть вперед) и сидения для человека не обязательно спортивного сложения ( мой напарник, например, достаточно грузный человек ), возможность и удобство работы с ноутбуком во время движения.
Поэтому конструкция именно такая.
И создана после компьютерной проработки и создания двух деревянных макетов.
Основная идея - именно использование солнечной батареи. Причем именно для подзарядки основной Li-ионной. Вопрос использования солнечной батареи для непосредственного питания электромотора даже не рассматривался -для этого в наших условиях ( СПб ) нужна батарея площадью около 5 ( пяти!!!) квадратных метров! Батарея выбиралась из условия требуемого напряжения ( 24 В) и приемлемой площади, не выходящей за габариты трайка. Выбор пал на 2 батареи по 12 вольт, 50Вт (соединены последовательно ), кристаллических, гибких.
Технические данные:
Одно место. Рама стальная. Колеса 20 дюймов. Одно ведущее заднее колесо. На нем же ободные тормоза V-Brake Shimano. Передние колеса - управляемые. Педальный привод - 6 передач, Shimano. Электропривод - мотор-колесо bafang 250 Вт. Предусмотрен режим PAS. Аккумуляторная батарея Li-ion 24 В, 10 А час. На крыше установлена солнечная батарея - 2 х 50 Вт для подзарядки аккумулятора. Гибкие кристаллические солнечные элементы (Солнечный модуль ФСМ-50F (SUNWAYS), кпд 20%). Установлен контроллер работы солнечной батареи и зарядки аккумулятора (PWM, SL03-20A фирмы Wincong, КНР).
Макс. скорость - 24 км/час только на электроприводе. С педалями - больше. Разгоняется, легко поворачивает, тормозит, удобное мягкое сиденье, для удобства посадки руль откидывается.
Вес 39 кг. Пробег без подзарядки – до 20 км (только электропривод), длина –265 см ширина – 87 см, высота 163 см.
Конструкция новая, поэтому достаточного количества данных по использованию солнечной батареи пока не накоплено. Но что уже можно сказать сейчас: батарея неплохо подзаряжает аккумулятор. В солнечные дни ( а они у нас были! ) ток от солнечной батареи на зарядку достигает 3 А. Немного меняется при изменении ориентации трайка относительно Солнца. За световой день батарея заряжается гарантированно полностью. В пасмурную погоду ток зарядки мал. Среднее значение составляет не более 0,7 А. Иногда напряжения батареи не хватает для зарядки аккумулятора.
Но в целом, мы считаем, конструкция удалась. По крайней мере нашим женам очень нравится. И что удобно сидеть, и что очень устойчиво, и что можно просто ехать, не крутя педали.
Так что получилась конструкция для неспешной комфортной пенсионерской езды. Получился вариант прогулочного электровелосипеда, трех-четырех колесного (для устойчивости при наличии солнечной батареи), предназначенного для неспешного (менее 25 км/час) равномерного (без активных разгонов и торможений) движения по аллеям парков и велодорожкам. Можно назвать это прогулочной ездой. Думаю, это то, что нужно для детей, пожилых людей, может, экскурсантов, для семейного отдыха. И непродолжительные поездки в 1 – 3 часа. Это имеет право на жизнь!