34 года КЭБу Вот сегодня день как день! Самый что ни на есть наш! Сегодня ровно 34 года Московскому клубу энтузиастов биотранспорта. Начало организованного веломобильного движения в СССР. 34 года назад мне было 32 года. По заданию уже не вспомню какой газеты, я созвонился с Вениамином Вениаминовичем Ульяновским с целью написать статью о его машине «Колибри-35». Жил он тогда на проспекте маршала Жукова. Приехал я к нему с Калининского проспекта на велосипеде «Кама» с портативной пишущей машинкой «Континентал» на багажнике. С целью всё, что мне скажет изобретатель, доподлинно напечатать. Печатал я всегда быстрее, чем писал рукой. Но я тогда ещё совсем не знал Ульяновского! Он в то время делал крылатые ракеты и ничего не говорил. Был осторожен, как и положено работнику военно-промышленного комплекса СССР. Поэтому он ничего по делу так и не сказал. И не припомню, была ли публикация. И написал ли я вообще чего-нибудь. Единственное, что помню, что пишущая машинка в тот день не понадобилась. Зато он предложил мне поучаствовать в создании некоей организации, которая могла бы объединить тогда плодившихся, как муравьи весной, строителей веломобилей. На дворе стоял 1986 год. Начиналась горбачевская перестройка. Автомашин было мало. И все, начитавшись статьи Барни Коуэна «Транспорт двадцать первого века велосипед?», по всему Союзу из подручных средств строили веломобили. Правда, тогда к ним предъявляли странные, часто завышенные требования. В них видели альтернативу легковому частному автомобилю. И потому они должны были быть трех-четырех колесными, часто многоместными, оснащенными тентами или пластиковыми укрытиями от дождя и снега. И книга Довиденаса «Веломобили» тоже не заставила себя ждать. Тогда мы, естественно, не знали, что веломобиль это, увы, не конкурент автомобилю. Поэтому эйфория была повсеместная. Была она и у меня. Уловив это, Вениамин Вениаминович Ульяновский предложил мне поучаствовать в создании КЭБ – Клуба энтузиастов биотранспорта. На вопрос: «А что там делать журналисту, который не строит из подручных средств веломобили?», он ответил просто: «Будете заниматься членскими карточками». Помню, их было очень много – членов и, соответственно, членских карточек. Компьютеров тогда не было, и все делалось вручную. Людей набралось видимо-невидимо. И со всего тогда ещё не развалившегося СССР. Особенно много было с Украины – Полтава, Харьков, Киев. Очень сильны были веломобилестроители Киева. Помню, они всегда брали первые места на «Зимней гонке КЭБ», которая проходила в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Были и из Литвы, и из Ленинграда, и даже из Средней Азии. Состоялось историческое заседание в гостинице «Юность», где и было принято решение о создании КЭБа. Ну и понеслось! «Золотые кольца» летом и гонки зимой. Жизнь кипела, как нигде и никогда более в веломобильном мире нашей Родины. Помнится, были конструкторы, в том числе и те, которых уже нет с нами: это Терентьев, Сатаров, Пополов. Их было очень много – веломобилистов первой волны. Потом конец СССР положил конец этой первой волне. Все стали выживать, и всем стало не до веломобилей. Возродилось движение позже. Но это, как говорит Каневский в конце каждой передачи «Следствие ведут знатоки», это уже совсем другая история.
|