КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#26 2014-06-27 08:11:52

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: велоконструкции механика Гаврилова

Сделай Сам (Огонек) 1999-05
В. Гаврилов
«Ручные» вело

Веломобиль
В настоящее время много внимания уделяется сравнительно новому виду биотранспорта — веломобилю. Проводятся, хотя и не часто, "веломобильные" выставки, встречи и соревнования, о веломобилях пишут книги и т.д. Напоминаю тем, кто еще незнаком с этим видом транспорта, о его основных достоинствах: комфорте, устойчивости при движении, довольно высоком КПД. Веломобиль удобен и тем, что его устойчивость (все-таки не менее трех колес) позволяют установить на нем ручной привод, то есть включать в работу мышцы рук.
Хочу поделиться своей сравнительно простой и несложной в изготовлении конструкцией веломобиля с ручным приводом, успешно испытанной мной на практике.
Веломобиль (рис. 1 и 2) состоит из рамы (от велосипеда типа "Салют" или "Кама") со срезанной задней вилкой. На раме болтами закреплено пластиковое кресло. Форму и конструкцию кресла выберете сами по своему вкусу. Мне, например, удалось раздобыть списанное трамвайное сиденье, в котором пришлось прорезать паз для трубы рамы.
Под креслом в отверстии рамы жестко установлена поперечная ось с двумя колесами на концах.
В передней вилке рамы установлено ведущее колесо желательно небольшого диаметра (от велосипеда "Кама", "Школьник" и т.п.), чтобы оно не упиралось в ноги ездока при поворотах. Чтобы вставить ведущее колесо, "перья" вилки следует слегка разогнуть, что легко сделать даже руками. К передней вилке веломобиля крепят кареточный узел ножного привода, вырезанный (вместе с вилкой и трубой-тягой) из рамы от любого старого велосипеда. Кареточный узел следует максимально возможно приблизить к оси переднего колеса веломобиля из-за вышеупомянутых соображений. Для этого "перья" вилки, оставленной нами на кареточном узле, если они, конечно, слишком велики для переднего колеса, обрезают ножовкой, расплющивают их концы молотком (сталь рамы пластичная, не ломается) и сверлят на концах отверстия. Каре-точный узел с помощью тяги-трубы дополнительно "привязывают" к передней вилке с помощью болта. Тягу для удобства крепления расплющивают на конце и плавно изгибают молотком, подбирая ее длину такой, чтобы кареточный узел был зафиксирован в положении, при котором ноги при педалировании не касались бы земли.
На оси каретного узла слева установлен шатун с промежуточной звездочкой. Последняя связана цепью с такой же звездочкой ручного привода, где вместо педалей установлены рукоятки-втулки. Кареточный узел ручного привода также вырезан из старой рамы. Крепят его на трубе передней вилки веломобиля так же, , как и обычный руль, то есть осевым болтом.
Ручные и ножные шатуны ориентированы параллельно друг другу. Цепи требуемого размера легко получить, добавляя к имеющимся цепям соответствующее число звеньев. Положение ручного привода отрегулируйте по своему росту, чтобы  рукоятки не касались ног и груди. Длинная ось задних колес, выполненная из стального прутка диаметром 21 мм, входит почти без зазора в отверстие кареточного узла и стопорится в нем простой шпонкой с гайкой. Задние колеса (см. рис. 2) свободно установлены на двух паpax стандартных шарикоподшипников (№203) и стопорятся на конце оси гайками.
Торможение веломобилем осуществляется, как и в обычном велосипеде, поворотом шатунов в обратном направлении. Понятно, что одновременная работа рук и ног увеличивает мощность привода, позволяет развить мышцы не только ног, но и рук.
(Автор забыл сказать, что на оси кареточного узла ножного привода звездочки с шатунами расположены на обоих концах оси. Одна связана цепью со звездочкой ручного привода, а другая - со звездочкой на переднем колесе. — Примечание редактора.).

http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/28844/28844_original.png

Рис. 1. Конструкция веломобиля (вид сбоку): 1 — ведущая звездочка ручного привода; 2 — труба-тяга каретного узла ножного привода; 3 — ведомая звездочка ручного привода; 4 — вилка каретного узла ножного привода.
Рис. 2. Конструкция веломобиля (вид сверху): 1 — каретный узел ручного привода; 2 — труба-тяга каретного узла ножного привода; 3 — ведущая звездочка ножного привода; 4 — ведомая звездочка ручного привода; 5 — ведущая звездочка ручного привода; 6 — корпус втулки заднего колеса; 7 — стопорные гайки.


Велонасадка
Вот уже несколько сезонов с успехом пользуюсь сконструированной и изготовленной мной велонасадкой, позволяющей использовать при езде на велосипеде сипу рук. Это не только увеличивает полезную тягу и скорость, но и развивает мышцы рук. Насадка проста, надежна, ее легко установить на любом велосипеде с треугольной рамой и так же легко демонтировать. Жаль, конечно, что на двухколесном велосипеде одновременно с ногами удается работать лишь одной рукой, так как вторая обязательно должна держать руль.
Конструкция насадки очень проста. Пара "двуплечих" ры чагов установлены на общей оси по обе стороны велосипеда (и велосипедиста), причем так, что не мешают ездоку нажимать на педали (рис. 3). Конструкция, конечно, выглядит несколько странно, но вполне работоспособна.
Основная задача при изготовлении велонасадки - надежно укрепить на раме велосипеда ось, на которой качаются "двуплечевые" рычаги. Я сделал это с помощью трех скоб (рис. 4), которые изогнул из труб рамы старого велосипеда. К раме моего велосипеда скобы я прикрепил с помощью U-образных хомутиков. Да, изгибая скобы из труб, я слегка сплющил их середины и полностью концы, после чего в последних просверлил отверстия диаметром 15 мм (рис. 5) надел скобы на ось и приварил скобы к оси.
Рычаги и втулки изготовил из полудюймовых водопроводных труб (рис. 6). Такие трубы легко гнуть, причем места изгиба получаются достаточно жесткими, если их слегка расплющить молотком на наковальне. Втулки приварил к рычагам.
Тяги, соединяющие рычаги с осями педалей, изготовил из трубок от раскладушки (концы трубок, конечно, сплющил и просверлил в них отверстия под ось педали и под штифт, соединяющий тягу с "двуплечевым" рычагом.
Все! Садитесь на велосипед с насадкой и езжайте себе на здоровье.
Держа одну руку на руле, второй рукой вы начинаете качать соответствующий рычаг. Устойчивость почти не снижается, а ощущение такое, как будто у вас появилась третья нога.
А теперь лирическое отступление. Однажды утром я мчался по шоссе на велосипеде, оснащенном ручными рычагами. Я выехал за село. На остановке терпеливо ждала автобус еще не проснувшаяся толпа, которая явно вышла из дремы, увидев мой гибрид велосипеда и инвалидной коляски. Подстегиваемый любопытными взглядами, я приналег на педали помогая ногам рукой. День обещал быть удачным, но вдруг неожиданно из густых кустов на обочине выскочила стая собак и остервенело бросилась мне наперерез. Одна из них угодила прямо мне под колесо. Я удержался в седле, но велосипед свалился и юзом пошел по асфальту. Толпа ахнула. Я же благодаря своеобразному каркасу из рычагов и тяг отделался только легким испугом. Поднявшись, потер слегка ушибленное колено и как ни в чем не бывало поехал дальше. Собака убежала зализывать рану.

http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/28937/28937_original.png

Рис. 3. Конструкция велонасадки (вид сбоку): 1 — рычаги; 2 — хомутик; 3 — скобы; 4 — тяга;
Рис. 4. Конструкция велонасадки: а — вид сверху; б — положение скоб в раме (вид сбоку): 1 — ось; 2 — скобы; 3 — втулка; 4 — рычаг; 5 — тяга.
Рис. 5. Скоба.
Рис. 6. Фрагмент рычага с приваренной втулкой.


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#27 2014-06-27 08:27:07

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: велоконструкции механика Гаврилова

Сделай Сам (Огонек) 2003-02
В. Гаврилов
СВЕРХМОЩНЫЙ ВЕЛОПРИЦЕП-ТАНДЕМ
В наше время не иссякает поток изобретений и усовершенствований велосипеда. Трансмиссии с шатунами переменной длины, позволяющие менять крутящий момент и, следовательно, «скорости», веломобили, ручные приводы. Недавно запатентован принципиально новый рычажный привод, повышающий мощность велопривода. Популярными стали всевозможные грузопассажирские велоприцепы (одно- и двухколесные), снабженные автономными мускульными приводами. Таким образом, можно сказать, что подобно автопоезду с активными осями уже появился «велопоезд», который подходит под определение как тандема (при одном колесе), так и веломобиля (при двух колесах).
(Напомним, что автопоезд — это автомобиль-тягач с одним или несколькими прицепами. При тяжелых дорожных условиях применяют автопоезды с активными осями. В последнем случае крутящий момент от двигателя дополнительно передается на ось прицепа. — Примечание редактора.)
Прицеп привлекателен тем, что им не надо управлять, следовательно, ничто не мешает пассажиру всю мощь и энергию ног и рук использовать для вращения ведущего колеса прицепа. Открываются новые горизонты для самодельщиков-новаторов и изобретателей в совершенствовании не только самого «изобретенно-го-переизобрегенного» велосипеда, но и велоприцепа.
В этом материале предлагается конструкция одноколесного велоприцепа с рычажным приводом, позволяющим подключать к работе руки и ноги. Прицеп надежен и прост, что показали успешные его испытания.
На рис. 1 приведен общий вид прицепа. Основу прицепа составляет обычная велорама, на,вертикальной трубе которой закреплен дополнительный кареточный узел от любого велосипеда. Только шатуны на оси каретки развернуты в одну сторону. Поэтому для установки одного из шатунов на оси с помощью наждака следует выполнить дополнительный паз (лыску) для клина. На шатуны плотно набивают по слегка расплющенному на конце отрезку пол-дюймовой трубы, образуя ножные рычаги. Для надежности последние подваривают к шатунам. С другой стороны концы рычагов расплющивают посильнее, сверлят в них по два отверстия диаметром 14 мм, устанавливают в отверстия оси педалей и приваривают оси к рычагам. Дополнительно к правому рычагу снизу также с помощью сварки крепят малую звездочку, которую будет охватывать закрепленная на том же рычаге велосипедная цепь (общая длина цепи 1,2 м). Сверху к ножным рычагам приварены по рычагу для «ручной тяги». Они изготовлены из обычных полдюймовых труб и являются как бы продолжением ножных рычагов (рис. 2). Сверху к ручным рычагам опять же приварены две поперечные трубы (рычаги) для ручной тяги. На концах этих труб-рычагов надеты рукоятки от велосипедного руля.
Из двух изогнутых попдюймовых труб сварен каркас кресла. Концы труб расплющены и в них предусмотрены отверстия диаметром 12 мм для крепления каркаса на раме известным способом (по типу багажника). Отметим, что размеры каркаса, как и всех других элементов конструкции, жестко не регламентированы, так что их подбирают с учетом типа рамы и вашего роста. Кресло можно использовать и готовое.
Нетрудно догадаться, что по две пары педалей и рукояток, расположенных на разных расстояниях от оси качания рычагов, предусмотрены для того, чтобы «регулировать» крутящий момент на ведущем колесе, обеспечивая как бы две «скорости», поскольку момент вращения равен произведению прилагаемой сипы на плечо.
В передней части рамы прицепа вместо вилки переднего колеса жестко закреплена изогнутая труба (см. рис. 1), к концу которой приварен П-образный кронштейн (рис. 3). Данный кронштейн «качается» на оси, приваренной к втулке (отрезку трубы). В свою очередь, втулка надета на Г-образный кронштейн, согнутый из стального прутка и установленный на велосипеде-тягаче. Система из П-образного кронштейна, оси втулки и Г-образного кронштейна представляет собой телескопическую подвеску прицепа (см. рис. 3), позволяющую ему разворачиваться относительно велосипеда, с которым он соединен, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, не «заваливаясь» на бок. Добавлю, что Г-образный кронштейн приварен к подседельной трубе основного велосипеда, а сверху надетой втулки на него навинчена упорная гайка.
Рядом с П-образным кронштейном на конце изогнутой трубы закреплена «возвратная» пружина растяжения, соединенная с концом цепи (лучше всего подойдет пружина от эспандера). Далее цепь входит в контакт с промежуточной звездочкой, охватывает звездочку заднего колеса, огибает малую звездочку на правом «ножном» рычаге и фиксируется на этом рычаге (см. рис. 1). Обратите внимание, что шатун, к которому приварена промежуточная звездочка, обрезают «болгаркой», чтобы не мешать качанию правого ножного рычага. Да, не забудьте извлечь из втулки колеса прицепа тормозной барабан.
К каркасу креспа приварена поперечная «нейтральная» рукоятка, чтобы пассажир удерживал равновесие при спуске, когда можно отдохнуть, вытянув ноги. Кстати, эту ручку желательно снабдить обычным ручным тормозом (на чертеже не показан) для большей безопасности езды.
Итак, подсоединив прицеп к основному велосипеду и усевшись в кресло (ноги при этом опираются на землю), пассажир начинает отталкиваться ногами до разгона «велопоезда» вместе с «рулевым», который седлает своего «железного коня» обычным способом. Как только «рулевой» начнет крутить педали, пассажир принимается «тянуть-толкать» рычаги. При малых скоростях и на подъемах используют дальние от дополнительного кареточного узла рукоятки и педали. При быстрой езде — ближние.

http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/29248/29248_original.png

Рис. 1. Схема велосипеда с активными осями: 1 — каркас седла; 2 — малая звездочка; 3 — промежуточная звездочка; 4 — педаль; 5 — ножной рычаг; 6 — дополнительный кареточный узел с шатунами; 7 — ручной рычаг; 8 — ручка; 9 — изогнутая труба; 10 — телескопическая подвеска; 11 — пружина.
Рис. 2. Конструкция прицепа (вид сзади): 1 — рукоятки; 2 — ручной рычаг; 3 — дополнительный кареточный узел; 4 — ножной рычаг; 5 — «нейтральная рукоятка»; 6 — педали.
Рис. 3. Схема телескопической подвески (вид сверху): 1 — изогнутая труба прицепа; 2 — П-образный кронштейн; 3 — втулка.


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.021 seconds, 12 queries executed ]