Форум клуба энтузиастов биотранспорта
новая информация о доработках стрижа
КАК ЛЕТАЕТ ЭЛЕКТРОСТРИЖ.
Вот и завершилась моя эпопея с выбором и монтажом электропривода для СТРИЖа. Все удовольствие обошлось мне в 32 т. руб.
Двигатель рассчитан на максимальный ток 15А. При напряжении батареи 48В можно достичь мощности более 700 Вт (это ЛэнсАрмстронг на 15 км подъеме высшей категории сложности и это за пределами человеческих возможностей). Но мне вполне достаточно и номинала двигателя – 350 Вт (10А). Благодаря высокому напряжению батареи это ток порядка 7 А. Кроме того, умный контроллер отсечет запредельный ток, даже если пилот выкрутит ручку «газа» донельзя.
Огоньки на пульте управления информируют о степени зарядки батареи. Сама батарея (литий-феррум-фосфат) достаточно емкая (почти 10А.ч – 440Вт.ч). Ячейки использованы такие же как на ТЕСЛА до 2016 года (сейчас Илон Маск использует еще более емкие элементы – более 200Вт.ч/кг).
Батарея устойчиво работает (по заявлению изготовителей) и в жару, и в мороз, но на ночь ее зимой лучше на улице не оставлять. Автоматика не дает разрядить батарею до 0, да этого и не нужно делать, чтобы не сокращать заявленный жизненный цикл аккумулятора – 1500 полных циклов.
Поскольку крутящий момент у двигателя очень высокий для обычной передней вилки велосипеда - 40 Н.м, в комплекте к мотору идут специальные фиксируемые на валу шайбы с козырьками, которые входят в выступы дропаутов перьев и не дают валу двигателя проворачиваться при резком трогании с места (продавцы электрокомплекта настоятельно рекомендовали применять мягкую манеру вождения). Кроме того, в электрокомплект входит титановый усилитель дропаутов, который также жестко фиксирует вал относительно мотора. Само мотор-колесо -20-дюймовое на почти мотоциклетных спицах. Поэтому прежнее 21-дюймовое колесо ждет теперь своих покупателей, как и прежний шоссейный тормоз, который до 406 обода просто не достает.
СТРИЖ теперь весит 24 кг, что не сказывается на его ходовых качествах, но вот, удобство транспортировкитрайка в пассажирском лифте несколько снизилось. С другой стороны, увеличилась рабочая нагрузка на переднее колесо: 28 вместо прежних 24 кг, что, может быть, поможет на ледяных подъемахзимой. Поэтому пришлось купить не только летнюю сликовую, но и зимнюю шипованную резинуна переднее колесо.
Вначале я проехал свой традиционный куркинский круг(7.5 км) на педалях. Дул холодный сильный северный ветер, который помогал мне на спусках, где его помощь и не была нужна, издорово мешал на подъемах, снижая и без того невысокую скорость. Результат – 19 мин. (при слабом ветре результат трайка - 17 мин).
Затем я проехал тот же круг, прибегая к помощи электротяги. Результат – 16 мин. Из них 6 раз по 4-5 секунд я пользовался и электродвигателем, т.е. не более 0.5 мин. за круг. Если ты вовсю крутишь педали, электропомощь начинает ощущаться только через 1-2 секунды, когда двигатель нагонит тебя по скорости. При этом скорость на подъемах быстро возрастает до 33-36 км.ч.
Даже при пользовании электротягой всего3% времени, прибавка средней скорости составила почти 20%, а курсовая скорость (без учета 2 мин. потерь на светофорах) выросла на 25%. Чисто субъективно, второй круг оказался наполовину легче первого.
Вообще, бюджет проекта СТРИЖ приблизился к 160 тыс.руб. При этом как минимум 1/3 затрат оказались излишними, что вполне естественно, т.к. новый проект –это всегда поиск, это всегда риск ошибиться. Но я верю в высокий творческий и профессиональный потенциал моих товарищей – тамбовских конструкторов Вадима Дунаева и Александра Сергеева. Я также очень благодарен за практическую помощь и моральную поддержку Алексею Киристаеву и Александру Карпуку. Большое спасибо Александру Устинову(Шурикену) за его едкие и умные замечания по проекту СТРИЖ.
Ну и, конечно же, выражаю особую признательность нашему гуру-веломобилисту Суздальцеву Геннадию Сергеевичуза его нацеленность на то, чтобы СТРИЖ обрел реальные крылья.
Подготовил Станислав Худатов.
P.S. Прошедшая зима оказалась для меня особо тяжелой. Из-за многочисленных снегопадов и образовавшихся на дорогах наледей и настоящих ледяных торосов, я упал и здорово ушиб бедро и голень. Причем произошло это на небольшой скорости,когда, подъезжая к светофору,я взял немного правее, чтобы не мешать тем, кто уходил по стрелке вправо. И этого «немного» оказалось достаточно, чтобы велосипед, прямо-таки, «выстрелил» из-под меня, бросив на обледенелый асфальт. На 3-колесной машине не было бы даже намека на занос.
Однако, уходящая зимушка послала мне свой прощальный привет еще через месяц, когда по дороге на дачу в середине марта, я на скорости угодил передним колесом велосипеда вначале в одну глубокую яму, скрытую бурными ручьями. Руль при этом выбило влево, но я как-то удержался и уже начал выправляться, когда спустя 0.1 секунды я попал в следующую еще более глубокую подводную яму (в этом месте раньше всегда был асфальт, но он сошел вместе со снегом), и руль выбило теперь уже в другую сторону. В результате падения сильно ушиб ребра и бедро, а велошлем треснул пополам. Благо под ним была еще флисовая шапочка, которая тоже смягчила удар. Поэтому, чтобы веломашина была безопасной, она должна иметь более 2 колес и быть более устойчивой.
Теперь СТРИЖ стал мускульно-электрическим В батарею «влезает» 440 Вт.ч.
Неактивен
ВЕСНА –СТРИЖ ПРИЛЕТЕЛ.
СТРИЖ снова в Москве. Вадим Дунаев и Александр Сергеев, по моей просьбе, переделали сиденье. Теперь оно состоит из 3 частей, регулируется наклон и даже высота посадки. Вместо прежнего угла наклона спинки 45 градусов, я установил 25 градусов. Вместо прежней высоты сиденья 24 см, я установил 20.5 см.
Все это немного повысило устойчивость 3-колесной машины. При этом посадка осталась такой же удобной и комфортной. Мы с ребятами установили, что независимо от угла наклона спинки сиденья, плечи, шея и голова пилота должны располагаться вертикально. При этом макушка опустилась с 95 до 87 см. Это уже близко к показателю Milan и DF. Если бы ребята заменили пережимную звезду, сиденье можно было бы опустить еще на 3-4 см. Но пока и так неплохо.
Приводной вал изготовили новый, но он все-равно немного бьет на скорости и поет мягко как турбина аэробуса. Причину мы так и не нашли. А жаль. В свободно вращающемся заднем колесе переточили гайку ступицы, и СТРИЖ стал на 0.5 см уже. Вроде немного, но теперь он гораздо легче входит в пассажирский лифт. Сейчас его ширина 67,5 см, но я думаю, что вполне можно выйти на 65 см, как у КЭТУЛи. Правда, с новой гайкой ступицы в неприводном колесе появился заметный люфт.
И все же. ребята - молодцы. Первые же поездки показали, что СТРИЖ стал летать еще лучше. Осенью я проехал на СТРИЖе по своему куркинскому круговому маршруту 15 км (с 20 светофорами) за 39 мин., сейчас – за 34 мин. Мелочь, а приятно. Да и отсутствие подвески на 30 км.ч совершенно не ощущаешь даже на плохой дороге.
Теперь займусь электрификацией трайка.
Станислав Худатов.
СТРИЖ снова дома.
Лиза любит птиц, но СТРИЖа не тронула.
Отредактированно Stas (2018-04-15 22:20:44)
Неактивен
В воскресение 15 апреля 2018г. " Высокая комиссия " по приглашению Станислава Худатова участвовала в тестировании и осмотре Стрижа . Впечатление от качества доработки и от улучшения ходовых качеств самые положительные Предложено представить этот экземпляр тамбовских умельцев на выставку Электротранс 2018 в Сокольниках 16-17 мая 2018г. и сделать сообщение об этом на круглом столе 16 мая в 16 часов .
Неактивен
https://vk.com/photo459072553_456239128?all=1 часть фото стрижа
Неактивен
Приятный Электротрайк. Мне понравился. Ничего лишнего,все на своем месте. Есть усилители дропаутов ,что совсем не лишнее под электропривод. На "Бешеной кровати" задние дропауты толщиной 16 мм., ось вставляется в них с небольшим натягом и стягивается прочным болтом 6 мм. под самой осью. Езжу уже 5-й год,пока нормально.....
Отредактированно MehanikGalkin (2018-04-21 00:04:12)
Неактивен
Размещаю по просьбе С. Худатова его очередной отчет об эксплуатации веломобиля "Стриж" со вспомогательным электроприводом
21 апреля 2018 года мы с Суздальцевым Г.С. участвовали в практическом занятии в ЦОДД г.Москвы по обучению волонтеров из МАДИ и других вузов умению делать интересные и убедительные презентации для школьников о соблюдении ПДД для пешеходов и велосипедистов.
Приглашение исходило от Президента «Гильдии автошкол России» Лобарева С.Ю. Его помощник провел интересную игру-презентацию, рассказав и о правилах безопасности для юных велосипедистов. Нам тоже дали слово и мои слова о том, насколько полезен велотранспорт для человека и города, и о том, как правильно выполнять ПДД для велосипеда, были с удовольствием встречены волонтерами, но на руководство гильдии автошкол произвели, как я теперь понимаю, отрицательное впечатление.
После презентации нам все же пообещали, что дадут возможность сделать для волонтеров полноценную лекцию о безопасном и эффективном использовании велосипеда в качестве личного транспорта. Однако, вот уже две надели Лобарев не отвечает ни на звонки, ни на письма.
В общем, не хотят автомобилисты дружить с велосипедистами. А жаль.
На эту встречу я ездил на электроСТРИЖе. Туда (20 км) я проехал со скоростью своего шоссейника и лишь 2-3 раза задействовал электропривод на 4-6 секунд. Обратная дорога потребовала много сил и энергии. Дул почти встречный шквалистый ветер и лил проливной дождь, и СТРИЖа буквально сносило с дороги. В этих условиях электропривод очень пригодился, особенно, на мостах, где буря давила как стена. Конечно, я насквозь промок и втуне поминал Вадима Дунаева и Александра Сергеева не самыми добрыми словами за то, что не сделали посадку еще ниже, а машину – устойчивее.
Уже по возвращении домой я узнал из СМИ, что это был апрельский ураган, который повалил тысячу деревьев и наделал много бед в Москве. Тогда я мысленно извинился перед родителями СТРИЖа и выразил им слова заслуженной благодарности за такую устойчивую трехколесную машину.
30 апреля я поехал на СТРИЖе на дачу. Электропривод я использовал только на крутых подъемах в общей сложности 10 раз по 5- 7 секунд. Этого, правда, было достаточно, чтобы скорость на подъемах мгновенно возрастала с 16-18 до 32-34 км.ч. Поэтому, несмотря на встречный ветер, небольшие пробки и многочисленные светофоры, а также необходимость идти часть маршрута пешком по узкому мостику через ручей, ведя стального коня под уздцы, а потом ехать по плохой дачной дороге, я проехал 42 км за 1ч.30мин., что близко к лучшему результату на шоссейнике при попутном ветре и на свободной дороге (1ч.29 мин). На пути обратно домой, будучи измучен 2-дневной изматывающей дачатерапией, я использовал электропомощь в общей сложности около 2 мин. и доехал тоже за 1ч.30 мин., что для меня явилось абсолютным рекордом. На горизонте без помощи электропривода скорость держалась на уровне 32-34 км.ч.
Очень сильно мешали проезжающие в обоих направлениях большегрузы, которые сплошь и рядом приветствовили нас со СТРИЖом своими пароходными гудками и отвлекали внимание на ответные приветствия. Водители легковушек тоже попискивали звуковыми сигналами, но больше, просто поднимали большой палец вверх в то время, как их жены и дети снимали диковинную веломашину на телефоны.
СТРИЖ еще раз продемонстрировал свои скоростные качества и высокую маневренность, боковую устойчивость и способность неплохо справляться с ямками разбитых весенних дорог.
Теперь отправляю его обратно в Тамбов для обретения обтекаемого корпуса. Предстоит решить множество инженерных проблем, чтобы корпус получился функциональным, не тяжелым и недорогим. Пока вопросов больше, чем ответов. Но, как говорится, ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ.
Станислав Худатов.
Неактивен
Несколько фотографий со встречи со "Стрижом" 15 апреля 2018 г.
Шубин И.В. за рулем электротрайка:
"Стриж" привлек потенциального веломобилиста, но оказался сильно "на вырост"
Через некоторое время вокруг веломобиля собралась внушительная тусовка местных дворовых "авторитетов" на своих велосипедах:
Они быстро усадили Суздальцева Г.С. за руль
Сугена не выпускали из-за "штурвала" веломобиля, пока он не взял на борт пассажиров:
Ему пришлось сделать по паре кругов по двору
Живой интерес к "Стрижу" проявляли не только школьники, но и взрослые:
Неактивен
Интересные фото,спасибо! И "Стриж" смотрится неплохо на фотографиях. Жаль, не могу приехать,попробовать его на ходу....
Неактивен
Спасибо, Александр, за добрые слова! Сейчас СТРИЖ в Тамбове. Предстоит сделать корпус - обтекатель:функциональный, компактный, легкий. Как это сделать- никто пока толком не знает. Но Вадим и Александр - очень талантливые конструкторы.Ты требуешь от них невозможного, они на тебя ругаются. что это - невозможно и ... делают это невозможное.
Вчера на ежегодном собрании ВТС помимо отчета о работе по развитию велокультуры, я вынужден был сделать целую презентацию о СТРИЖе. Она вызвала ОГРОМНЫЙ интерес у президентов нескольких велоклубов, которые присутствовали на собрании, и они спросили меня: где и почем можно такой трайк купить.
Когда корпусной СТРИЖ прилетит обратно в Москву, ты можешь приехать на пару дней в Москву и остановиться у меня, чтобы опробовать трайк.
Неактивен
Спасибо за приглашение Stas, не знаю,смогу ли приехать. Загружен заботами всякими...... работа,деревня,лигерад пока "сырой",жена еще...вредина...,хотя обожаю ее( она преподает в академии таможни руск. и литер.). Ну..всего не перечислить..
По обтекателю, да это дело интересное и серъезное. Мы, с А.Кудрявцевым, в общей сложности изготовили около 10 обтекателей,в том числе и "Дельфины". Одно из главных в этом деле это ПОДГОТОВКА к процессу. Что бы все было под рукой и не мешало при работе ....Ну,ребята,кто будет делать обтекатель на "Стриж",думаю и сами про это знают. Да,наличие обтекателя не только повышают ходовые характеристики и комфорт,еще сильно меняется внешний вид конструкции...Несколько увеличивается парусность, осторожно при боковых порывах ветра.
Удачи!!
Отредактированно MehanikGalkin (2018-05-20 11:51:17)
Неактивен
Начались работы по созданию упрощенного и облегченного обтекателя для электроСтрижа
.Для того чтобы понять наружние и внутренние габариты обтекателя были изготовлены и установлены на раму временные шпангоуты
к которым планируется прикреплять временные скуловые стрингеры.
фото можно посмотреть на Тамбовских веломобилях в такой же теме
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 09 май 2011, 12:23
Отредактированно саша (2018-06-01 22:50:59)
Неактивен
Публикую информацию из "самых первых рук" о текущем состоянии проекта "Стриж". Можно считать это отчетом, как этого требуют некоторые члены Клуба.
Итак, самое главное - В. Дунаев и А. Сергеев полностью справились со своей задачей, поставленной перед ними владельцем "Стрижа" - С. Худатовым.
В конце ноября вырвался с работы и в счет отпуска выехал в Тамбов. Веломобиль находится в хорошо оборудованной, теплой и светлой мастерской. Нижняя часть кузова полностью завершена и смонтирована на шасси.
В задней части кузова установлено детское велосидение, изготовлена защита приводных узлов.
По периметру обреза входа в веломобиль сварена силовая опорная трубчатая рамка из алюминия. На ней же предусмотрены крепления зеркал заднего вида.
После окончательной сборки, установки цепи, отжимного ролика, настройки переключателей, установки и подключения батареи, бортировки и накачки колес, был произведен небольшой тест по смеси льда и снега и при морозе.
Неожиданно, посадка - высадка оказались даже проще и удобнее, чем на шасси без обтекателя, за счет внутренних упоров для ног и жесткой рамки на кузове, на которую можно опираться всем весом.
Вадим Дунаев сделал по укатанному снегу несколько кругов вокруг здания, каждый круг - примерно метров 400. Клиренс веломобиля оказался достаточным для преодоления всех встретившихся препятствий на дороге - от ям и кочек - до доски - "пятидесятки". Ведущее колесо уверенно тянуло даже по обледенелым местам.
Решили продолжить тест на следующий день при свете.
А. Сергеев отвез "Стрижа" на набережную, где В. Дунаев сделал несколько пробных заездов.
Динамические характеристики, управляемость, проходимость и эргономика оказались даже выше ожиданий.
В процессе тестирования веломобиля произошла незначительная поломка: во время движения Вадим на ухабе задел изнутри ногой обтекатель (ноги были не в велотуфлях и нога сорвалась с педали) и от сильного удара кузов дал трещину по месту стыка панелей на правом борту. Здесь видимо свою роль сыграло и то, что и температура в тот день была порядка -15С, за счет чего пластик стал более хрупким.
Веломобиль доставили обратно в мастерскую для ремонта кузова и продолжения работ над фонарем.
В дальнейшем предполагается оклеить кузов пленкой с эффектом отражения света фар в темное время для повышения заметности на дороге.
Отредактированно Alexey (2018-12-10 02:15:57)
Неактивен
Круговой свет и крылья--наше все! Хороший аппарат получился,мне нравится.
Неактивен
MehanikGalkin написал:
Круговой свет
Это актуально и для меня, и хотелось бы увидеть все подробности на видео.
Неактивен
6 июля 2019 г. в тамбовском парке "Дружба" состоялись первые испытательные заезды полностью закрытого веломобиля с дополнительным электроприводом "Стриж".
Видео с испытательных заездов можно посмотреть ЗДЕСЬ (нажать)
Неактивен
Здорово!!! Много интересных решений. Молодцы! И, конечно, рука Дунаева-дизайнера чувствуется.
Очень компактный, узенький. Но Вадиму после "Тетивы" там, наверное, просторно.
Хорошая компоновка. Кажется крылья колпака обтекают плечи.
Непонятно зачем остекление сзади головы водителя? для тех.эстетики? Верх прозрачный, конечно, легоньким выглядит
Как обзор через лобовое стекло при таком угле установки?
Не знаю, стриж ли , но вроде к месту это фото здесь (не помню откуда стащил)
P.S. Присматриваюсь повнимательнее, ловлю удачные ракурсы на видео: вроде все рационально скроено (учитывая, что из плоскостей) , но к необычному образу нужно привыкнуть глазу,
чтобы принять его нутром.
Какой-то диссонанс между верхом и низом...
Неактивен
СУГЕН
Member
Зарегистрирован: 2008-05-30
Сообщений: 669
IP: 109.252.70.118
Профиль E-mail ЛС
22 сентября 2019 г. по приглашению Стаса смотрели и обсуждали конструкцию Стрижа . Присутствовало 3 человека . Сначала осмотрели конструкцию в помещении с демонстрацией составных частей веломобиля и их взаимное расположение. .Потом вышли на холод, собрали обтекатель и проехали два круга по трассе Стаса. -примерно по 7 км. Средняя скорость была 35 км\час. В некоторых местах доходила до 50 км\час. Прозрачные стёкла обтекателя сильно запотевали но Стас упорно двигался по трассе. Сопровождавшие ехали в машине и снимали видео. Прохожие останавливались и удивлялись необычной Селёдке, быстро двигавшейся по улицам Химок. Потом пили чай .обсуждали забугорные подобные конструкции .
есть ссылка видео с пробега от Алексея https://youtu.be/Ola6LyzUeDQ
Неактивен
Сегодня 08:06:28
Stas
Member
Зарегистрирован: 2017-12-26
Сообщений: 40
IP: 91.246.80.145
Профиль E-mail ЛС
Re: Дни рождения, юбилеи... Лучше поздно, чем...
Что касается предложения Valor, жду с нетерпением оценок и предложений форумчан о том, как сделать СТРИЖ-2 более энергоэффективным и не потерять его высокой транспортно-бытовой функциональности.
Сегодня 10:23:13
Balor
Member
Зарегистрирован: 2015-11-19
Сообщений: 25
IP: 5.165.136.1
Профиль E-mail ЛС
Re: Дни рождения, юбилеи... Лучше поздно, чем...
Вообще, совсем хорошо полюбому не получится даже с обтекателями колёс - по совести их надо было заключить внутрь корпуса, сделав его шире ИЛИ разносить порядочно шире, чтоб они не мешали работе хвоста в восстановлении давления.
Вот CFD моего аппарата, где я думал о похожем:
Без колёс и с широким корпусом:
С колёсами и узким корпусом:
Как можно видеть, след турбулентности значительно шире и сопротилвение программа показывает больше в полтора раза. А ведь это модель полнодисковых колёс с узкой гоночной резиной!
Т.е. можно было сделать более просторный, удобный (и заметный) корпус и наоборот выиграть, а не потерять в сопротивлении - насколько показыает программа, по крайней мере, и на похожей, а не конкретно вашей модели.
Неактивен
Спасибо за электронную аэрограмму! Колеса придется интегрировать в корпус заподлицо с обрезом колесных ниш. Хвост при этом станет более "беременным". Если опустить сиденье с нынешних 25 до 15см над землей, так же уменьшится и общая высота веломобиля.Если , к тому же, сделать корпус не угловатым, а обтекаемым, то энергоэффективность может повыситься на 7-10%, а средняя скорость - на 4-6% ( 1.5-2 км.ч на горизонте).
Отредактированно Stas (2020-01-19 17:26:27)
Неактивен
Stas написал:
Спасибо за электронную аэрограмму! Колеса придется интегрировать в корпус заподлицо с обрезом колесных ниш. Хвост при этом станет более "беременным". Если опустить сиденье с нынешних 25 до 15см над землей, так же уменьшится и общая высота веломобиля.Если , к тому же, сделать корпус не угловатым, а обтекаемым, то энергоэффективность может повыситься на 7-10%, а средняя скорость - на 4-6% ( 1.5-2 км.ч на горизонте).
Если вдруг у вас будет модель, я могу её продуть, у меня с моделированием не очень.
Если что, то бесплатный CFD что я использую - Simscale.
Как можно видеть на картике "беременный хвост" таки вызывает слегка более ранний срыв потока (но даже это даёт порядочно меньше сопротивления). К сожалению, делать его более длинным не лучшее решение - в вашем случае это пустая трата места, т.к. если там разместить что-то тяжёлое, это перевесит и так недогружённое переднее колесо.
Интересный вариант - использование подобной формы обтекателя:
http://www.recumbents.com/wisil/bales/l … fringe.htm
Он максимизирует ламинарное обтекание аппарата - в теории. (Ну и данный аппарат себя на практике показал очень слабо, но по целому ряду причин, на бумаге действительно всё шоколадно).
На практике я подозреваю реальная аэродинамика может серьёзно отличатся на скоростях отличных от 100 кмч. Теоретически, перед зоной перехода в хвост можно поставит спойлеры/турбуляторы для того, чтоб воздух не отрывался от хвоста раньше чем нужно, но это сложно просчитать в CFD.
Я планирую "бриллиантовый квад" именно потому что он прекрасно вписывается в профиль наподобие этого:
http://airfoiltools.com/airfoil/details … l=s1016-il
Но насколько это реалистично - фиг знает, буду тестировать.
Неактивен
Спасибо за предложение о продувке, но это пока "far cry", как говорят североамериканские ковбои.
На СТРИЖе аэродинамика начинает сказываться лишь на скоростях более 50 км.ч. Дай бог, чтобы более обтекаемая(бобовая) форма снизила этот порог аэродинамической чувствительности до 40 км.ч
Неактивен