КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2010-06-17 03:22:05

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Облегчение листовых деталей сверлением

Как я выполняю эту операцию
(на примере  изготовления багажного отсека веломобиля  «Принц-2»).

Изготавливаю кондуктор из полосы с двумя рядами  разметочных отверстий ?3,5 мм . Три ближайших отверстия расположены в вершинах равностороннего треугольника. Расстояние между парой  разметочных отверстий составляет полтора диаметра отверстия для облегчения.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/4/18401414WTe.jpg
Прикрепляю полосу-кондуктор двумя болтиками М3 к  листовой заготовке детали. Просверливаю отверстия в детали с помощью кондуктора.
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/6/18401416Wvr.jpg http://b0.imgsrc.ru/1/1949/5/18401415hiZ.jpg
Переворачиваю полосу-кондуктор на 180 °, закрепляю аналогично на заготовке, и просверливаю следующий ряд отверстий, и т.д.
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/18401417miY.jpg
Рассверливаю  разметочные отверстия основным сверлом. Удаляю заусенцы болгаркой с лепестковым диском.
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/8/18401418FUO.jpg
Затем обезжиривание, покраска спреем.
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/18401471xbZ.jpg
На всю работу  ушло три часа неспешного труда.

Подвожу итоги.

Заготовки - дюралевый лист толщиной 2 мм. Диаметр отверстия для облегчения – 16 мм, его площадь равна 2 кв.см. Перемычки между отверстиями равны половине их диаметра.  Всего  выполнено 300 отверстий. Объём удалённого металла составляет 300 х 2 кв.см  х 0,2 см  =  120 куб.см. Т.е  три заготовки потеряли в весе  всего-то около 330 граммов или  15 % первоначального веса.  Эта величина (около 15%) выигрыша в весе сверлением листовых деталей  - есть, практически, константа.

Стоит ли тогда выполнять столь трудоемкие операции? Думаю, смысл есть, но  только лишь из соображений технической эстетики.

Неактивен

 

#2 2010-06-17 08:14:48

hof
Member
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-09-07
Сообщений: 535
Профиль  Вебсайт

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Да, долгая работа.

Неактивен

 

#3 2010-07-03 13:50:33

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

15% показалось как-то маловато. Это на весь материал всего багажного отсека? Если так, то дно багажника можно тоже перфорировать. В конце концов, если семечки перевозить в мешкеsmile, а не навалом, то и дно можно сделать дырявым. А это, даже по примерной оценке по фото, пожалуй, около 40 процентов. И в таком случае смысл есть однозначно. Тем более, сверлильным станком, да по кондуктору...

Неактивен

 

#4 2010-07-14 23:42:36

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Stalex написал:

А это... около 40 процентов

Вот удачный пример, когда есть смысл заниматься высверливанием лишнего.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/5/18803165kQW.jpg

Сегодня часов за пять склепал (буквально)   сидение для "Тетивы" под конкретного гонщика. Материал - алюминий 2 мм. Формы простейшие, промоугольные.  И то!
    Казалось бы, сверловка должна снять  треть веса минимум. Но конструктивные элементы: места приклёпывания ребер жесткости, окантовка спинки  и т.д., которые нельзя высверливаль дабы не потерять прочность, снижают эффект такой операции. Всего удалось облегчить на   210 г. При конечном весе сидения в 550 г это соответствует 28%.
Так что, на 40%-ное облегчение сверловкой можно не рассчитывать.

Неактивен

 

#5 2010-07-15 00:26:07

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2009
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Тут главный смысл дырок в том, что спина дышать будет.

Неактивен

 

#6 2010-07-15 19:30:55

Vikus678
Member
Откуда: Саранск
Зарегистрирован: 2008-08-22
Сообщений: 98
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Stalex написал:

15% показалось как-то маловато. Это на весь материал всего багажного отсека? Если так, то дно багажника можно тоже перфорировать. В конце концов, если семечки перевозить в мешкеsmile, а не навалом, то и дно можно сделать дырявым.

Собственно тут речь шла чисто о днище багажного отсекаsmile


Нет нерешаемых проблем - есть неприятные решения.

Неактивен

 

#7 2010-07-21 15:39:39

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Казалось бы, сверловка должна снять  треть веса минимум. Но конструктивные элементы: места приклёпывания ребер жесткости, окантовка спинки  и т.д., которые нельзя высверливаль дабы не потерять прочность, снижают эффект такой операции. Всего удалось облегчить на   210 г. При конечном весе сидения в 550 г это соответствует 28%.

Доброго времени суток! Вениамин Вениаминович, я знаю, что несущие элементы конструкций перфорировать нельзя, так как это снижает их "несущую способность". Однако, при облегчении сиденья для "Тетивы" Вы получили разницу с ожидаемым всего в 2%. Оч. даже "инженерно-правильная" погрешность!smile Виталий меня правильно понял - я имел в виду конкретно днище багажника. Дима-Модулятор погоню за снижением веса называет "ловлей блох". Однако, этих "блох" в ненагруженных местах можно найти предостаточно. Почему не "сделать все, что возможно" и не облегчиться на максимально позволенный сопроматом процент?wink

Неактивен

 

#8 2010-07-21 22:32:51

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Сегодня часов за пять склепал (буквально)   сидение для "Тетивы"

Да, а о главном замеченном я и не спросил. Вениамин Вениаминович, а какие заклепки использовали? Под заклепочник, трубчатые, или "классику"? Спрашиваю здесь, т.к. в теме о "Тетиве" новой информации нет, а дело-то, как видно, потихоньку движется и интересно было бы узнать, как там? И интересуюсь свойствами заклепок под "машинку". Насколько они прочны, хорошо ли "садятся" по месту? Вообще, можно ли на них рассчитывать?

Отредактированно Stalex (2010-07-21 22:39:30)

Неактивен

 

#9 2010-07-26 01:28:56

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Stalex написал:

... какие заклепки использовали? Под заклепочник...

Да, под заклёпочник. Можно ли им доверять? Конечно. Но применять с учетом их несущей способности. Обычно я ставлю заклепки диаметром 4 мм(меньше не рискую),  и в не основных несущих узлах. При прикидочном расчете их прочностные характеристики принимаю как 1/3 от "классики".

В сидушке на "Тетиву" основное полотно прикреплено к ребрам 12-ю заклёпками (2 ряда по 6). Учитывая, что пилот вряд ли разовьет усилие вдоль сидения больше 250 кг, этого количества заклёпок  (на срез)   предостаточно кратно.


На выстакве "Архимед-2009" я задал аналогичный вашему вопрос, создателям оригинального мотодельтаплана (малая авиация - ещё одна моя страсть)
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/9/18965089Ygv.jpg

Там тоже использованы такие же заклёпки. Например: для крепления остекления, неответственных перегородок и т.д.

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-07-26 01:43:21)

Неактивен

 

#10 2011-11-30 01:17:25

Сколот
Member
Зарегистрирован: 2011-11-02
Сообщений: 22
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Стоит ли тогда выполнять столь трудоемкие операции? Думаю, смысл есть, но  только лишь из соображений технической эстетики.

hof написал:

Да, долгая работа.

Работу можно сократить в два раза.
Я даже сталь 2мм сверлю без предварительного сверления центра, а уж алюминий можно так сверлить ещё легче.
Для этого сверло затачивается примерно так, как для сверления дерева. Край режущей кромки оставляется на той же высоте, остальная режущая кромка утапливается относительно края на 2-2,5мм, оставляя в центре остроконечную пирамиду.
Сверление лучше всего осуществлять на деревянной подкладке. После высверливания отверстия получаем ещё и шайбу.

Неактивен

 

#11 2011-11-30 08:11:20

hof
Member
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-09-07
Сообщений: 535
Профиль  Вебсайт

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Кстати, неплохой совет! Сам только недавно про него прочитал.

Неактивен

 

#12 2011-12-01 03:06:42

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Сколот написал:

Сверление лучше всего осуществлять...

Уважаемый Константин! С опозданием /несовершенство порядка регистрации, признаю/ заметил, что Вы -участник нашего форума . Приветствую Вас и жду интересных сообщений!

Да,конечно, есть много разных вариантов облегчения сверлением.

Я упомянул о кондукторе поскольку в этом случае отпадает необходимость в  разметке основной массы  отверстий (это трудоёмкий процесс и требует аккуратности), а двухэтапное сверление разновеликими сверлами исключает брак, поскольку смещение отверстия скажем на миллиметр делает разницу в соседних перемычках уже в два миллиметра, что для заметно для  глаза  и выглядит неэстетично .

Неактивен

 

#13 2011-12-01 23:23:16

Сколот
Member
Зарегистрирован: 2011-11-02
Сообщений: 22
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Сколот написал:

Сверление лучше всего осуществлять...

Уважаемый Константин! С опозданием /несовершенство порядка регистрации, признаю/ заметил, что Вы -участник нашего форума . Приветствую Вас и жду интересных сообщений!

Да,конечно, есть много разных вариантов облегчения сверлением.

Я упомянул о кондукторе поскольку в этом случае отпадает необходимость в  разметке основной массы  отверстий (это трудоёмкий процесс и требует аккуратности), а двухэтапное сверление разновеликими сверлами исключает брак, поскольку смещение отверстия скажем на миллиметр делает разницу в соседних перемычках уже в два миллиметра, что для заметно для  глаза  и выглядит неэстетично .

Уважаемый Вениамин Вени, насчёт кондуктора я понял.
Преимущество сверления переточенным сверлом в том, что пирамида идеально центрирует сверло, а края отверстий подрезаются и они получаются идеально ровными, чего не всегда можно добиться, рассверливая тонкий металл сверлом большого диаметра, когда его на выходе начинает мотылять из стороны в сторону и отверстие получается не круглым, а неправильной формы (потому что толщина металла меньше высоты конуса, описываемого режущими кромками). Поэтому рассверливание тонким сверлом нужно только для захода тупой вершины пресечения режущих кромок, но никак не избавляет от болтания сверла на выходе.
Избежать этого можно только при сверлении на очень малых оборотах, что, в свою очередь, увеличивает по времени весь процесс.
Я бы просто кондуктор сделал потолще, и с отверстиями сразу большого диаметра. Для такого кондуктора можно применить брусок из твёрдой породы дерева, а чтобы отверстия кондуктора не разгоняло сверлом, винтовую режущую кромку сверла притупить (для сверления тонкого металла она нужна только вначале на 2,5-3мм).

Отредактированно Сколот (2011-12-01 23:24:22)

Неактивен

 

#14 2011-12-15 22:09:55

Jozef
Member
Зарегистрирован: 2010-12-18
Сообщений: 26
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

Сколот написал:

чего не всегда можно добиться, рассверливая тонкий металл сверлом большого диаметра, когда его на выходе начинает мотылять из стороны в сторону и отверстие получается не круглым, а неправильной формы

Мало того,отверствие получается не совсем там,где нужно,и при сверлении симметричных деталей иногда получаются несимметрично расположеные дырки...

Неактивен

 

#15 2012-07-26 22:39:36

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Облегчение листовых деталей сверлением

1. Заготовку из тонкого металла нужно зажимать между жесткими пластинами (хоть фанерными!).
2. Мотыляет только на глаз заточенное сверло. И не кругло получается только из-за этого. У меня вариант - раздолбано посадочное место подшипника патрона в электродрели. Уводит сверло в сторону и мотыляет на выходе, и не кругло roll) Все никак не доберусь переднюю крышку заменить.

Добавлено спустя     5 минут   30 секунд:

Сколот написал:

чтобы отверстия кондуктора не разгоняло сверлом, винтовую режущую кромку сверла притупить

Сверло же жалко! smile

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.016 seconds, 6 queries executed ]