КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2010-09-04 04:40:28

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Всем привет! Это Bandanschik (Алексей). Вот видео веломобиля "Педикар" Р. Бундшуха:

http://www.youtube.com/watch?v=VLTi6TxFNsc

Неактивен

 

#2 2010-09-12 05:03:14

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/19722517yDE.jpg

Алексей!
       Во вчерашних письмах, которыми мы обменялись, я сказал, что попробую отрецензировать   здесь на форуме последние твои  и veloman статьи, которые только-только прочитал. Но понял, что оптом это трудоемко и  нужно рассматривать тексты  по фрагментам – очень уж много неточностей.

         Спасибо, что нашел и  выложил уникальный и  очень  интересный ролик о «Педикаре» здесь! Перед  глазами теперь постоянно тема, к которой  просто обязан сделать критические замечания. Тем более, что инф-цию об этом веломобиле раскапывал в разных источниках, где только мог  в 1976-77 году. Видео, ко всему, заставило внимательнее просмотреть ваши статьи и, главное, первоисточники (хорошо, что  ты прислушался к совету и указал их).
         Спасибо тебе и за труд  по объединению разрозненную информацию об истории  первых веломобилей, попытку нанизать её на родственные тематические шампуры. Ты точно заметил, что в последнее время на забугорных сайтах активнее стала обновляться и добавляться  информация о старых ( или даже старинных)  веломобилях. Всё правильно – не знать свою историю нельзя. И тамошние, такие же молодые толковые ребята  шерстят архивы.
        Меня удивляло в последние годы активных копаний в Ин-те, почему никто из участников наших молодежных веломобильных форумов не обращает внимания на эти интересные факты: то –ли брезгуют «стариной», то ли просто не считают  нужным тратить время на зарубежные раритеты.
       Так что ты, с тезкой,  опубликовав  свои  статьи, внесли новую свежую струю в потоки форумных  словесных баталий - за вами приоритет.

         Скажу, что меня несколько напрягает в твоих текстах .
Во-первых: я никак не могу понять, где кончаются цитаты из википедии и др. источников, и где вкраплен авторский –  Алексея Банданчика – домысел и выводы. Приходится лезть в ссылки и тратить время на сопоставления.
Во-вторых: несколько бравурный, или рекламный тон, что отдает сайтом  «Мембрана». Для  аналитических статей это не к месту. Тем более, что ты ставишь высоченные планки   названиями  статей (практически темы диссертаций) – «Американский подход к разработке веломобилей» и др.
          А в целом, статьи хорошо скомпонованы, читаются легко, и, уверен, воодушевляют энтузиастов -веломобилистов на новые творческие подвиги.
 
          Теперь немного о линейном приводе и «Педикаре» Бундшуха. Я в те годы тоже докопался, что в серию веломобиль не пошел ни в США, ни где-либо ещё. Сам потратил какие-то годы  на этот привод, в середине 80-х их наделали в стране с десятка два, и за рубежом тоже. Результат - нет сейчас подобных веломобилей. Естественный вывод: значит не все здесь так гладко и эффективно, как  рекламировалось в «Педикаре».
       Линейный привод- это когда педаль (для ноги или руки) перемещается  возвратно-поступательно. Но человеку, да и любому живому существу, не свойственны такие движения. Всегда при совершении какой-то работы рука (нога)  в естественных условиях описывает сложные траектории.
          Поршень в двигателе при ходе взад-вперед подвергается максимальным нагрузкам в крайних точках. Попробуй,  стоя, несколько раз резко выбросить вперед руку, не сдерживая её.  В результате – неприятное ощущение (отрыва) в мышцах.
         Такой же дискомфорт у водителя и в случае линейного привода. Естественное возражение: можно же сгладить этот удар, т.е. приостановить педаль. Да. Но тогда сразу же встает вопрос о к.п.д линейного привода, о потерях энергии на  торможение педали. А здесь вклинивается ещё и эргономическая составляющая процесса педалирования. Скажем усилие, развиваемое ногой, при её разгибании зависит от угла в коленно-бедренном суставе. И затормаживать движение педали при наиболее выгодном усилии педалирования –нонсенс.
       Ко всему, тело водителя находится в «Педикаре» , в общем-то в стесненном, даже статичном положении. Работают только ноги.  И это тоже    не способствует выдаче водителем   оптимальной мощности.
       Чисто линейные приводы, позволяют эффективно производить отбор мощности  только при имитации веломобилистом движений гребли.
       Другие менее удачные с точки зрения к.п.д., но приемлемые приводы в веломобилях , где педали совершают возвратно-поступательные движения вблизи некого вектора, можно назвать квази-линейными. И среди них - приводы с маятниковыми педальными рычагами.
      Педикар «Бундшуха» - идеальный пример, на котором можно рассмотреть  и  иные плюсы-минусы привода.
      Бесспорное достоинство «Педикара», которое обеспечено применением маятниковых рычагов - автомобильная компоновка и посадка водителя. Этим  привычным комфортом и должен был подкупить потенциального потребителя, не требующий бензина, веломобиль в США - в царстве автомобилей.
      Не получилось: автомобиль одинаково хорошо ездит и в горку и с горки - он так задуман. «Педикар» -нет! Посмотрите ещё раз на рекламный ролик, представленный Алексеем: большую часть рекламного пути веломобиль шустро бежит под горку или по горизонту.
      Давайте оценим возможности «Педикара» възжать на подъём с точки зрения обывателя, который разместился внутри в цивильном костюме (как в рекламном ролике).
Веломобиль трогается от подножия горки. Представим себе, что уклон градусов 60 (ну нафантазируем это), что он устойчив и не опрокидывается. И вот в таком положении, практически на спине,  вам необходимо перемещать  веломобиль, нажимая на педали. Причем когда одна педаль уже в конечном положении, вторая - только начинает рабочий ход. Фактически приходится ползти по веревке в небо, да еще  вместе с веломобилем.
     Вот что такое преодоление подъёмов на «Педикаре» с «линейным приводом». Причина этих явных неудобств, которыми, преодолевая только небольшие горки, можно пренебречь – отсутствие  замкнутого цикла активного педалирования каждой ногой. А при предложенном Бундшухом дискретном цикле ( рабочий ход –холостой ход "возврат педали")   экстремальные нагрузки перегружают ноги водителя.
     Теперь о фазах цикла.
     «Возврат педали». Точнее, возврат педали, маятникового рычага, троса, элементов храпового механизма. в исходное положение. Т.е., суммарную массу перечисленного. Для этого в приводе используется упругий элемент - спиральная пружина. Она закручивается, когда совершается рабочий ход педали, съедая существенную долю энергии водителя, а затем, при второй фазе педалирования, возвращает систему в исходное положение. При этом нужно отметить, что энергии пружины должно хватить для гарантированно тугого накручивания тросика на рабочий барабан. Поверьте,  потери энергии на взведение  этого упругого элемента весьма  значительны и сказываются на к.п.д. привода.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/19722377Fdz.jpg

        Ещё один «бермудский треугольник» куда уходит некоторая доля энергии водителя – это коробка передач. Она отнюдь не автомобильного типа, Алексей. Там тоже достаточно  сложное устройство но иное . Фактически, это одноступенчатый редуктор. Все пары шестерен находятся одномоментно в зацеплении,  но шестерни на  ведущем валу  соединяется  с ним по очереди с помощью штока со шпонкой  и  шарикового замка.  Этот набор постоянно вращающихся при езде пар шестеренок – ещё один минус привода Бундшуха.

        Можно перечислять еще какие-то недостатки указанного «линейного привода», но это будет слишком предвзято и некорректно.
         Боб Бундшух оставил о себе добрую память именно тем, что он   первый предпринял   серьезную попытку  создать веломобиль классической автомобильной компоновки, и догадался для этой цели применить линейный привод с маятниковыми педальными рычагами.

          Испытания, я полагаю, выявили ряд проблем привода. Потребовалось произвести принципиальные изменения. А это могло серьезно поменять компоновку и лишить «Педикар» изначальной простоты и привлекательности.

           Я думаю, скорее всего, техническое несовершенство продукта , и не какие-то   происки гигантов-производителей автомобилей  в США не позволили появиться  «Педикару» Роберта Бундшуха на рынке индивидуальных транспортных средств.

          Сохранился лишь выложенный в этой теме привлекательный рекламный ролик,  который заставляет сомневаться в приведенных мной доводах. Но, поверьте, в особенностях подобных схем приводов я убеждался несколько лет, экспериментируя с  разными моделями веломобилей «Колибри». 

           Поэтому, Алексей, мне и очень хочется, чтобы в обсуждаемых статьях  четко было видно разграничение цитируемого источника и твоего мнения, как автора. Чтоб было  ясно с кем вести дискуссию.

         О неутыках в других твоих текстах позже. Уверен, на товарищескую критику не обидишься.

Статья А.Банданщика http://velomobile.org/library/articles- … velomobile

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-09-12 16:55:41)

Неактивен

 

#3 2010-09-12 10:33:31

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2128
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

А зачем тогда Колибри, имеющий все эти недостатки - публиковать в М-К? Ведь его же наверняка кто-то пытался делать!

Неактивен

 

#4 2010-09-12 11:32:37

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Колибри - это как раз наш, советский (тогда, и это я без иронии пишу), вариант педикара Бундшуха, привод тогда был нов и интересен. Опубликовали, наверное, поэтому. Тем более, что все недостатки ВВ изучил при эксплуатации этой машинки, скорее всего, позже публикации. На мой взгляд - Колибри - это пример законченной конструкции. Ну и кроме того - машина-то ездила  и много ездила. Почему бы не опубликовать реальную конструкцию?

Неактивен

 

#5 2010-09-12 17:04:00

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Shuriken написал:

А зачем тогда Колибри... публиковать...?

Рассказать о "Колибри" - не есть тогда самоцель, а только повод и конкретный пример. Это была вообще первая проблемная статья по веломобильной тематике в СССР. И опираясь на неё энтузиасты начали спустя пару-тройку  лет изготавливать самодельные конструкции.

Неактивен

 

#6 2010-10-28 04:42:24

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

У меня есть еще один видеоролик про "Педикар". Продолжительность около 2 мин. Видео находится на диске, который защищен от копирования...

Ролик был снят одной из американских телекомпаний в октябре 1972 г. Ролик короткий, но довольно информативный. Ведущий начинает свой рассказ с того что в 1971 г в США было продано приблизительно одинаковое количество автомобилей и велосипедов (по 10.5 миллионов). Он с энтузиазмом говорит что "Педикар" - очень интересная попытка вывести велотехнику на качественно новый уровень.

На видео веломобиль снимают как снутри так и снаружи. Журналист отметил что "Педикар" разгоняется довольно быстро и ехать на нем сравнительно легко. Бундшух разработал веломобиль для коротких поездок, а именно для поездок к станции электрички (вокзала) и в супермаркеты.

Во время езды веломобиль издает монотонный гул. Кузов довольно сильно грохочет при движении веломобиля. Наверное, из-за отсутствия подвески, маленьких колес и отсутствия шумо-виброизоляции (на австралийском "Аватаре" ставят, например, резиновые подушки между рамой и кузовом). Передачи переключаются с задержкой и кпп издает звук похожий на передергивание затвора автомата Калашниковаsmile

Изобретатель основал фирму, закупил оборудование и планировал выйти на уровень производства 80 веломобилей в день (29 000 в год) к марту 1973 г. Для бездонного американского рынка это был вполне реалистичный план. Тем более что журналист назвал цену "Педикара" в $550 привлекательной.

"Педикар" был положительно оценен журналистами и было сказано что они с нетерпением ждут его появления на рынке.


В следующем году будет 40 лет с момента изобретения "Педикара". За эти 40 лет никто так и не смог создать более удачный по концепции веломобиль для города...

Отредактированно bandanschik (2010-10-28 06:46:31)

Неактивен

 

#7 2010-10-28 07:35:51

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Что интересно, в США в 1972 г было продано больше велосипедов чем автомобилей. В 1973 г, пик энергетического кризиса, в США было продано рекордное количество велосипедов для взрослых - 15.2 миллионов штук! Так что как я писал в статье, американцы не на шутку испугались в 1973 г smile

Для сравнения в 2009 г было продано 10.2 миллионов велосипедов на сумму 5.6 миллиарда долларов. Треть продаж приходится на горные велосипеды.

Статистика продаж велосипедов для взрослых в США (в миллионах штук) http://nbda.com/articles/industry-overv … 9-pg34.htm

2009     10.2    
2008     13.4    
2007     12.8    
2006     12.7    
2005     14.0   
2004     13.0    
2003     12.9    
2002      13.6    
2001     11.3    
2000     11.9    
1999     11.6    
1998     11.1
1997     11.0    
1996     10.9    
1995     12    
1994     12.5    
1993     13    
1992     11.6    
1991     11.6    
1990     10.8    
1989     10.7    
1988     9.9    
1987     12.6    
1986     12.3    
1985     11.4    
1984     10.1    
1983     9    
1982     6.8    
1981     8.9    
...1973     15.2 (пик продаж)

Отредактированно bandanschik (2010-10-28 07:47:55)

Неактивен

 

#8 2012-02-25 12:14:04

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Senator Alan Cranston (D-Calif) pedals a Pedicar to the Capitol and back to his office. 1973
Сенатор Алан Кренстон во время поездки на Педикаре от Капитолия до своего офиса. 1973 год

http://www.ebay.com/itm/1973-Press-Phot … 0937713990

http://pictures.historicimages.net/pictures/_2/1099/1098836.jpg

Отредактированно bandanschik (2012-02-25 19:48:26)

Неактивен

 

#9 2012-02-25 18:34:56

kab
Moderator
Зарегистрирован: 2009-12-31
Сообщений: 436
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Ещё раз перечитал тему.
Вениамин Вениаминович писал:

Веломобиль трогается от подножия горки. Представим себе, что уклон градусов 60 (ну нафантазируем это), что он устойчив и не опрокидывается. И вот в таком положении, практически на спине,  вам необходимо перемещать  веломобиль, нажимая на педали. Причем когда одна педаль уже в конечном положении, вторая - только начинает рабочий ход. Фактически приходится ползти по веревке в небо, да еще  вместе с веломобилем.
     Вот что такое преодоление подъёмов на «Педикаре» с «линейным приводом». Причина этих явных неудобств, которыми, преодолевая только небольшие горки, можно пренебречь – отсутствие  замкнутого цикла активного педалирования каждой ногой. А при предложенном Бундшухом дискретном цикле ( рабочий ход –холостой ход "возврат педали")   экстремальные нагрузки перегружают ноги водителя.

Действительно, при классическом велосипедном приводе, особенно в туклипсах или в контактных педалях педалирование практически постоянно идёт ОБОИМИ ногами. Одна нога давит на педаль, другая её подтягивает.
И круговое вращение педалей, без мёртвых точек в конце каждого цикла нажатия на педаль, в итоге  оказывается эффективнее возвратно поступательного.smile

Неактивен

 

#10 2012-03-01 01:56:07

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

bandanschik написал:

...1973     15.2 (пик продаж)

В США "велосипедов впервые продано больше чем автомобилей" - как заклинание повторяли все, кто начинал тогда заниматься веломобилями и с надеждой и уверенностью смотрели в светлое веломобильное будущее. А оказалось просто производство полностью удовлетворило спрос того процента населения (в развитых примерно одинаков) для которого велосипед является дополнительным транспортным средством. Затем в течение уже 30 лет уровень продаж  велосипедов в США,практически, не меняется.

Обратите внимание, что Бундшух изобрел свой "Педикар" за два года до этого события, т.е. его успех и талант, кроме всего прочего, в анализе и предчувствии потребностей рынка.

Меня неприятно удивила вот эта таблица из статистики:

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/9/27236099TnU.jpg 

Получается, что даже в США  на сегодня доля  легерадов-трайков-веломобилей и прочих рикамбентов всего 1-2%?!

Неактивен

 

#11 2012-03-01 02:21:45

grey_kardinal
Member
Зарегистрирован: 2010-07-31
Сообщений: 927
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Ульяновский Вениамин Вени написал:

даже в США  на сегодня доля  легерадов-трайков-веломобилей и прочих рикамбентов всего 1-2%?!

Но это от 10 миллионов...

А вот если глянуть на эту же статистику в СССР/России, то наверно будет о чем задуматся. Можно все свалить на наш климат, но... smile

Неактивен

 

#12 2013-12-09 02:48:52

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Новое видео про Педикар!

http://www.youtube.com/watch?v=xtlErX6nkY4

Реклама веломобиля с фото и ттх:
http://cslib.cdmhost.com/cdm/singleitem … 2145/rec/1
http://cslib.cdmhost.com/utils/getfile/ … e/2146.pdf

Отредактированно bandanschik (2013-12-09 02:53:58)

Неактивен

 

#13 2013-12-12 00:26:28

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Очень интересное видео, и  очень рад что продолжаешь эту работу!

Алексей, было б бесценно достоверно установить: сколько ж реально Р.Бундшух изготовил "Педикаров": один (который и мелькает в рекламках и с помощью которого , как сейчас говорят, пиарился) или сподобился сделать хотя бы крохотную серию? Подчеркиваю, д о с т о в е р н о.

Неактивен

 

#14 2013-12-21 18:09:46

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Очень интересное видео, и  очень рад что продолжаешь эту работу!

Алексей, было б бесценно достоверно установить: сколько ж реально Р.Бундшух изготовил "Педикаров": один (который и мелькает в рекламках и с помощью которого , как сейчас говорят, пиарился) или сподобился сделать хотя бы крохотную серию? Подчеркиваю, д о с т о в е р н о.

Сейчас достоверно установить это почти невозможно.

Неактивен

 

#15 2013-12-21 23:09:58

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Cтатья "Now It's Pedal Power to Fight Pollution!", журнал "Mechanix Illustrated" - February 1973, p. 79-81, 128-129.

http://velomobile.org/forum/download/file.php?id=16108&mode=view/scan10001.jpg
http://velomobile.org/forum/download/file.php?id=16109&mode=view/scan20001.jpg
http://velomobile.org/forum/download/file.php?id=16110&mode=view/scan30001.jpg
http://velomobile.org/forum/download/file.php?id=16111&mode=view/scan40001.jpg
http://velomobile.org/forum/download/file.php?id=16112&mode=view/scan50001.jpg

Неактивен

 

#16 2013-12-21 23:49:40

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

http://farm4.staticflickr.com/3803/11484008876_e66c3abea7_h.jpg

Добавлено спустя     1 минуту   41 секунду:
http://farm6.staticflickr.com/5510/11483916685_a49f76a292_h.jpg

Отредактированно bandanschik (2013-12-21 23:50:11)

Неактивен

 

#17 2013-12-22 00:26:34

dim
Member
Зарегистрирован: 2007-09-11
Сообщений: 345
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

bandanschik написал:

Ульяновский Вениамин Вени написал:

Очень интересное видео, и  очень рад что продолжаешь эту работу!
Алексей, было б бесценно достоверно установить: сколько ж реально Р.Бундшух изготовил "Педикаров": один (который и мелькает в рекламках и с помощью которого , как сейчас говорят, пиарился) или сподобился сделать хотя бы крохотную серию? Подчеркиваю, д о с т о в е р н о.

Сейчас достоверно установить это почти невозможно.

Я конечно не бизнесмен совсем, но кое-что слышал. В том смысле, что человек сначала что-то изобретает, потом ищет инвесторов, а потом начинает производство. Зачем делать маленькую серию, если для пиара и поиска инвесторов достаточно одного Педикара. Судя по достаточно утилитарному виду, он должен был продаваться по сравнительно невысоким ценам, что возможно только при большой серии. Так что скорее всего других не было.

Интересно, только сейчас заметил, что у него стекла только спереди и сзади, боковых нет.

Неактивен

 

#18 2013-12-29 19:16:57

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

bandanschik написал:

... достоверно установить это почти невозможно

Сенсация!!!wink

Установлено точное количество произведенных "Педикаров"- 30000 шт.
Более того, "Педикар", оказывается, был снабжен накопителем знергии.
Покопался в своем архиве. См.  газета "Комсомольская правда" за февраль 1980 года:

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/35519787jQx.jpg

Неактивен

 

#19 2013-12-29 22:30:31

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Вениамин Вениаминович, как выглядит японский веломобиль МБ-1? Есть про него какая то еще информация?

Неактивен

 

#20 2014-04-14 17:18:30

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

на ебее продают журнал "наука и механика" за март 1973 года со статьёй о "Педикаре"...
Продавцом упоминается публикация "Pedicar — It's Good for You" в нём.

http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/12606/12606_original.jpg

Vintage Science & Mechanics Magazine March 1973 VFC 106 Pages Fine Ads


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#21 2014-07-25 06:53:03

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

на ебее продают постеры какого то автомузея есть там и Педикар.
Вот фото:
POSTER
1973 Pedicar Auto Pen Ink Hand Drawn Poster Automotive Museum
US $19.88

This is not a photo - it is an artist illustrated Pen Ink Hand Drawn  poster print.
We have listed a collection of these over sized prints that are from our Automotive Museum Archives.
This was our most popular exhibit.
To see the others listed go to our Ebay Store and enter = auto pen ink  = in the search field.
CREATE YOUR OWN CAR MUSEUM.
During the 1990's Pacific Standard Life Insurance Company was selling only life insurance and they decided to add auto insurance to their products and they created an exhibit that was going to be displayed thru out the United States but the project never got off the ground as they ended up filing backruptcy and all their clients became part of Hartford Insurance company.
Our Museum purchased the entire exhibit and it became part of our Transportation Museum.Each is handdrawn and that also includes all the lettering.
No other Ebay seller will list these as this is an exclusive listing.
These are GEM MINT and are on a heavy weight cardstock.
Each is matted and the size outside matt is  14 x 14 inches.
We accept Paypal.Pay one shipping charge of 6.85 and all others selected will be shipped FREE.

Group  your favorite  posters together and create your own exhibit of your antique cars.
One of the things that makes these pen ink posters so special are features of that years model are identified and some even have the selling price for that respective year.
These were done over many decades and were at times featured in newspapers thur out the US.
If you are looking for something unusual and a great conversation piece = you just found it.LC 440


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#22 2015-12-08 20:27:57

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Stoyan написал:

на ебее продают журнал "наука и механика" за март 1973 года со статьёй о "Педикаре"...
Продавцом упоминается публикация "Pedicar — It's Good for You" в нём.

Собственно сама статья
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/70621/70621_original.jpg


SCIENCE & MECHANICS
MARCH, 1973

PEDICAR-IT'S GOOD FOR YOU!
New non-polluting man-powered vehicle provides low-cost personal transportation and exercise too.

Pedal-powered Pedicar weighs only 125 lbs. The hatchback, above left, hinges up for access to rear compartment of about 8 cu. ft.
This area can even accommodate a small child (left). Interior, shown above, can comfortably seat drivers up to 6'4" tall. The aircraft-type yoke steering wheel is adjustable.


By Paul Wahl


It has four wheels, so you can't call it a "covered bicycle," although that really comes close to describing the basic Pedicar concept. Like a bicycle, it is pedal-powered and pollution-free, and affords healthful exercise as well as transportation. Unlike a bicycle, the Pedicar seats you comfortably inside' a weatherproof enclosed cockpit—and it's much easier to ride than a bike.

You propel the Pedicar by pushing on its foot pedals—singly, alternately, or simultaneously. A stick shift selects five forward speeds, neutral, reverse. Cruising at 10 to 15 mph takes no more effort than walking at a normal pace. Climbing a 20 percent grade is no sweat. The Pedicar can even go up a flight of stairs—try that on your two-wheeler! Four wheels and a low center of gravity give this vehicle a high degree of stability. Operating it takes no special skill, coordination, or strength, and very little practice.

Secret of the Pedicar's impressive performance on man power (about 1/10 hp for non-athletes) lies in its "Linear Torque Drive," claimed to be 96 percent efficient in its use of pedal power, compared with 63 percent for the best bicycle-type propulsion system. Inventor Robert L. Bundschuh, a 38-year-old aircraft enginepr, is withholding details of the Pedicar drive until the vehicle is on the market. Patents are pend-ing here and abroad.

A single-seater only half as long as the VW Beetle, this little bug-on-wheels weighs in at a mere 125 pounds. Overall dimensions: 82 inches long, 39 inches wide, 51 inches high.

Highly visible in bright "International Safety Yellow," the Pedicar's body is molded of tough, resilient ABS plastic—similar to the rugged stuff used in professional foot-ball players' helmets. Chassis is corrosion-resistant aluminum alloy. The Pedicar rides on four bicycle-type wire wheels. It has disc brakes on the rear wheels, controlled by a foot pedal between the two drive ped-als. A parking brake is provided too. A headlight in the nose and reflectors all around are standard. Directional signals and tail lights are optional extras.

Windshield and windows are shatter-proof; the side panes swing out for ventilation or, if you're a fresh air freak, may be removed and stored inside the car. A sun roof is offered at additional cost. The hatchback hinges up for access to the rear compartment—about 8 cu.ft. of space behind the seat—where you can stow a case of beer or a pre-school kid. Door and hatchback locks are provided.

Foam-padded bucket seat has an anti-whiplash back and safety belt, and is fully adjustable. Drivers as tall as six-four are accommodated in the Pedicar. Steering wheel, quick-adjustable and collapsible, is an aircraft-type yoke. Manual windshield wiper and rearview mirror are standard. Optional goodies include: sun visor, electric wiper, horn, speedometer, radio, and theft alarm. The latter will go off if a pair of thieves pick up your car and walk away with it. No heater is offered—body heat, generated by pedalling, keeps the enclosed cabin comfortable even in very cold weather.

Like a bicycle, the Pedicar will be used mostly for local transportation and recreation. It's an ideal personal transit vehicle for senior citizens. According to the man-ufacturer, authorities in 41 states, respond-ing to a survey, have indicated that the Pedicar may be used on public thorough-tares—except parkways and turnpikes—without registration or licensing. Rulings are pending in other. jurisdictions.

The Pedicar, which will sell for about $550, will be marketed this Spring. The manufacturer is Environmental Tran-Sport Corp., Box 566, Windsor, Conn. 06095. Fu-ture plans include a two-seat (tandem) Ped-icar, as well as a pedal-powered golf cart, snowmobile, and water craft.•

Отредактированно Stoyan (2015-12-09 11:22:07)


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#23 2015-12-13 19:04:10

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Stoyan, спасибо!

Неактивен

 

#24 2015-12-16 01:23:47

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

bandanschik написал:

Stoyan, спасибо!

это ещё цветочки. smile В новогоднюю ночь будет ягодко


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#25 2016-01-16 03:30:17

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

статья из австралийского журнала "колеса"
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/71811/71811_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/71596/71596_original.jpg


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#26 2016-09-28 02:54:15

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

публикация (текст) из журнала “Mechanical Engineering”
Page 42 /SEPTEMBER 1973/ MECHANICAL ENGINEERING.

Power to the Pedal
This spring a new kind of car made its debut in automobile showrooms. It costs far less than the cheapest of Detroit's products, uses no gas, oil, or other fuel, and contributes nothing to the air pollution problem. The vehicle, say its makers, the Environmental Tran-Sport Corporation, Windsor, Conn., will make an ideal “second car” for a family, meeting the need for low cost transportation in suburban living. Commuting and neighborhood shopping are seen as two of its major functions.
George Neilson, writing in a recent issue of Du Pant Magazine provides this capsule description: “Sitting on four wire-spoked, rubber-tired wheels, the 'Pedicar' mounted on a corrosion-resistant, aluminum-alloy body, is 51 in. high, 39 in. wide, 82 in. long, and weighs 125 lb. Inside is an adjustable bucket seat, complete with safety belt; behind it, eight cu ft of cargo space. On the driver's righthand side, there is a lever for the selection of any of five forward speeds, reverse, or neutral. Directly in front of the driver is a steering wheel that is also adjustable. On the floorboard, centered, is a pedal to activate the disc brakes. It is flanked by two large pedals, with cups into which the driver's heels fit. These pedals can be activated as a pair where doubling the power is desirable, as in start-up; individually, if one leg is incapacitated; or alternately, which is the least tiring, most efficient method.
“In addition to its four wheels and its protective enclosure, the “Pedicar” differs from a bicycle in the way pedal power is converted into forward movement. The essential difference is a drive system which Robert Bundschuh, inventor of the Pedicar, calls “Linear-Torq.” It makes more efficient use of the driving power delivered through the pedals. “A bicycle operates on a rotational crank principle," explains Bundschuh, an engineer with an extensive background in aviation. “Visualize a foot on a bicycle pedal making a circle every time it presses down. The maximum driving force is realized only when the pedal is in a 90 degree position. Therefore, only about 63 percent of the power applied to the pedals is actually translated into moving the bicycle ahead. Our patented drive system delivers 97 percent efficiency. The driving force is constant whatever the position of the pedal may be.”
In the Pedicar, the two side windows of “Abcite,” an abrasion resistant sheeting made by DuPont, slide out of the way for ventilation. The back window is hinged to provide additional ventilation and to increase cargo-carrying capacity. For even more air and sunlight, a “sun-roof” is optional equipment. Other options include directional signals, sun visor, radio, ash tray, and spare tire equipment. Such features, Bundschuh believes, will help to make the Pedicar seem less “pedi" and more “car.”
“We envision a lot of suburban homemakers using Pedicars to do their neighborhood shopping," he says. “The car can hold three or four large bags of groceries with ease. It can also accommodate a preschool child directly behind the driver.”
Commuters also comprise a potentially large market for the pedal-operated vehicles. A commuter who generally gets too little daily exercise can now do so on his way to the station.
According to DuPont Magazine, commissioners of motor vehicles in all states have, without exception, told the company the laws that apply to bicycles will apply to Pedicars. That means you don't have to have a license to operate one on public roads. Of course, turnpikes. parkways, and expressways are out and one should use common sense in operating them in high traffic. highspeed areas.
With its five-gear system, the Pedicar can attain speeds of 15 to 20 mi per hr, and can climb grades of at least 30 percent without undue effort. Although currently a solo vehicle—except for a tiny tot in the rear—Environmental Tran-Sport expects to market a model that can be occupied and operated by two people within a year or two. Future plans may also include modifications in design to adapt the drive system to kindred vehicles: make and market golf carts, pedal-powered-and-propeller-driven boats, snow vehicles and amphibious vehicles.
“We're not ready to challenge Detroit, or to predict that the foot will replace the accelerator,” Bundschuh says with a grin, “but we sort of expect some automotive tycoons will be pedalling our Pedicars. And we're pretty sure that in some of those acre-spanning plants, Pedicars will be favored for in-plant transportation. The plastic body is like a hard hat that covers the operator all over.“
http://etracab.ru/Mechanical-Engineering-sept-1973-pedicar.jpg
Pedicar. View of the car that might—just might—send waves, if not of fear, then surely of thought, through Detroit. Its manufacturer says car can hold “three or four large bags of groceries with ease. It can also accommodate a preschool child directly behind the driver.”

гуглоперевод
Мощность на педаль
Этой весной новый вид автомобиля дебютировал в автомобильных салонах. Он стоит гораздо меньше, чем самый дешевый из продуктов Детройта, не использует газ, нефть, или другое топливо, и ничего не вносит в проблеме загрязнения воздуха. Транспортное средство, говорят его создатели, Environmental Tran-Sport Corporation, Виндзор, штат Коннектикут., сделает идеальный "второй автомобиль" для семьи, удовлетворения потребностей в низкой стоимости перевозки в пригородном жизни. Коммутирующие и окрестности торгового рассматриваются как два из его основных функций.
Джордж Нелсон, пишущий в недавнем выпуске Du Pant Magazine предоставляет это описание капсулы: "Сидеть на четыре провода спицами, пневмоколесный колеса, 'Pedicar' смонтированы на коррозионностойкой, корпус из алюминиевого сплава, имеет 51 дюйм высоты, 39 дюймов в ширину, 82 дюйма в длину и весит 125 фунтов. Внутри регулируемое сиденье ковшового типа, в комплекте с ремнем безопасности; за ним, восемь кубических футов грузового пространства. На правой стороне водителя, есть рычаг для выбора любого из пяти скоростей вперед, назад, или нейтраль. Непосредственно перед водителем является рулевое колесо, которое также регулируется. На паркетную доску, по центру, является педаль, чтобы активировать дисковые тормоза. Ее окружают две большие педали, с чашками, в которые помещаются пятки водителя. Эти педали могут быть активированы в виде пары, где удвоение мощности желательно, как и в запуске; в индивидуальном порядке, если одна нога недееспособными; или альтернативно, которое является наименее утомительным, наиболее эффективным методом.
"В дополнение к четырем колесам и его защитной оболочки, то" Pedicar "отличается от велосипеда в силе педали путь преобразуется в поступательное движение. Существенным отличием является система привода, который Роберт Bundschuh, изобретатель Pedicar, называет "Linear-Torq". Это делает более эффективным использование движущей мощности, передаваемой через педали. "Велосипед работает на ротационной принципе кривошипа," объясняет Bundschuh, инженер с обширным опытом работы в авиации. "Визуализируйте ногу на педали велосипеда, что делает круг каждый раз, когда он давит вниз. Максимальная движущая сила реализуется Pedicar только тогда, когда педаль находится в положении 90 градусов. Таким образом, только около 63 процентов от мощности, подводимой к педалям фактически переводится на перемещение велосипеда вперед. Наша запатентованная система привода обеспечивает 97 процентов эффективности. Движущая сила постоянна независимо от положения педали может быть."
В Pedicar, две боковые окна "Abcite," листовой материал устойчив к истиранию сделаны DuPont, выскользнуть из пути для вентиляции. Заднее окно шарнирно, чтобы обеспечить дополнительную вентиляцию и увеличить грузоподъемностью. Для еще большего воздуха и солнечного света, А "sun-roof" является дополнительным оборудованием. Другие варианты включают сигналы, солнцезащитный козырек, радио, пепельницы и запасное оборудование в шинах. Такие особенности, Bundschuh полагает, поможет сделать Pedicar кажутся менее "Педи" и более "автомобиль". "Мы видим много пригородных домохозяек с использованием Pedicars, чтобы сделать их окрестности делать покупки," говорит он. "Автомобиль может вместить три или четыре большие сумки с продуктами с легкостью. Она также может вместить ребенка дошкольного возраста непосредственно за водителем ".
Маст также содержат потенциально большой рынок для педальным управлением транспортных средств. Пригородный которые обычно получает слишком мало ежедневных физических упражнений теперь могут сделать это на своем пути к станции.
По данным DuPont Magazine, комиссары автотранспортных средств во всех штатах, без исключения, сказал компанию законы, которые применяются к велосипедам будут применяться к Pedicars. Это означает, что вы не должны иметь лицензию на эксплуатацию один на дорогах общего пользования. Конечно, шлагбаумы. бульвары и скоростными, и нужно использовать здравый смысл при эксплуатации их в высокой интенсивностью движения. быстродействующие районы.
Благодаря системе с пятью шестернями, Pedicar может достигать скорости от 15 до 20 миль на час, и может подняться по уклону по крайней мере, в 30 процентов без излишних усилий. Хотя в настоящее время это транспортное средство для одного - с исключением для крошечного карапуза сзади,  Environmental Tran-Sport рассчитывает выпустить на рынок в течение года или двух модель, которая может быть занята и управляется двумя людьми. Будущие планы могут также включать в себя изменения в конструкции, чтобы адаптировать систему привода автомобилей родственными: марка и рынок тележки для гольфа, педальные питанием-и-винтовым лодки, снегоходы и амфибии.
"Мы не готовы бросить вызов Детройту, или предсказать, что нога заменит ускоритель," Bundschuh говорит с улыбкой, "но мы ожидаем, вроде некоторых автомобильных магнатов будут крутить педали наши Pedicars. И мы уверены, что в некоторых из этих акр остовного растений, Pedicars будет благоприятствования для внутризаводской транспортировки. пластиковый корпус похож на каску, которая покрывает оператора во всем ".
■ Вид на автомобиль, который мог бы, как раз может отправить волны, если не страх, то, конечно, мысли, через Детройт. Его производитель говорит автомобиль может держать "три или четыре большие мешки бакалеи с легкостью. Она также может вместить ребенка дошкольного возраста непосредственно за водителем".


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#27 2016-11-13 08:41:21

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

страница из австралийского еженедельника за март 1973-й года
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/80379/80379_original.jpg


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#28 2017-01-15 14:02:31

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Веломобиль "Педикар" Р. Бундшуха

Stoyan написал:

статья из австралийского журнала "колеса"
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/71811/71811_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/71596/71596_original.jpg

текст
WHEELS MAGAZINE OCTOBER 1973

1990 and all that smog...
TO HEAR SOME PEOPLE TALK THE CAR IS ALREADY DEAD IS THIS THE ALTERNATIVE?

IT'S A COLD 1990 morning. Frost lays like an unwashed sheet on the sparse lawn of a typical suburban module, and the still air holds no promise of winds to shift low-lying layers of smog.
Out of the module's air-lock comes a thinly built young man of about 23. Although he looks ungainly with his smog-protection breathing apparatus, he feels quite at home.
As one of the younger generation he has known no other way of life than that of the airtight modules and the breathing equipment. He has always taken the death-dealing smog layer for granted.
All along the narrow grey street the scene is being repeated as the suburbanites amble out to their cars for the daily grind to the city.
As our man climbs into the single front seat of his car, he glances at his watch and realises that he is running late.
"Damn, it's 8.15 and with 13 miles to go I've got buckleys of being at work before 9.15," he mutters to himself through his mouthpiece.
He quickly flicks through the five gears and pumps the disc brakes to make sure the mechanisms are free after the cold night.
Closing the car door he flicks on the battery-operated windscreen wiper to clear the small fogged screen, and switches on the single headlight in case the fog is still thick down along the causeway.
Deftly he turns the small 58-inch wheelbase car in the drive rather than try and back its 100 lb weight up the 12 degree slope to the road.
"Must remember to oil the pedals," he says as the left-hand one squeaks while he pedals up the drive.
Out on the street the pedal continues to squeak so he rests his left foot on the floor and powers the car along at the same steady 13 mph by pressing only the right pedal.

■ One of the first people to test a prototype of the Pedicar was American cardiologist, Dr Paul Dudley White. His drive was over snow-covered roads in nine-degree weather.

WHEELS, October, 1973 57

Up, down, up, down, goes his right foot with monotonous regularity, and the car zips along as its linear torque drive system converts 96 percent of the force exerted on the pedal into driving power.
Suddenly a young boy on his way to school in a similar Pedicar comes flying down a driveway and onto the road directly in our man's path.
In a split second he decides against banging the disc brakes and risking the chance of the skinny bicycle tyres skidding on the icy road. Instead he pumps both pedals down simultaneously, and the extra surge of power scoots his nimble little Pedicar out and around the boy's vehicle.
As he nears the city limits he experiences a familiar feeling of awe. Awe in the thought that this teeming metropolis, a legacy of the mismanagement of his ancestors, as is the smog, houses more than 60 million people.
Although not a deep thinker, he is aware that these ancestors paid through the nose for their mistakes.
He knows that in those long ago days when commuting was done in smoking, petrol engine beasts, each costing thousands of dollars as opposed to the $550 cost of his Pedicar, the average cost of operating a motor car was $1500 and the per capita cost, a staggering $750 a year.

■ Left: An intersection on the Crusway model. The Crusway provides a 16 feet clearance for trucks passing under it on the normal roads.
■ Below: Weighing only slightly more than 100 lb, the Pedicar is light enough for a man to lift.

WHEELS, October, 1973 58

■ Interior of the Pedicar. Note the gears tick on the right, aircraft-like steering yoke in front of speedometer.

But still, he is angered by the thought that he, his wife, and family, have to pay for the mistakes of others. Too late his ancestors had realised what they were doing to both the atmosphere and fuel supplies.
That metropolitan traffic of the '60s and '70s gulped up 30 percent of the national oil consumption and disgorged 60 percent of urban air pollution.
As a result he was forced to live in an airtight module and denied the right to walk around free and unencumbered by breathing equipment.
As he moves into the main traffic arteries he shakes off these gloomy thoughts and cuts his way across the lanes of the $20-million-a-mile Bay Area Rapid Transit system, and heads towards the Crusway.
The Crusway, that giant roller coaster, conveyor belt type complex was built at a cost of only $500,000 a mile. It is a complex which allows cars to coast along above the footpaths and normal roads.
Pressing a small button on the car's dashboard raises the car's propulsion mast ready for entry up the Crusway entrance ramp.
As soon as he reaches the ramp he guides the mast head, containing its small clutch pad, into a slot on the roof on the Crusway. The clutch pad makes contact with an electrically driven, charged, endless steel belt (a type of linear clutch) which hauls the car up the ramp.
Once on the two-lane, one-way, Crusway proper, pedalling is unnecessary. His car, like the thousands of others (each at 30 feet safety intervals) is propelled down a gentle slope at about 15 mph by the force of gravity.
At one block intervals the power lift again takes over the car's propulsion as it pulls it up a sharp 10 feet rise, only to release it on the other side and allow it to continue again under the force of gravity.
"Funny to think that up here on the Crusway there are probably 7000 cars moving along two lanes in an hour and yet the six-lane street below can't handle any more than 4000 cars in the same time," he said to himself, shuddering at the thought of what commuting must have been like in the '70s.
Shaking himself from his reverie he realises his office is just a block away. Carefully checking the mirror to make sure that one of those confounded two-horsepower electric cars isn't bearing down on him (He's been caught before. Their extra weight gives them just a little bit more speed and those damned teenagers fly along the Crusway in them) he moves to the exit lane.

WHEELS, October, 1973 59

The car moves quickly down the exit ramp, its propulsion rod automatically disengaging from the drive belt on the way.
Once back on the street he pedals the half a block to the office and parks the car in the underground parking station of Environmental Transport Cor-poration. It's exactly 9.20.
Within 10 minutes he is at his drawing-board, the worries of com-muting behind him as he again becomes engrossed in the problems of a drive system for a 50-seater pedal bus his firm is developing.
FICTION? Fantasy?
No! Well, admittedly our character is fictional, as is the city. And we don't claim to be able to see into the future.
But the Pedicar is already a reality and has actually been developed by Environmental Transport Corporation. A company recently formed in Connecticut, USA.
The Crusway exists as a $ 1/4-million full-scale model developed over three years by the special projects laboratory of New York's Syracuse University Research Corporation.
The appeal of the Crusway is that it is a personal rapid transit system that provides economy and convenience.
The idea of the laboratory director was to "keep what is good about the motor car — its convenience — but eliminate what is bad — its size, tremendous weight, energy consump-tion and polluting emissions".
According to those who have seen the model in operation, the range of vehicles which could use it is extensive. The largest would probably be a battery-operated, or minimum horse-power, minicar for two adults plus cargo. The smallest would be a folding bicycle, and in between would be regular bicycles, perhaps Pedicars and even adult tricycles.
The Pedicar was invented by 38-year-old aircraft engineer Robert Bundschuh. Weighing only 100 lb, it has a 58-inch wheelbase and is four feet high and three feet wide. It has a welded aluminium alloy chassis and a body made of cycolac, a material used in American professional football helmets.
The cockpit has an adjustable anti-whiplash bucket seat and collapsible steering column. It can accom modate an adult up to six-foot four inches, a small child and some luggage. In addition to developing the Pedicar, Environmental Transport Corporation expects to manufacture specialised industrial and delivery service vehicles, golf carts, single and two-place boats, mow vehicles, amphibious vehicles and a combination Pedicar/Camper vehicle.
Who knows, perhaps we might soon be pedalling to work.

■ Top: Production of Pedicars at the Windsor, Connecticut factory is still on a small scale.
■ Centre: With a large door, access to the Pedicar is easy.

PROFILE ON LEVEL How the Crusway system works.
40 80 120 160 200 240 280 320 360 400 440 480 520 LENGTH (ft) On flat ground Crusway has sharp initial rise and long gentle slope.
PROFILE 5 PERCENT UP
On up-hill slopes the initial rise is longer and more gradual. PROFILE 5 PERCENT DOWN
LIFT ENTRANCE RAMP A downhill Crusway takes advantage of natural slope of hill.
EXIT RAMP

WHEELS, October, 1973 60


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.054 seconds, 6 queries executed ]