Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Дорогие энтузиасты велотранспорта!
Прошло 6 лет с момента первых ипытаний дельта-трайка "Стриж".За это время я эсплуатировал его только 15 месяцев и наездил чуть более 6000 км летом и зимой, в мороз и в жару, по трассе и в мегаполисе, в сетлое и темное время суток, с ребенком или с грузом. В общем, накопил уникальный опыт, участвовал в 3 выставках "Велопарк" и "Велокульт". Обобщив в ходе эксплуатации этого корпусного веломобиля все замечания и пожелания, весной 2020 года заказал Владимиру Штракину произвести некоторые изменения: сделать веломобиль по ширине задних колес из более тонкого ПЭНД.
В силу ряда объективных и субъективных причин ему это сделать не удалось и летом 2022 года он вернул мне трайк с разобранным корпусом. Поскольку никто другой не хотел взяться за эту работу, пришлось осенью 2022 года отдать "Стрижа" своему соседу по даче, хотя бы для восстановления. Правда, он отказался допускать меня к своей работе для контроля, обсуждения и замечаний. В результате, сделал такое уродство, что новый корпус пришлось просто выбросить.
К тому времени, Илья Афанасьев вывел меня на дизайнерскую фирму, которая готова была довести "Стриж" до ума. Однако, после 2 месяцев их бездействия, опять-таки, в силу объективных и субъективных причин, родители "Стрижа" Вадим Дунаев и Александр Сергеев забрали веломобиль в Тамбов и восстановили его к апрелю 2023г. Поэтому я смог поучаствовать в "Велокульте-2023" и продолжаю эксплуатировать его и сейчас, накатав еще 1 000 км.
Тем временем, эта дизайнерская фирма заказала В.Дунаеву и А.Сергееву новый трайк "Стриж-2" под стеклопластиковый обтекаемый корпус, который они готовы сделать сами и даже профинансировала материалы и работу. И вот, 06.07.2023 тамбовцы привезли ко мне "Стриж-2" для испытаний и передачи дизайнерам для изготовления корпуса. Кроме тамбовцев, я пригласил и ко мне приехали Вениамин Вениаминович Ульяновский и Геннмдий Сергеевич Суздальцев. Все катались, все испытывали, все высказались.
"Стриж-2" имеет две цепи, связанные промвалом, передний, средний и задний шпангоуты, две хребтовые трубы и боковые связи. Задний мост подвешен через маятник и амортизирующие эластомеры. Руль "аватар" находится на уровне груди пилота.
Трайк выгдядит красиво, но тяжеловат-28 кг ("Стриж-1" с передним, задним шпангоутами и контурной алюминиевой рамкой весил 21 кг, с эл. приводом- 26.5 кг).Очень хороший накат, но задняя боковая цепь плохо переключается и часто спадает: ее нужно настраивать. Руль ( верхний "аватар")достаточно эргономичен, но широковат и мешает на поворотах. Подвеска работает очень хорошо.
Под занавес устроили покатушки вокруг Куркино( видео будет позже).
Затем ребята отвезли "Стриж-2" на фирму для изготовления корпуса. После этого они доведут трайк до кондиции.
Неактивен
Почему товарищь запретил контролировать процесс изготовления?
Допустим, я тоже терпеть не могу, конда стоят над душой при выполнении особо ответственных операций. Но промежуточный результат то можно было бы показать и посоветоваться?
Неактивен
Stas написал:
Приблизительно так же, как зарубежные корпусные веломобили.
Дельта не может выглядеть "как зарубежные корпусные автомобили", они поголовно тэдполы.
Я полагаю, форма корпуса будет а-ля лодка, с колёсами наконец-то убранными внутрь корпуса?
Неактивен
Кстати, вопрос - а зачем *стеклопластиковый* корпус-то, раз аппарат с несущей рамой?
Если делать его очень тонким - вы будете ехать внутри большого барабана, по сути. Толстым - много материала, веса, ноль смысла.
Плюс композита сделанного по оснастке - можно сделать монокок-корпус, который легче, жёстче, даёт больше внутреннего пространства и клиренса относительно хребтовой рамы...
А для не-несущего корпус - пена! 3мм ПВХ пена, например. Термоформуется, лёгкая, прочная, жёсткая, устойчивая к погоде... в идеале конечно сэндвич из такой пены (очень тонкая вуаль поверх), тогда вообще супер будет...
Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:
Shuriken написал:
Balor написал:
наконец-то убранными
Может они их и закроют, но на внутреннем обитаемом пространстве это никак не скажется - по-прежнему лютая теснотища без багажника и с неудобным входом.
Багажник, очевидно, в съёмном хвосте, как и раньше был... или может уже и забили на "влезание в лифт"? С убранными в корпус колёсами он хоть работать начнёт!
Неактивен
Shuriken написал:
Stas написал:
Кроме тамбовцев, ко мне приехали
Очевидно, после того как я отказался продать сиденье, я стал нерукопожатным и вообще лишним звеном во всей компании...
Вадим, например, был очень недоволен этим.
Отредактированно Stas (2023-07-12 11:57:56)
Неактивен
Stas написал:
Вадим, например, был очень недоволен этим.
С ума сойти. У него фьючерс что ли был на приобретение сиденья, а Шурикен кидалово учинил?
Неактивен
Creepy Crawler написал:
фьючерс что ли
Судя по всему, они решили что да. Поэтому для тамбовцев я теперь недружественная страна, и подвергнут санкциям в виде лишения возможности быть причастным к данному проекту. А должен был оплатить право быть причастным продажей по демпинговой цене! Подумаешь, что у них есть (появилось) стеклопластиковое производство!
Неактивен
Хех, спросили бы, у меня Thor Easy есть стеклопластиковое...
http://www.thorseat.eu/type-of-recumben … l-easy-gs/
Вообще, я уже гонял "лодочный" профиль дельта-трайка в CFD и получил очень приличные цифры, сравнительные с Quest (он, правда огромный) даже с аппаратом сделанным из плоских/гнутых в одной плоскости панелей. Конечно, CFD очень плохо считает "сложные" и плохо обтекамые тела со сложным взаимодействием потоков, но получить в два раза меньшее CdA даже с полтора раза большим миделем должно быть несложно, если убрать колёса в корпус. Колёса болтающиеся в потоке - зло!
К слову, у Ганьшина в его последнем видосе вообще супер про всё это:
https://www.youtube.com/watch?v=S98-f_uYBgQ
Отредактированно Balor (2023-07-12 16:42:17)
Неактивен
Shuriken написал:
Creepy Crawler написал:
фьючерс что ли
Судя по всему, они решили что да. Поэтому для тамбовцев я теперь недружественная страна, и подвергнут санкциям в виде лишения возможности быть причастным к данному проекту. А должен был оплатить право быть причастным продажей по демпинговой цене! Подумаешь, что у них есть (появилось) стеклопластиковое производство!
Это лучше узнать у Вадима.А, вообще, Саша, ты всегда можешь приехать и опробовать Стриж сам. Он теперь чуть шире.
Неактивен
Shuriken написал:
Не надо мне персональных встреч устраивать, вот если буду я фигурой уровня Ульяновского - тогда может быть. Не позвали и не позвали, видать были причины, ну ок.
"Мама, он меня сукой обозвал!" (с)
Предлагаю почистить перспективную тему от оффтопика.
Неактивен
Balor написал:
Хех, спросили бы, у меня Thor Easy есть стеклопластиковое...
http://www.thorseat.eu/type-of-recumben … l-easy-gs/
Вообще, я уже гонял "лодочный" профиль дельта-трайка в CFD и получил очень приличные цифры, сравнительные с Quest (он, правда огромный) даже с аппаратом сделанным из плоских/гнутых в одной плоскости панелей. Конечно, CFD очень плохо считает "сложные" и плохо обтекамые тела со сложным взаимодействием потоков, но получить в два раза меньшее CdA даже с полтора раза большим миделем должно быть несложно, если убрать колёса в корпус. Колёса болтающиеся в потоке - зло!
К слову, у Ганьшина в его последнем видосе вообще супер про всё это:
https://www.youtube.com/watch?v=S98-f_uYBgQ
Спасибо, Balor,очень интересный репортаж Алексея Ганьшина. Можно ли у Вас купить сиденье и коврик и что-почем?
Мы с Машей(моей младшей) в апреле в Куркино https://www.youtube.com/watch?v=pcSMdorWtU0&t=55s
Неактивен
Видеоотчет о наших покатущках.
https://youtu.be/F6xqub6YttQ
Геннадий Сергеевич смотрится очень органично на "Стриже-1"в свои 87 лет.Сказал, лишь немного помогал себе электроприводом на подъемах, а на горизонте совсем не чувствовал веса 47-килограммовой птички. Приехал румяный, раскрасневшийся, но очень довольный. Могу добавить, что и я с 30 кг Машей не чувствую 80-килограммовой нагрузки на горизонте и коротких подъемах, а аот на крутых и/или затяжных подъемах электропомощь очень кстати.
Вадим очеь шустро шел на "Стриже-2", хотя сказал потом, что сиденье выставил неудобно. Мне, все же, боковой привод не очень нравится. но ребята решили прижать его роликом, в дальнейшем. "Стрижи" и ульянОвская симпатяга-"Ока" были, конечно, в центре внимания.
Отредактированно Stas (2023-07-16 18:27:23)
Неактивен
Ехал сегодня домой на "Стриже" с дачи. Несколько раз попадал под проливной дождь.Закрыл боковые окна (Саша и Вадим очень удобно их слелали), заузил щель амбразуры лобового стекла (обзорность вполне приличная) и вышел сухим из воды. На обычном велосипеде промок бы вдрызг. Дул сильный боковой ветер, но скорость держалась на горизонте 32-35 км/ч.На подъемах - 25 км/ч(помогал себе немного электроприводом). В таком режиме 2 кг батареи хватает на 300 км-летом (150км-зимой). За мной увязался патруль ГИБДД, стал сигналить, затем поравнялся, увидел, что это электровелосипед и начал снимать.
Неактивен
- Какая мощность вспомогательного электромотора ?
- При езде в сильный дождь не летят ли на пилота брызги снизу ?
- Не заливает ли грязь. в непогоду лобовое стекло и нужен ли стеклоочиститель как на автомобиле ?
Неактивен
Vitaly написал:
- Какая мощность вспомогательного электромотора ?
- При езде в сильный дождь не летят ли на пилота брызги снизу ?
- Не заливает ли грязь. в непогоду лобовое стекло и нужен ли стеклоочиститель как на автомобиле ?
Номинальная мощность эл.двигателя - 350 Вт, пиковая - 700 Вт. Грязь и снег не попадают в салон, а брызги - только через щель в лобовом стекле при сильном ливне.Никакого сравнения с обычным велосипедом.
Неактивен
Да, Саша. У меня уходит 30-40 минут, а у Геннадия Сергеевича - 7-10 секунд. Вчера ездил на "Стриже" с дачи. На горизонте скорость 33-35 км/ч без какой-либо электропомощи, на спуске - 55-60, на подъеме немного помогаешь себе эл.приводом и скорость держится на уровне 22-25 км/ч. У чисто мускульных легких веломобилей скорость на спуске 80, на подъеме -8-10 км/ч.И это даже у тренированного Саукки.В общем, без эл.привода веломобиль - чисто спортивный снаряд, но не транспорт.Правда, я тоже люблю мускульно "втопить":за поездку теряешь 2-2.5 кг и 2 кг аккумулятора хватает на 300 км. Если "мускулить" умеренно, то эл. помощи хватит на 200 км, что тоже неплохо.
Неактивен
Stas написал:
У меня уходит
Ну, про все эти фантастические характеристики я читаю что ты пишешь и единожды даже наблюдал снаружи. Но твоя техника слишком маленькая, чтобы я там смог хотя бы поместиться, так что опробовать - увы! Может быть, ты сверхчеловек - я не знаю!
Неактивен
Попробуй, Саша! Может быть, сейчас получится. Кстати, журналистка Наташа Лисапедова выпустила новый материал о "Стриже".
https://www.youtube.com/watch?v=AsVKlBfWrRM
Неактивен
Balor написал:
Ничто не мешает проехать 300 км и даже зарядить в процессе батарейку на киловатт рекупом - вопрос сколько это займёт
А зачем ее заряжать рекуперацией, если она прекрасно заряжается от сети. Реальный кпд рекуперации - 5-7% и приходится жертвовать обгонной муфтой в электромоторе, а без нее он прилично тормозит.
Неактивен
Stas написал:
Balor написал:
Ничто не мешает проехать 300 км и даже зарядить в процессе батарейку на киловатт рекупом - вопрос сколько это займёт
А зачем ее заряжать рекуперацией, если она прекрасно заряжается от сети. Реальный кпд рекуперации - 5-7% и приходится жертвовать обгонной муфтой в электромоторе, а без нее он прилично тормозит.
Не путайте КПД рекуперации и процент "возврата" за поездку. КПД рекуперации обычно выше, чем КПД работы (особенно если "подторможаивать с горок"), просто 90% всей кинетической энергии уходит в невозвратные потери - аэродинамику и сопротивление качения.
Если заехать в достаточно крутую горку на мощном моторе, а потом "съехать на тормозах", можно вернуть процентов 70.
И да, увы, "холостные потери" вполне могут сожрать больше чем рекуп, если ты им не особо пользуешься.
Неактивен
Balor написал:
Stas написал:
Balor написал:
Ничто не мешает проехать 300 км и даже зарядить в процессе батарейку на киловатт рекупом - вопрос сколько это займёт
А зачем ее заряжать рекуперацией, если она прекрасно заряжается от сети. Реальный кпд рекуперации - 5-7% и приходится жертвовать обгонной муфтой в электромоторе, а без нее он прилично тормозит.
Не путайте КПД рекуперации и процент "возврата" за поездку. КПД рекуперации обычно выше, чем КПД работы (особенно если "подторможаивать с горок"), просто 90% всей кинетической энергии уходит в невозвратные потери - аэродинамику и сопротивление качения.
Если заехать в достаточно крутую горку на мощном моторе, а потом "съехать на тормозах", можно вернуть процентов 70.
И да, увы, "холостные потери" вполне могут сожрать больше чем рекуп, если ты им не особо пользуешься.
Даже узнавал у мастеров, можно ли блокировать обгонную муфту ЭД при торможении.Решения, пока, нет.А это могло бы сберечь тормозные колодки.
Неактивен
Balor написал:
КПД рекуперации обычно выше, чем КПД
йо, это вспомогательный мотор, используемый эпизодически, нахрена так загоняться. Если бы он использовался постоянно - тогда да, имело бы смысл, а так бОльшую часть времени он просто балластом едет.
Неактивен
Stas написал:
Balor написал:
Stas написал:
А зачем ее заряжать рекуперацией, если она прекрасно заряжается от сети. Реальный кпд рекуперации - 5-7% и приходится жертвовать обгонной муфтой в электромоторе, а без нее он прилично тормозит.Не путайте КПД рекуперации и процент "возврата" за поездку. КПД рекуперации обычно выше, чем КПД работы (особенно если "подторможаивать с горок"), просто 90% всей кинетической энергии уходит в невозвратные потери - аэродинамику и сопротивление качения.
Если заехать в достаточно крутую горку на мощном моторе, а потом "съехать на тормозах", можно вернуть процентов 70.
И да, увы, "холостные потери" вполне могут сожрать больше чем рекуп, если ты им не особо пользуешься.Даже узнавал у мастеров, можно ли блокировать обгонную муфту ЭД при торможении.Решения, пока, нет.А это могло бы сберечь тормозные колодки.
В зависимости от холостого тока мотора и режима езды, всё равно можно выйти в плюс на рекупе, съэкономить колодки, избежать перегрева тормозов, а чтоб не было дискомфотно - можно мотору скармливать 1-2 ампера тока постоянно чисто для компенсации "железных потерь".
Но вообще, для дальняков на "гибриде" и масимизации рекупа надо сделать два мотора - один редукторник с обгонкой, достаточно тяговитый, и один небольшой, не очень мощный, лёгкий, высокое KV, редукция чисто цепью с малым шагом или ремнём в "фикс" режиме - как у меня на длиннобазнике. У него будет очень мало холостый потерь, он очень плохо помогат для старта и очень крутых горок, но более чем полезен для эффективной модуляции скорости - сбрасывать перед окончательным торможением, с горок, помогать понемного в горки не очень большой крутизны. Недорого, легко, эффективно.
Неактивен
Да, из собственных размышлений на этот счёт: абсолютно неизбежен факт, что мотор имеет пиковое КПД на достаточной скорости И достаточной мощности, где "железные" (холостые) и "медные" (ресистивные) потери примерно равны. "Холостые" потери растут *примерно* линейно (тоже уходят резко вверх начиная с определнных скоростей переполюсовки) а "медные" квадратично, если брать мотор достаточной мощности (тот самый стандартный 350в, например, который хорошо затаскивает в горки), то в 20" колесе на веломобильный скоростях уже на 30кмч он "жрёт" где-то 50 ватт тупо вхолостую, и дальше - больше.
Да, это супер для малых скоростей, где за счёт низкого КВ и сопротивления он может выдавать хороший момент без больших потерь, но для высоких скоростей и низких мощностей "веломоторы" крайне неэффективны, при этом иметь возможность "выбрать крейсерскую скорость" и ровно крутить, чтоб небольшие вариации ветра и рельефа брал на себя мотор, помогая на горках, и наборот подтормаживая на спусках (буквально +- несколько десяков ватт) - ибо, опять, на высоких скоростях нужна большая передняя звёздочка, что увеличивает шаги между передачами даже если они в 1 зуб!
Отредактированно Balor (2023-08-04 10:37:26)
Неактивен