|
История веломобилиста Никиты Ватина (15.12.10 г.)
| Стр.1,2 | В.Ульяновский (15.12.10 г.) | | Немало было в 80-х годах талантливых энтузиастов - конструкторов веломобилей, которые, как августовская звезда, прочертили яркий след, создав одну-две эталонных модели, и погасли. Меньше тех, кто задержались на веломобильном небосводе на долгие годы и продолжали успешно творить в этой области. Среди вторых - Никита Ватин из литовского города Клайпеда. Родился в 1956 году, ныне проживает в США. Он участник и победитель многих всесоюзных соревнований веломобилистов рубежа 80-90-ых. Автор оригинального грузового веломобиля - трансформера «Муравей» и серии передне-приводных лигерадов. И хотя до него (а Н.Ватин начал заниматься созданием веломобилей с 1987 года) двухколесников подобных схем было изготовлено в СССР десятка два, именно Ватину удалось разработать лучшие в стране на тот период. Да, собственно, и сегодня не так уж много аналогов, способных составить им конкуренцию. Собирая материал о Ватине, я, буквально сегодня ночью обнаружил в своем архиве две неизвестных мне фотографии Никиты на заснеженной дистанции соревнований. А утром (прямо-таки мистика!) пришло очередное письмо, в котором он по моей давней просьбе рассказывает о своей истории веломобилиста. В том числе, и о той зимней гонке веломобилей «КЭБ-91». С согласия Н.Ватина, сделав некоторые сокращения, обработав и добавив свои архивные фотографии, предлагаю её вашему вниманию. | | | |
15.12.10 г.Часть 1 | "Я до сих пор хорошо помню мое первое Рождество и Новый год.Вместе с дедушкой мы дома украшали рождественскую елку электрическими гирляндами. Дед настрого запрещал мне даже прикасаться к тумблерам и включать программное устройство освещения. Грозил, что электричество может убить меня. Я слушался, пока однажды не остался дома один. Тут же взялся за штырьки вилки электрогирлянды и вставил в розетку (220 В). Получил такой удар током, что отлетел в другой конец комнаты. С тех пор держался подальше от исследований устройства электроприборов. До 7-го класса. А затем в школе изучил и стал неплохо разбираться в электротехнике. Однажды с соседями-друзьями мы пошли в свалку. Я нашел там подходящего размера электрический трансформатор. По моей оценке из него мог получиться хороший сварочный аппарат. Ну, а после того как я сделал этот аппарат начал чинить-сваривать велосипеды, мопеды и прочее для моих соседей-друзей. На это занятие уходило все мое свободное время. Я уже не уделял должного рвения к учебе в школе. Считал, что занятия были слишком скучны для меня особенно языки, грамматика и литература. И после окончания восьмилетки моя мать заставила меня поступить в техникум. Вот тут было здорово! Теоретическая механика, сопромат, теория сварки и другие интересный предметы остались у меня в памяти до сих пор, а прочее стерлось за ненадобностью. | Однажды в техникум заглянул преподаватель подводного плавания. Он познакомил нас с аквалангом, показал много интересных фотографий подводного мира. И пригласил всех мальчишек класса в свой клуб, работающий при ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Так я параллельно с учебой в техникуме стал осваивать и профессию водолаза. | Велогрузовик "Муравей", на буксире трайк "мазурчак"с колесами 24 дюйма.Клайпеда, июнь 1990 г. | Несколько месяцев после занятий я обычно спешил поработать в порт, где и проводил все свободное время. Учитель-подводник заприметил мое рвение и «взял» меня на стажировку спасателем. Обязанностей на спасательной станции было не столь много, главное -бесстрашно броситься в воду, если произойдет какое-то несчастье. Поэтому у меня находилось время делать что-то ещё кроме выполнения своих прямых обязанностей. В частности, я занимался несложным кузовным ремонтом автомобилей. Набирался опыта несколько лет, потом сам сделал сварочный водородный аппарат, который электролизом разлагал воду на водород и кислород. И тут мне потребовался транспорт для перевозки тяжелого оборудования. Это было уже в 1987 году в «горбачевское время». Я открыл уже свой бизнес. И в это же время увидел на обложке популярного советского журнала фотографию господина Мазурчака. Единственно что меня смущало: «А какой смысл так использовать три колеса...?» |

| И решил сделать подобную трёхколеску , но уже как небольшой велогрузовичок. Я назвал его "Skruzdelite" на литовском языке. Что означает "Муравей". Это был очень удачный грузовой-веломобиль. Когда местные жители, замечали меня едущего на вело-грузовичке, они кричали в восторге: "Смотрите какой хороший велосипед". Я должен пояснить, что это слово на литовском языке пишется "dviratis", что может быть переведено на русский как "двухколесник". Сначала я был очень расстроен, что люди не могут отличить трехколесный веломобиль от двухколесного велосипеда. Поэтому, правда, гораздо позже и применил к своим двухколесным конструкциям другое название: «SOFABIKE». Первый образец «Муравья» был настолько удачным, что я менял в дальнейшем ничего в конструкции и дизайне грузового отсека. А вот передняя вилка переделывалась много раз. Всего я изготовил 5 cargo-boxed-velomobiles. Все они были на 20" колесах. Кроме того, я сделал копию/точную копию трехколесного веломобиля "Mazurchak" но на 24" колесах. Его я соединял с вело-грузовичком буксирным устройством и получался велопоезд. Продал его в 1989 году, сразу после велофестиваля, состоявшегося в г.Николаеве". |
21.12.10 г. Часть 2 | На фестивале веломобиилей в Николаеве у меня было три HPV: 1) «Муравей»- трёхколесный грузовичок, преоразуемый в двухколесный лигерад или в садовую тележку, 2) «мазурчак»- который я сделал на основе рисунков и журнала, но с 24" колесами. Он мог соединяться с «Муравьем». Такой «велопоезд» я использовал в парковойзоне Клайпеды для катания отдыхающих: один взрослый в «мазурчаке» и двое детей в кузове «Муравья». Для привлечения клиентов я установил над грузовым отсеком декоративный тент. Дети всегда наперегонки стремились занять места под тентом. Прокат веломобилей поддерживал и меня в хорошей спортивной форме и приносил немало денег. Я должен сказать, что во время фестиваля веломобилей в Шяуляе (Литва) в 1988 году /Никита запамятовал - это было в 1989 году (В.У.) / Сергей Дашевский научил меня как сделать звезду большего диаметра. И в Николаеве на «Муравье» у меня уже стояли эллиптическая на 60z и круглая на 51z ведущие звезды. Во время гонки на картодроме я понял, что 60 зубов недостачно для 20" колес. А применение эллиптической звезды оправдано при низкой частоте педалирования на велосипеде (об/мин ниже чем 70). Мой каденс МАКСИМАЛЬНЫЙ (об/мин) на стандартном велосипеде на стенде был равен в то время 136. Поэтому у более поздних вариантов этого HPV я использовал круглую звезду на 74z. | 3) «Кузнечик» - с подвеской заднего колеса Это был забавная версия «Муравья»(1) у которой спинка сидения была установлена почти вертикально: около 60 градусов к горизонту. И с очень малой колесной базой. На нем я мог спускаться вниз по лестнице.. История Кузнечика Мой друг задумал сделать 3-колесный веломобиль для 3 человек. За основу он взял мою копию «мазурчака», водитель у него размещался впереди, а два пассажира имели отдельные приводы на задние колеса. Конструкция получилась очень тяжелой (70 кг) и большой (около 4 м в длину).Позже мой друг отказался от этого варианта и убрал передний привод, переделав веломобиль в двухместный. Переднее колесо у него стало только управляемым. А мне в результате досталась передняя вилка с приводом. Здесь я должен сказать, что до тех пор мы все ездили только на трехколесных веломобилях!!! И двухколесных HPV в стране у нас ещё не было. Я думаю, что они появились только летом 1988 года / Никита ошибается - двухколесные лигерады отечественные энтузиасты строили уже в 1984 году(В.У.)/. «Вело-поезд» я продал в Николаеве. Этих денег мне хватило чтобы съездить семьёй в отпуск в Крым в Симферополь. С собой взял «Кузнечика». К сожалению, 20" колеса, шины низкго давления и слишком вертикальное положение спинки сидения - все это оказалось непригодно для каждодневных длительных путешествий. С тех пор я убедился , что такая велотехника пригодна только для кратковременных городских поездок. | Зимой 1989-90y я сделал комбинированный тандем и два переднеприводных (FWD) HPV c колесами в 24" , которые назвал «Чайка». На тандеме установил спереди сидение, причем паасажир мог и не крутить педали. Водитель располагался сзади него в положении как на обычном велосипеде После установки защит цепи и замены колес на задние от мопедов, вес конструкции достиг 36 кг. Но её украли летом 1990y. Я смог сделать лишь несколько поездок с моей подругой по Литве. Тандем, кстати, оказался слишком длинным. Весной 1990го я понакомился с моим новым другом Миндаугасом. Он сделал копию моего грузового трехколесного «мазурчака» ( так я его и заприметил на улицах нашего города) Единственная ошибка: он установил каретку педалей слишком близко к рулевой колонке (приблизительно 200 мм). На «Sofabike» и «Чайке» каретка находится на расстоянии 530-миллиметровом расстоянии. . Через несколько недель мы (я и Миндаугас) изготовили два аналогичных переднеприводных (FWD) двухколесника на 24" колесах (533 мм x 35 мм). Нам не терпелось испытать их в длительном путешествии по дорогам. И я разослал приглашения энтузиастам на пробег от Клайпеды до Риги. Набралось около 15 участников на туристических велосипедах. Но только двое- я и Миндаугас- были на рикамбентах. Миндаугасу тогда в 1990 г. было 14 лет, но был таким же высоким, как и я (180 см). Когда через два года он вырос ещё на 10 см, то вынужден был продать свою «Чайку» и сделать другую, но уже на 622-мм колесах. . | Но вернемся к лету 1990-го. Я готовился к Всесоюзному смотру веломобилей в Полтаве. Достаточно быстро (приблизительно за 2 недели) я сделал другой вариант HPV на колесах 622 мм с очень высоким положением сидения, имевшего упор для спины и плечей. Спинка составляла где-то около 15 градусов к горизонту Раму я изготовил в виде сэндвича: вспенив полистирол в алюминиевую оболочку. Для обеспечения 15-градусного наклона применил профиль сидения «музарчак». Новая веломашина весила 11 кг. Использовал её только для гонок на короткие дистанции. Из-за неудобного наклона сидения я не мог поехать на этом лигераде, не останавливаясь, км 15 км не более. В Полтаве он был зарегистрирован под номером 44 и показал лучший результат на картодроме |  "Чайка" Н. Ватина на картодроме в Полтаве. Сентябрь 1990 г. (фото из архива С.Одноволикова, с сайта velomobiil.nm.ru) | В заезде на дистанции в 3 км я сел сначала на «Чайку» с 24-дюймовыми колесами. После финиша попросил у судей разрешения проехать ещё раз на другом веломобиле. Получив добро, стартовал уже на номере 44 - с колесами в 622 мм. В этом заезде были уже сильные соперники: Сергей Дашевский и Владимир Смирнов. На картодроме на петле протяженностью в один километр насчитывалось 13 поворотов. Мы должны были проехать трижды эту дистанцию. Я реально подвергался серьезной опасности, когда обходил трех и четырех-колесные веломобили. Некоторые их них буквально переворачивались передо мной на поворотах. Таким образом, в протоколе у меня два результата. Лучший конечно - это заезд на «Чайке» под номером №44. Там же в Полтаве нашелся клиент, который захотел купить этот лигерад. Кажется, он был из Киева. Но в моих планах стояла ещё одна гонка - в Дрогобыче. Откатавшись в Карпатах, я возвратился домой через столицу Украины и продал «Чайку». Покупатель был счастлив". | | А вот найденная мной сегодня архивная фотография Никиты Ватина: Москва. "Зимняя гонка "КЭБ-91", февраль 1991 г. | Стр.1,2 | Обсуждение на форуме |
|
|
|
|
|