И снова веломобиль"Зольга" (28.08.10 г.)


Статья из журнала   


 
 

  Есть немало энтузиастов, для кото­рых веломобиль стал единственным и страстным увлечением - хобби. А есть люди, для которых веломобиль - это буквально жизнь. Точнее, возможность передвигаться, что, в общем-то, взаи­мосвязано.

И для такого транспортного средства важны не скорость, не грузоподъёмность, а совсем другие технические характери­стики: небольшая масса, манёвренность, лёгкость в управлении. А главное, чтобы веломобиль был удобен и не сложен в эксплуатации, занимал немного места при хранении, ну и, желательно, чтобы он служил хорошим тренажёром. Кто из оптимистов, у которых по каким-то при­чинам ограничены подвижность и круг общения, не мечтает восстановить свою мобильность!

Сегодня за рубежом немало фирм выпускают веломобили для инвалидов .Эти машины имеют ножной, или ручной педальный привод, или совмещённый. Часто на такие веломобили устанавли­вают дополнительный электропривод с питанием от аккумулятора. Для людей с ограниченной подвижностью созданы и суперлёгкие скоростные спортивные веломобили и даже гусеничные велоприводные, на которых особенно отчаянные оптимисты-инвалиды поднимаются даже высоко в горы.

Но всё это не у нас. Да и импортные веломобили не всегда полностью удо­влетворяют чаяниям будущего владель­ца. Ведь хочется, чтобы в конструкции были учтены именно твои особенности, твои возможности, твои пожелания. Сло­вом, нужен индивидуальный проект! Но возьмётся ли кто за него?

Примерно так, наверное, рассуждала энергичная девушка-инвалид из Нижнего Новгорода, когда несколько лет безуспешно пыталась найти предприятие-изготовитель персонального веломобиля для себя. В конце концов, изготовитель всё же нашелся.

И вот солнечным майским днём в комнату девушки въехал миниатюрный веломобиль (а точнее было бы назвать «велоход»), изготовленный московской фирмой «ЭТРА», Больше любимого ярко-зелёного цвета конструкции Олю Зотову обрадовало название, состав­ленное из букв фамилии и имени Зотова Ольга - «Зольга». Это - точно - её веломобиль!

Первое испытание, первая «пристрел­ка» к новой конструкции. Надо сказать, что у Оли уже был опыт катания на самодельной коляске-аналоге. Но он не принёс ни удовлетворения, ни радости. А теперь: два часа укрощения поначалу непослушных педалей и рычага управления - и «Зольга» неспешно покатила осваивать окрестности, прокладывать новые для неё маршруты в парки, ма­газины, театр. Да мало ли куда теперь задумает отправиться её хозяйка!

Веломобиль, а точнее велоколяска, спроектирована под рост владельца - 155 см. Её габаритные размеры (шири­на, высота, длина) 640x910x1180 мм, в сложенном состоянии, соответственно: 640x650x920 мм. 

 
 
Веломобили для инвалидов: А-скоростной с ручными приводом и управлением, Б-гусеничный снегоход с  ручным велоприводом

 

     «Зольга» проста по конструкции, ком­пактна, да ещё и частично складывается для хранения. Но, главное, - обладает удивительной манёвренностью. Эта особенность позволяет ездить на ней не только на улице, но и дома, в комнате. Велоколяска имеет ширину всего 640 мм, а потому узкие дверные лифтовые проёмы для неё не преграда. Масса - 19,5 кг. «Зольгу» можно использовать в качестве тележки для товара в магазине самообслуживания: П-образная опора спинки сиденья в этом случае играет роль ручки, за которую можно толкать коляску перед собой. Удерживая за эту ручку, велоколяску можно спускать или поднимать по лестнице или помочь вла­дельцу преодолеть бордюр.

 

Велоколяска «Зольга»:

1 -рама; 2--переднее управляемое и ведущее колесо (от дет­ского велосипеда); 3 - педальный привод (от подросткового велосипеда, звездочка г = 40); 4-вилка-вынос; 5 рулевое управление; 6- - подлокотник (фанера 8Й. 2 тт.); 7 - сиденье; 8 -заднее опорное колесо (2 шт.); 9- ручка с неподвижной рукояткой

На чертеже грязевые щитки и кожух цепи условно не показаны

 

Основа конструкции - сварная про­странственная рама, изготовленная из тонкостенных (1,5 - 2-мм) стальных труб. По форме рама напоминает каркас сиденья кресла, что, в общем-то, так и есть. А потому, как и у всякого кресла, у него имеются и подлокотники, и спинка (правда, не столь вальяжные). Опора-дуга спинки выгнута из трубы диаметром 20 мм с довольно толстой - 2,5-мм стен­кой, поскольку она служит ещё и рукоят­кой при перемещении коляски.

Подложки верхней и нижней частей спинки и основание сиденья выполне­ны из бакелизированной (водостойкой) 8-мм фанеры, из неё же и подлокотники. Цельная пенополиуретановая (ППУ) подушка толщиной 12 мм - из турист­ского коврика-пенки» - прикреплена к спинным подложкам и основанию сиде­нья винтами Мб с шайбами увеличенного диаметра.

Для фиксации винтами Мб подложек в них просверлены отверстия диаметром 8 мм, в которые утоплены молотком мебельные гайки с «усами». Здесь же отметим, что аналогично крепятся и под­локотники, только винтами М5 (по три на каждый). Поясничная подложка спинки и основание соединены между собой алю­миниевыми полосками шириной 20 мм и толщиной 2 мм, которые прикреплены к опорам основания сиденья и к опоре дуги спинки сиденья стальными хомута­ми посредством винтов Мб.

Задние 20-дюймовые опорные ко­лёса - от дорожного велосипеда. В «торпедовскую» втулку с внутреннего торца запрессован подшипник 60203, а с внешнего торца - подшипник 60101 в стакане и установлена ось с буртиком. На оси втулка колеса фиксируется гай­ками М10х1, одна из них - контрящая. Такими же гайками каждая ось закрепля­ется в кронштейне рамы.

В веломобиле использована схема с передним ведущим (оно же управ­ляемое) колесом (схема «мазурчак»). Переднее колесо диаметром 12,5 дюйма собрано на стандартной «торпедовской» втулке. Вынос привода объединен с вил­кой переднего колеса и сварен из двух укороченных велосипедных вилок. При изготовлении столь малого и довольно ответственного узла следовало особо строго выдержать параллельность оси колеса и вала каретки. Поэтому сварка этого узла производилась в стапеле.

Начинка кареточного узла позаим­ствована от детского велосипеда. Длина каждого шатуна - 140 мм, это вполне приемлемо для уверенного и неутоми­тельного педалирования.

Задние колёса крепятся к раме жёст­ко, через уголковые кронштейны (точнее крепятся их оси, а колёса потом на оси надеваются). Втулки колёс доработаны под стандартные подшипники (раньше там стояли два конуса, а между ними за­кладывались шарики без сепараторов).

Колёса снабжены грязевыми щитка­ми. Причем над задними колёсами они закреплены с помощью утолщённых резиновых шайб, чтобы в поездке, если потребуется, можно было бы подправить их положение вручную. В свободные торцы труб рамы забиты на клею дере­вянные пробки, к которым с помощью саморезов прикреплены резиновые по­душки - упоры.

Управление веломобилем осу­ществляется одной рукой с помощью Г-образного рычага, отклоняющегося вперед-назад (соответственно, поворот налево - направо). На конце длинного (вертикального) плеча закреплена ручка. Короткое (горизонтальное) плечо рычага на подшипниках скольжения (пропилен) смонтировано в направляющей трубе - левой (по ходу) удлинённой опоре сиде­нья, и на его торце клином закреплена сошка, изготовленная из укороченного левого педального шатуна. Тяга (стер­жень диаметром в мм) через шаровой наконечник соединяет рычаг-кабанчик (приваренный к вилке привода) с сошкой вала рулевого рычага. На фотографии наконечник подсоединяется к кабанчику с нижней стороны. Но это не принципи­ально. Ход рулевого рычага ограничен с одной стороны подушкой-упором.

Рулевое устройство перенастраивае­мое: управление можно осуществлять не только левой рукой (как в приведённом исполнении), но и правой (при соот­ветствующей симметричной установке Г-образного рычага и других элементов) или сразу обеими руками (при установке двух Г-образных рычагов с комплектом элементов). 

 (Продолжение следует)

 

См.также по теме на форуме: http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=55 , http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=218 , http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=110, http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=365 и др.

Видео:

Обкатка веломобиля "Зольга"(май-2008 г.) http://ru.youtube.com/watch?v=mwatPSRQJB8, http://ru.youtube.com/watch?v=GQ-FPu-8mEs

"Зольга-2" на Международной выставке "Архиме-2009" http://www.youtube.com/watch?v=oD7d92nzVY8 , http://www.youtube.com/watch?v=5CnTvoHIopA, http://www.youtube.com/watch?v=3YnE6DUO-cI

Ольга Зотова на "Зольге" http://video.mail.ru/mail/olga-3178/_myvideo/1.html