|
Стримлайнер "Тетива" (проект) 03.03.10 г.
| К проекту приступаю не имея практического опыта создания скоростных веломобилей. Руководствоваться буду только собственным анализом конструкций лучших современных зарубежных аналогов. Цели проекта: а) создать стримлайнер с минимальным миделем обтекателя б) разработать раму шасси с повышенной жесткостью в) поиск новых технических решений переднеприводной схемы Единственный в мире стримлайнер-долгожитель - веломобиль-рекордсмен «Варна» канадского конструктора болгарского происхождения Г.Георгиева. За свою, более чем десятилетнюю, историю веломобиль претерпел множество модернизаций. И поэтому является пока лучшим примером для изучения и подражания. Информации об основных этапах создания скоростных веломобилей довольно много на зарубежных сайтах, например, http://www.wisil.recumbents.com/wisil/whatsup.htm У.Бьючемпа. В данном проекте, мне ближе сайт Английского клуба HPV, конкретно- реализация проекта Саймона Сандерсона. На работу по «Тетиве» планирую потратить три-пять месяцев. При этом понимаю, что для достижения хоть сколько-нибудь достойных результатов, требуется многократно больше времени и объединения усилий специалистов в разных областях. Этот проект лишь проба сил. Наметил основные его этапы: -макетирование, -разработка и изготовление образца-макета шасси в варианте «сталь», -обкатка шасси и доработка по результатам испытаний макета обтекателя, -одновременное изготовление шасси в варианте «алюминий» и обтекателя, -сборка стримлайнера, доводка, испытания. Поскольку я не гонщик, проектирование буду вести под конкретного спортсмена, его рост 175 см. |
| 23.02.10 г. Начал макетирование. Предварительно месяц потратил на проработку аналогов, компоновку и разработку эскизов основных узлов «Тетивы». Изготовил основу для контурного макета стримлайнера в натуральную величину. Т.е. панели ДСП (16 мм) установил на легкосъемные Т-образные опоры. | Макет узла каретки имеет возможность перестановки вдоль оси, перпендикулярной к плоскости контура стримлайнера.
|  |
 | Много неизвестных мне параметров: каков оптимальный угол наклона оси передней вилки, максимальный угол поворота переднего колеса, оптимальное положение ц.т. системы «пилот+стримлайнер», оптимальное превышение оси каретки над основанием сидения, профиль (наклон спинки) сидения и т.д. Поэтому принимаю решение: первый вариант макета делаю «на интуиции». А конструкцию первого варианта шасси «сталь» разрабатываю с возможностью регулировки этих параметров. Разделил контур на две части для того, чтобы можно было менять базу макета. |
|
| Для определения минимально необходимого контура изготовил из стальной миллиметровой полосы уголки с большей полкой в 200 мм длины. И приступил к макетированию.
| Ранее определил графически, что наибольшая высота обтекателя определяется поверхностью ометания обувью пилота. Выставил с помощью уголков, закрепляемых на контуре саморезами, и велотуфли (42 размер) этот контур (зазор принял минимальный в 10-15 мм). Максимальная высота совпала с расчетной, и составила 570 мм.
|  | | Установил вал каретки 126 мм (какой был под рукой) и попытался «поиграть» на макете - определить минимально необходимую ширину обтекателя в районе педалей.
| При вале такой длины максимальный поперечник обтекателя составил 430 мм. Реконструкция контуров «Варны» показывает, что там в этом месте поперечник примерно 370 мм (а наибольшая, как известно, ширина обтекателя в области плеч пилота - 420 мм).
|  | | Значит, за счет укорочения вала каретки, изменения формы и шатунов и т.д., надо убрать не менее 60 мм. На первый взгляд задача разрешимая.
|
24.02.10 г. При выборе колес ранее остановился на диаметре в 20?, точнее: обода - DА22, резина - 20 х 1??. Смакетировал поворот колес и решил остановиться на положении плоскости ведущей звезды (она определяет максимальный угол поворота колеса) в 50 мм от плоскости симметрии обтекателя.Для продолжения работы требуется подобрать и найти компоненты переднего привода. |
03.03.10 г. Еще раз провел макетирование вариантов посадки и пилотов разного роста в «Тетиву». Одновременно сделали оценки углов обзора. Рост пилота - 175 см Размер обуви - 42 Высота обтекателя.......610 мм |
| Верхнее положение руля Ширина плеч....... 430-440 мм Ширина бёдер...... 360 мм
| | Среднее положение руля Ширина плеч....... 430-435 мм (на высоте от основания сидения 300 мм) Ширина бёдер...... 360 мм
| | Нижнее положение руля Ширина плеч....... 460 мм (на высоте от основания сидения 280 мм) Ширина бёдер...... 360 мм Ширина по кистям рук...470-480 мм
|
Рост пилота - 165 см Размер обуви - 40 Высота обтекателя.......590 мм |
| Верхнее положение руля Ширина плеч....... 400 мм Ширина бёдер...... 360 мм
| 
| Среднее положение руля Ширина плеч....... 430 мм (на высоте от основания сидения 290 мм) Ширина бёдер...... 360 мм
| | На двух последних фото имитация разных углов обзора | | Нижнее положение руля Ширина плеч....... 460 мм (на высоте от основания сидения 270 мм) Ширина бёдер...... 360 мм Ширина по кистям рук...440-450 мм |
Сразу же выявилась необходимость перекомпоновки положения каретки (вверх мм на 10). С другой стороны, высоту обтекателя в районе педалей явно можно уменьшить на 15-20 мм.
|
11.03.10 г. Изготовление деталей, сварка рамы привода. Обнаружились первые «неутыки». Звезду (ось каретки) надо поднимать вверх по трубе миллиметров на 10-12. | | | Пришлось заменить трубу Ø16 на Ø18. Расстояние между внешними плоскостями шатунов (расстояние между педалями), или Q-фактор принял ранее для варианта «сталь» в 130 мм. Реально же теперь он увеличился до 135-136 мм.
| Поскольку некоторые технические решения отшлифовываются по месту, ось каретки сместил на 15 мм вверх и назад. Вместе с этим приподнимутся нижний и верхний обводы обтекателя - это хорошо! Точность сварки рамы на таком стапеле-плазе в плюс-минус полмиллиметра волне устраивает.
|  | | Вчерне сваренная и необработанная рама привода весит не более 2,5-2,8 кг. По расчету вся рама шасси в варианте «сталь» может потянуть до 6,9-7,2 кг. В варианте «алюминий» вес должен снизиться примерно вдвое. Оптимистический прогноз - 3,0-3,5 кг | Конструкцию менял по ходу изготовления деталей. Но основные пропорции рамы привода получились такими, как и было задумано. | |
|
|
|
|
|