Из книги "Велосипедный туризм"                                                  В.А.Щёголев            

 

МЕЖДУ ВЕЛОСИПЕДОМ и АВТОМОБИЛЕМ

   Нет слов, велосипед — одно из самых остроумных творений человека, и ему суждена долгая жизнь. Но это скорее спортивный вид транспорта, очень комфортабельным его не назовешь: поза напряженная, нужно уметь сохранять равновесие, далеко не все могут легко на нем научиться ездить. На мокрой скользкой дороге велосипед особенно неустойчив. А в дождь и в жару от солнца некуда спрятаться. Тяжелый багаж на велосипеде — опять же проблема. А главное, велосипед — экипаж на одного. Бывают, правда, тандемы, даже трое-четверо и более человек садятся на одного «коня», но это скорее — езда цирковая, в цирке, как известно, и на одном колесе по трое ездят...

    Какова же альтернатива велосипеду? И здесь люди весьма преуспели. На смену «мускулоходам» еще в прошлом веке пришли моторные средства: автомобиль, мотоцикл, позже самолет. Взять автомобиль — комфорт, скорость, а главное — коллективный транспорт. Сегодня жизнь без автомобиля уже невозможна, он обеспечил человечеству невиданные возможности. Но принес и множество бед. Об отравлении атмосферы автомобилями сегодня знают даже дети, положение стало настолько серьезным, что если не предпринимать решительных мер, то «любимое дитя» века уничтожит своих «родителей». Однако экологически чистый автомобиль — пока утопия, еще не очень скоро появится в широком пользовании двигатель на безвредном топливе. По оценкам специалистов, реальные результаты можно ожидать лишь в середине XXI века. А еще автомобиль способствует распространению такой «эпидемии» нынешнего века как гиподинамия. Явление это сложное, социально опасное. В нашей стране гиподинамией в той или иной степени страдает почти половина (!) населения. Во многих развитых странах, где автомобилей гораздо больше, чем у нас, ее уже давно пытаются одолеть: развивают массовый спорт, приучают детей к нему с раннего возраста и, конечно, вспомнили о нашем старом друге — велосипеде.

     Но выше мы говорили о том, что велосипед не обеспечивает того комфорта, к которому привыкли поколения автомобилистов. Вот здесь-то и встал вопрос: а нельзя ли соединить преимущества велосипеда и автомобиля? Так родилось это чудо — прекрасный гибрид велосипеда и автомобиля с названием «веломобиль».

     Дадим одно из распространенных определений веломобиля: это транспортный экипаж, приводимый в движение мускульной энергией человека, имеющий не менее трех колес, расположенных не в одну линию.

     Считается, что родина веломобиля — США. Здесь в 1971 году авиационный инженер Р. Бундшух спроектировал и изготовил автомобиль с педальным приводом — педикар. С этого времени автомобильные державы мира (США, Япония, Западная Германия) начали серийно производить веломобили. Сейчас они выпускаются во многих странах мира.

      Ради исторической правды следует заметить, что веломобиль, по-видимому, значительно старше велосипеда. Приведенное выше определение можно без натяжки отнести к экипажам С. Стевена (1600 г.), Г. Ганштеля (1649 г.), Ля Рошеля (1693 г.), Л. Шамшуренкова (1752 г.) и другим. Таким образом, современному веломобилю почти четыреста лет, он еще раз подтверждает, что новое — хорошо забытое старое.

      На рис. 9.7 изображена простейшая конструкция веломобиля, собранного из двух складных велосипедов типа «Аист» и дополнительного комплекта деталей, или велоконструктора, освоенного в 80-х годах новгородским предприятием «Автоспецоборудование».

       веломобиль на четырех колесах — значит, устойчив в статике.

 
Рис. 9.7. Простейшая конструкция четырехколесного веломобиля «Наташа» с детским сиденьем

      Можно остановиться у перекрестка или просто полюбоваться окружающим пейзажем. Два удобных сиденья похожи на автомобильные кресла. В середине — такое же удобное кресло для ребенка. Настоящий семейный экипаж! веломобиль имеет перед велосипедом неоспоримое преимущество: он представляет собой транспортное средство коллективного пользования. А для умельцев это прекрасный объект для технического творчества.

      Большая проблема для владельца веломобиля — где его хранить в условиях тесноты наших городских квартир. Изображенный на рис. 9.7 вепомобиль легко разбирается, так же быстро и собирается. Вокруг веломобиля в России и других странах бывшего Союза сплотились его приверженцы, образовались клубы веломобилистов или, как они сами себя порой называют, энтузиастов биотранспорта. В мае 1986 года был создан Московский клуб экологического биотранспорта, который способствовал возникновению аналогичных клубов в Николаеве, Ижевске, С.–Петербурге, Екатеринбурге. Появились веломобильные объединения также в Вильнюсе, Паланге, Новгороде, Риге, Полтаве, Киеве. Чем же всех их веломобиль привлек?

      На веломобиле, в отличие от велосипеда, посадка ездока может быть самой различной: сидя в кресле, лежа на спине, даже на животе. В итоге энергия используется чрезвычайно целесообразно, с минимальными потерями. Неудивительно, что на специальном одноместном гоночном вепомобиле «Вектор» установлен мировой рекорд скорости за счет мышечной энергии человека — около 100 км/час. Тот же веломобиль в двухместном варианте позволил повысить мировой рекорд скорости до 110 км/час (!). Такие высокие результаты достигаются благодаря снижению массы машины (23 кг) и тщательной проработке аэродинамической формы кузова-обтекателя (коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,11; для сравнения — у автомобиля «Жигули» он равен примерно 0,38-0,40). Причем при езде на веломобиле человек расходует в 5 раз меньше энергии, чем при ходьбе.

       Чем же отличается веломобиль от велосипеда? Главное — удобная, низкая посадка членов экипажа. В результате специальных исследований выяснилось, что при положении человека в полулежачем положении, когда ноги работают почти на уровне головы, и если при этом человек закрыт кузовом-обтекателем, то сопротивление воздуха в движении снижается почти в 10 раз.

      Ведь велосипедист, начиная со скорости 30-40 км/час, тратит почти всю свою энергию на преодоление сопротивления воздуха. Так что понятны рекордные достижения веломобилей.

      Итак, главное преимущество веломобиля перед велосипедом — низкое сопротивление воздуха. Второе — удобная, спокойная посадка не на жестком велосипедном седле, а в кресле.

     Веломобили особенно благоприятствуют людям, имеющим разные недуги и физические    недостатки: увечья конечностей, дефекты зрения, болезни позвоночника, сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата и многое другое. Кстати, инвалидная коляска с ручным приводом — это тоже веломобиль и, как известно, на колясках тоже проводят соревнования и рекордные заезды. Но и для здоровых людей привод веломобиля не обязательно педальный: он может быть ручным, комбинированным (ручным и ножным). Недаром веломобилями широко пользуются космонавты в период адаптации после длительных космических полетов.

                               
                            Рис. 9.8. веломобиль с закрытым кузовом «Кроха»

       А если веломобиль снабжен кузовом (рис. 9.8), то уровень комфорта пассажиров будет не ниже, чем в автомобиле. Но поскольку ездоки в веломобиле выделяют много тепла, вентиляция кузова должна обеспечивать нормальные условия теплообмена.

  

Источник: http://www.velomobil.nm.ru/library/articles/between/