Форум клуба энтузиастов биотранспорта
06.07.08 День седьмой (половинка)
Приезд Дашевского несколько сместил планы, но - не жалею.
17.00-22.00.Сегодня «С-Трек» встал на колеса.
Не остается времени на эксперименты: рискнул и сразу, вместо временной каретки с промподшипниками, вварил под картридж.
Поясню почему «рискнул», в чем была проблема. Задумал опробовать в конструкции одного «С-Трека» варианты: простую и ам.вилки. Но расстояние между передним колесом и свободным торцем шатуна – критично. У «Трека» (стоит простая вилка) оно фиксировано и равно 30 мм. А при использовании ам-вилки этот зазор переменный. Экспериментировать некогда, поэтому стоял перед дилеммой: на каком расстоянии от передней вилкиврезать в раму каретку. Ошибиться, как и саперу, было нельзя.
Результат таков. С простой вилкой: зазор 15 мм, высота трубы рамы лигерада в «холке»- 625 мм ( в «Треке» -600), расстояние оси каретки от пола 590 мм (у «Трека»-610). В варианте с ам.вилкой: зазор 35-40 мм, в «холке»- 640 мм, ось каретки от пола – 640 мм.
Т.е - в пределах поставленной задачи.
Вес лигерада в исполнении как показано на фото равен 14,5-15 кг. Из них грамм 400-500 металла, думаю, ещё удастся «сбрить».
Посидел-полуполежал, покачался на полном подвесе «С-Трека», прислушался к своей спине: вроде меня устраивает комфорт.
Главное, что удалось выдержать точнёхонько так, как и у прототипа: трэйл равен нулю!
У «Трека» он проявляется только под весом пилота, и величина его меняется при езде. Чтобы найти золотую середину, для двух разных вилок, пришлось потрудиться.
Что дальше? Решил не мудрить с аватаром (уже нет времени) и повторить руль «Трека», практически один к одному. А вот сидение попытаюсь успеть сделать новое, разместив пилота полулежа.
Что по-прежнему неясно, и о чем прошу совета у бывалых лигерадчиков(и раньше спрашивал): на какую длину вала каретки лучше ориентироваться в «С-Треке»? Тонкость вот в чем. Цепь возвращается с промвала через направляющий ролик. Он монтируется около оси передней вилки. И, дабы не мешал ноге, его нужно разместить возможно ближе к хребтовой трубе. Тогда длина вала каретки в 115 мм – в самый раз. С другой стороны, набор звезд промвала располагается значительно правее, и чтобы не было перегиба цепи, ролик тоже надо ставить правее. Соответственно и вал каретки ставить с длиной в 125 мм и больше. Будет ли он существенно мешать при педалировании? На что ориентироваться?
Что для себя ещё открыл: работать одновременно над несколькими конструкциями разных веломобилей оказалось интереснее. И, по-моему, к.п.д. увеличивается. Судите сами: например спонтанно переключаюсь от "С-Трека"на «Кэтулю-компакт» и сегодня после переделки она уже сложилась до размеров 300х450х1250 мм (на фото задние колеса ещё не сняты).
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Что по-прежнему неясно, и о чем прошу совета у бывалых лигерадчиков(и раньше спрашивал): на какую длину вала каретки лучше ориентироваться в «С-Треке»? Тонкость вот в чем. Цепь возвращается с промвала через направляющий ролик. Он монтируется около оси передней вилки. И, дабы не мешал ноге, его нужно разместить возможно ближе к хребтовой трубе. Тогда длина вала каретки в 115 мм – в самый раз. С другой стороны, набор звезд промвала располагается значительно правее, и чтобы не было перегиба цепи, ролик тоже надо ставить правее. Соответственно и вал каретки ставить с длиной в 125 мм и больше. Будет ли он существенно мешать при педалировании? На что ориентироваться?
Мне трудно присоветовать что-то конкретное для Вашего случая. Действительно, задача стоит довольно противоречивая. Ведь для повышения передаточного числа надо привести ведущую цепь на наименьшую звезду промовала, а это крайняя правая звезда... Но тут есть и положительный момент: нет переднего переключателя, поэтому цепь будет оставаться все время в стабильной позиции. По идее, даже в этой крайней позиции ногам цепь мешать врядли будет, тем более, если одеть ее в трубку. А это прийдется сделать по любому. На самом деле между ногами и рамой образуется довольно большой зазор, да и цепь уходит под сиденье. Так что нужно выбирать ширину каретки, сообразуясь с позицией цепи на промовале. То есть, видимо, максимально широкую.
Неактивен
По клону Трека: К этому весу должно добавиться как минимум 1,5 кг - сиденье, около 500 г - цепь и еще руль порядка 1 кг.
Неактивен
mikhy написал:
цепь мешать врядли будет, тем более, если одеть ее в трубку. А это прийдется сделать по любому.
Да, так и задумано. И, если обратили внимание, в отличие от "Трека" , верхнюю ветвь цепи опустил чуть ниже и скомпоновал паараллельно верхней полке хребтовой трубы. Это позволило опустить сидение еще на 30-50 мм, что для меня важно.
Неактивен
Ахренеть. А ролик поставить? А звезду поменьше спееди вкрячить? Всё равно же есть промежуточная повышающя передача! Асам промвал вперёд передвинуть? (Я е думаю, что на иходнике его кто-либо особо тщатльно считал)
Впочем, совсем забыл мы же копируем
Чертовски интересно, насколько копия сольёт исходнику
Неактивен
Mikhy прав! Шурикен - нет.
А вот насчет нулевого трейла, как на прототипе: Большой ОХ вам, Вениамин Вениаминыч... С жесткой вилкой управляемость трека - никакая, нет ощущения велосипеда, что для новичка может быть опасно.
Кроме того, из-за нулевого трейла нет стабилизации колеса с ростом скорости, соответственно, управление еще опасней... И на эти лигерады сажать новичков?
Неактивен
hof написал:
...из-за нулевого трейла нет стабилизации колеса с ростом скорости...
Олег, спасибо за бесспорно правильное замечание. Но я дал в предыдущем сообщении поправку, что трейл у "Трека" - прототипа нулевой в отсутствии пилота. При посадке же пилота на "Трек"-прототип, проседает подвеска и трейл появляется (можно проверить - прорисовать оба положения) до 30-40 мм. Много или мало это для данного лигерада-не берусь судить.
Я тоже полагал, приступая к клонированию "Трека", внести изменения в его схему. Но потом посоветовался сам с собой и решил не менять её в первом клоне. Более того, обсуждая с Ильякой проект, предложил ему, что все три, предназначавшиеся для моих экспериментов клоны изготовим с разными углами установки передней вилки. И, кроме того, планировал предусмотреть возможность смены колес (20", 24,", 26"). Чтобы в "Тест-туре" провести реальные ходовые испытания и набрать хорошие статистический материал.
К сожалению, по ряду причин, тему продолжаю в одиночестве и не успею сделать все три варианта. Хотя, ко мне собираются приехать в помощь энтузиасты из г.Чайковского. Может быть вместе осилим задуманное за оставшееся до "ТТ" время.
А пока - точная копия схемы "Трека".
Что вселяет уверенность в получения положительного результата. Во-первых, как известно, Пономарев прошел на нем весь прошлогодний "ТТ". Да - замечания по рысканию "Трека" на определенных скоростях были. Но в целом и у Сергея Вадимовича, и у всех кто смог опробовать "Трек" отзывы одобрительные. Пришлось опираться только на них, поскольку я не ездил на этом лигераде (он просто велик для моей комплекции, или наоборот ). Во-вторых, в отличие от Шурикена
Shuriken написал:
...Я не думаю, что на иходнике его кто-либо особо тщатльно считал...
,
я к зарубежным авторам-конструкторам "Трека" отношусь с уважением, поскольку уверен , что выбрасывать деньги на выпуск серийного лигерада, который бы не был тщательно проработан и апробирован, они не стали бы. Американцы- люди дела, а не слова.
Я тоже, Олег, с опаской и волнением жду первых истытаний "С-Трека". В любом случае, изменить угол передней вилки (вырезать, её, разделать отверстия и заново вварить в хребтовую трубу) - дело одного часа.
Сейчас меня больше заботит сидение. Повторяю, что посадка пилота будет иная, близкая к "Черной пантере". И как поведет себя этот лигерад -большой вопрос!?
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-07-08 15:01:56)
Неактивен
hof написал:
Mikhy прав! Шурикен - нет.
В чём я неправ?
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Сейчас меня больше заботит сидение. Повторяю, что посадка пилота будет иная, близкая к "Черной пантере". И как поведет себя этот лигерад -большой вопрос!?
У чёрной пантеры была каретка НАМНОГО выше сиденья. Заниженная каретка предполагает достаточно вертикальную посадку.
Неактивен
Shuriken написал:
hof написал:
Mikhy прав! Шурикен - нет.
В чём я неправ?
В чем неправ - смотри по картинкам.Ульяновский Вениамин Вени написал:
Сейчас меня больше заботит сидение. Повторяю, что посадка пилота будет иная, близкая к "Черной пантере". И как поведет себя этот лигерад -большой вопрос!?
У чёрной пантеры была каретка НАМНОГО выше сиденья. Заниженная каретка предполагает достаточно вертикальную посадку.
Тут Шурикен прав, как ни крути - у меня те же вопросы. Трек изначально был построен под достаточно вертикальну юпосадку - тут уж или клонировать "Трек", не отступая от конструктива ни на шаг, либо творить свое. Как поведет себя "свое" - никто предсазать не может, но в любом случае, это будет уже не "Трек".
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
При посадке же пилота на "Трек"-прототип, проседает подвеска и трейл появляется
То есть при работе подвески трейлменяется (что логично), но при больших амплитудах хода подвески трейл будет уменьшаться до опасного нулевого значния? К тому же 30 мм - это совсем немного, меньше, чем даже у велосипеда!
Неактивен
Авантюра. 08.07.08. День восьмой (четвертинка).
Вот как я наловчился и обычно подбираю профиль сидения к веломобилям.
18.00-19.00 Использую любой, имеющийся под руками, веломобиль или старый деревянный стул и вчерне макетирую на нем свою посадку. Аналог -метод С.Михайлюка http://velomobil.nm.ru/projects/mikhy_p … SWB2.dhtml. Затем ставлю на ребро рядом с макетом лист фанеры (8 мм) и переношу на него карандашом примерный профиль будущего сидения. «Облагораживаю» профиль? и выпиливаю по контуру эл.лобзиком в двух экземплярах.
Затем креплю к деревянному брусу обе фанерные заготовки и имитатор узла каретки. В случае с «С-Треком» - просто притягиваю их к хребтовой раме струбцинами.
У меня имеются планки сечением 10х30х250 мм (штук 25-30). Наживляю в них гвоздики и прибиваю к торцам профильных заготовок сидения.
19.00-22.00. Вдоволь «наигрались» с, вовремя пришедшим в КЭБ, Д.Корабельниковым: меняли расстояния до каретки, углы наклона сидения. Пока не нашли оптимальное решение.
Профиль, кстати, очень точно можно корректировать, набивая дополнительные планки. Финишная операция – укладка на макет сидения коврика-пенки с помощью скотча.
Всё. С таким экспресс - макетом можно даже проводить испытательные мини-заезды.
P.S. Верьте - чудеса случаются! Утром заехал к себе на склад: присмотреть материал для сидения к «С-Треку». Не пришлось даже и дверь открывать! Соседи (тоже арендаторы) выбросили ненужные рекламные щиты из двухмиллиметрового ал.листа. Закрыл руками глаза своей совести, и стащил без разрешения один: метра полтора квадратных. На несколько веломобилей хватит!
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-07-09 03:00:48)
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Закрыл руками глаза своей совести, и стащил без разрешения один: метра полтора квадратных.
Эх, надо было всё брать! А вообще знатный подгон Поделишься?
Неактивен
Не маловат ли прогиб под поясницу? Не слишком ли вертикален подголовник? Вообще, хотелось бы увидеть сидение строго в профиль.
Еще совет: надо дать возможность испытателю сидения отсидеть на нем не менее сорока минут не вставая. Таким образом проявятся недостаточно эрготомичные места.
Отредактированно mikhy (2008-07-09 15:15:35)
Неактивен
mikhy написал:
Не маловат ли ...? Не слишком ли ...?
Конечно же! Тоже мучаюсь этими вопросами. Тем более, что есть желание такое же сидение поставить на одну из "Кэтуль"- благо у неё и "С-Трека" примерно одни уровни над землей пары "сидение-каретка". На фото показаны только некоторые фазы работы, а не финал. Подголовник вчера, вообще, срезали.
А с профилем вот ещё какая проблема: скорее всего на "С-Треке" придется ездить не мне, хотя и дюже хочется. Вот и думай под кого конкретно "лепить" это сидение - моя ж спина не универсальная! Где же экипажи, где ты, Ильяка, который всё это заварил!?
mikhy написал:
Еще совет: надо дать возможность испытателю сидения отсидеть на нем не менее сорока минут не вставая.. проявятся недостаточно эрготомичные места.
Спасибо, Сергей, за ценное замечание, пусть и другие услышат. Вот я вчера и "валялся" на этом макете сидения целый вечер, экспериментируя и вращая педали: то набивал планки, набирая толщину (где не хватало), то снимая лишние (где давит) . Вообще-то, сам процесс подгонки профиля сидения форсировать не стоит, и лучше растянуть его на возможно долгое время. Вы бесспорно правы: спина сама подскажет что изменить!
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-07-09 19:54:42)
Неактивен
Shuriken написал:
Если ...сиденье ... из пенки, то можно уже по ходу дела будет подкладывать куда надо листы...
Тоже хорошее предложение, спасибо. Напомню, к прошлогоднему чемпионату мира С.Дашевский не успел отработать новое сидение "до миллиметра". В результате, во время суточной гонки веломобилей в кровь натер спину ( http://www.etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=14 ). А когда уже дома сравнил, оказалось разница в профилях старого и нового сидений составляла действительно пару-тройку миллиметров.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-07-10 00:30:43)
Неактивен
Shuriken написал:
Если потом само сиденье делать из пенки, то можно уже по ходу дела будет подкладывать куда надо листы.
+1
Отредактированно mikhy (2008-07-10 10:34:15)
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
06.07.08 День седьмой (половинка)
Что для себя ещё открыл: работать одновременно над несколькими конструкциями разных веломобилей оказалось интереснее. И, по-моему, к.п.д. увеличивается. Судите сами: например спонтанно переключаюсь от "С-Трека"на «Кэтулю-компакт» и сегодня после переделки она уже сложилась до размеров 300х450х1250 мм (на фото задние колеса ещё не сняты).
Странно... А почему узел перелома рамы сделан за кареткой. Может надо было бы сделать узел на уровне спинки (сложенной) смотри фото. Тогда в сложенном виде еще короче.
Неактивен
SODN написал:
...А почему узел перелома рамы сделан за кареткой...?
А здесь я поставил задачу сделать в-ль не максимально короче (сейчас L=1250, по моему -приемлемо: как футляр от виолончели) , а поплоще в сложенном состоянии. И шарнир (поставил какой был под руками) обеспечивает трансформацию только узла передней вилки.
Возможно следующим ходом и будет телескопическое складывание передней части хребтовой трубы, но боюсь это повлечет за собой нерациональное увеличение веса. Можно конечно поставить еще один шарнир, вблизи промвала. Но это уже - задел на после "ТТ". Посмотрим как "Кэтуля" покажет себя в пробеге.
Сидение пока стоит от "Денди". Делал эту "Кэтулю" в прошлый сентябрь и полагал (да и сейчас в этом уверен), что унификация с казанским веломобилем пойдет только на общую пользу. Но сидение у ребят на сегодня получилось "многодельное", и устройства его регулировки, по-моему, стоит доработать, упростить.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-07-10 19:09:13)
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Но сидение у ребят на сегодня получилось "многодельное", и устройства его регулировки, по-моему, стоит доработать, упростить.
Да не вопрос. Только вот как упростить? Пока дошли до того, что отпускание сиденья для сдвигания производится только болтом с эксцентриком, установленным на оси крепления спинки, в этом случае болт, который прижимал хомут к раме снизу, упраздняется.
В конструкции этого исденья заложена возможность регулировки высоты спинки (спина разной длины при разном росте.
Каркас из труб - это решение, которое до сих пор используется при строительстве самодельных летательных аппаратов. А на каркас уже можно крепить ПВХ листы любой толщины и расцветок, а к ним уже приклеиваются липучки для крепления подушек спинки и сиденья. Такой подход достаточно технологичен. В настоящее время все сиденье делается из дюраля, от стальных элементов отказываемся. Конечно, если бы можно было штамповать два элемента из листа алюма (сиденье и спинку - вот это было бы хорошо, но для штучного производства заниматься гибкой листов алюма - ну не знаю. Есть данные по массе сиденья из листа?
Регулировка наклона спинки теперь осуществляется зубчатым ремнем ГРМ - уж точно не порвется :-)
Отредактированно Денис Силантьев (2008-07-11 12:07:08)
Неактивен
Денис Силантьев написал:
Да не вопрос. Только вот как упростить?...
Денис!
По себе знаю, что лезть конструктору с советами под руку - дело неблагодарное, для этого надо с головой погрузиться в тему и понимать стратегические задумки авторов. Вы, с Эдом, успешно работаете и, уверен, найдете интересные решения.
Какие бы не сделали улучшения в конструкции сидения, но если вы сохранили посадочные места ( т.е. сечение трубы рамы 25х50 мм), то у меня конкретный вопрос: можете ли вы изготовить и привести в Москву на "Золотое кольцо" два-три сидения? Пусть даже не самый последний вариант. Главное - одинаковые. Я намерен поставить их на "Кэтулю-Twin" (первый опытный образец), и завтра планирую приступить к сварке рамы. Это очень упростило бы мне задачу, итак испытываю перегрузку. О цене не спрашиваю - решим на месте. Буду признателен за любой вариант ответа.
Неактивен