Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Мои теоретические измышления.
Веломобиль для бездорожья? Однозначно:
- длиннобазный трайк (одно впереди, два сзади) - педальный узел позади переднего колеса ;
- привод на одно колесо, с временным подключением второго ведущего колеса (типа блокировки дифференциала), либо два задних ведущих колеса (но не дифференциал - трещотки);
- с многоскоростным промежуточным валом;
- с дисковыми тормозами на два задних колеса;
- нижний руль (аватар);
- подвеска не обязательна.
Возникшие вопросы и возражения по пунктам прокомментирую.
Неактивен
konkop написал:
- с многоскоростным промежуточным валом;
это не обязательно Прямой передачи с Петерьником достаточно. Чем больше промежуточных валов тем сложнее.
А в вашнм варианте - непринцыпиален.
konkop написал:
нижний руль (аватар);
Удобен только - на дальник в повседневности "Рогатка" проще.
konkop написал:
два задних ведущих колеса (но не дифференциал - трещотки);
- это реальнее Только зачем по снегу и льду то да а на сухом асфальте - лишние.
Неактивен
Shuriken написал:
Как этот длиннобазный крокодил будет переваливать через деревья?
А через деревья (броды, болота и т.п. препятствия) всё равно любой аппарат перетаскивать вручную придется. Вот здесь длиннобазник и удобнее и безопаснее. Элементы трансмиссии наружу не торчат. Взял за ручку в районе переднего колеса, или за само колесо и потащил как тележку.
Ильяка написал:
Удобен только - на дальник в повседневности "Рогатка" проще.
На бездорожье (леса, поля, болота) очень часто встречаются участки, где 50 метров едем, 10 метров тащим. То есть постоянно слезать, залезать на аппарат. Вот здесь аватар имхо удобней.
Ильяка написал:
Прямой передачи с Петерьником достаточно.
Пятерник - это в школьном дворе покататься. Мне в велопоходах не хватает и 27 передач, еще мультипликатор просится.
Ильяка написал:
а на сухом асфальте - лишние.
Мы говорим о веломобиле для бездорожья. Да, до бездорожья надо еще по асфальту добираться. Но в лесовозной чаче блокировка (или псевдоблокировка) не помешает. Впрочем, я пока даже не представляю, как это можно сделать. Теоретизирование только.
PS еще все мною писанное подразумевает, что на веломобиле груз для многодневного похода - килограмм 15.
PPS думаю, на промежуточный вал надо ставить планетарку на 8 ск. и впереди систему на три звезды. Надо посчитать отношения. Важно, чтобы в районе задней оси между колесами ничего не висело (переключатели, натяжители) - оборвет все нафиг на бездорожье-то.
Неактивен
а как Вам такая схема: установить педали перед передним коллесом и чтобы педальный узел вместе с ним поворачивался(как у "фигаро - 2"), а с него привод на задний мост? мне видяться ее приемущесва в том что: короткая база, привод относительно простой то есть без промежуточных валов и т. д. и низкий центр тяжести. но меня беспокоит: не будет ли переднее колесо "складывать" при наезде на препятствия? нужно изготовить задний мост с обгонными муфтами внутри втулок.
Неактивен
Shuriken написал:
Если каретка будет поворачиваться относительно сиденья, ездить будет невозможно.
Вот здесь согласен: заметьте, что на большинстве настоящих внедорожников (Нива, Jeep GrandCherokee) нет даже обратной связи колес с рулем, поскольку рулевой механизм не зубчатая рейка с шестеренкой, а червячный. Но если имеется ввиду Питоноподобные конструкции, то не соглашусь: ноги настолько сильнее рук (да еще при таком рычаге), что велик будет ехать именно туда, куда мы его направим по любой даже очень плохой дороге, другое дело, что переднеприводной Питон для бездорожья нелучший выбор.
Неактивен
кузьмичъ написал:
привод относительно простой то есть без промежуточных валов и т. д.
Промежуточный вал нужен для того, чтобы:
- увеличить диапазон передаточных отношений трансмиссии. Мы должны уверенно держать 40 км/ч на асфальте под горку или по ветру. И иметь возможность двигаться по тяжелому рельефу со скоростью 3-5 км/ч. И то и другое с каденсом 60-80, не меньше. Мне колени дОроги.
- убрать переключатели из межколесного пространства сзади. При 20' колесах рамка заднего переключателя висит в 5-10 см от земли. Оторвем нафиг на нормальном бездорожье.
Крутил сегодня в руках 8-скорострую Nexave Shimano (есть у меня б/у). Вполне красиво получается. Ставим ее на кронштейн под хребтовой трубой рамы, где-нибудь в районе кресла. От каретки цепь идет на штатную звезду планетарки. Слева на корпус втулки крепится другая звезда, с которой идет привод на заднюю ось. Втулка и выступает в роли промежуточного вала. Привод от втулки до задней оси можно вообще в глухой кожух запрятать - защита и от ударов и от грязи.
Неактивен
а как задний мост сделать чтобы оба колеса ведущими были? идиальный вариант был бы трещетки во втулки встроить... но как? и еще тормоза куда то припоять надо... схему как на велесе - не предлогать.
Неактивен
Денис Силантьев написал:
Но если имеется ввиду Питоноподобные конструкции, то не соглашусь: ноги настолько сильнее рук (да еще при таком рычаге), что велик будет ехать именно туда, куда мы его направим
Првильно, будет ехать туда, куда его направим НОГАМИ, то есть то влево, то вправо, но никогда - прямо.
Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
кузьмичъ написал:
а как задний мост сделать чтобы оба колеса ведущими были? идиальный вариант был бы трещетки во втулки встроить...
Правильно думаешь, если получится встроить - будет супер. Я использовал промвал и две трещётки, но ход из-за этого тугой. Приезжай как-нибудь, покажу, что у меня за техника Катнёшь, в говны слазим
Неактивен
Shuriken написал:
Я использовал промвал и две трещётки, но ход из-за этого тугой.
А можно фотку привода глянуть? Идея примерно понятна. Есть компактные трещотки от BMX, можно на них привод строить. Только с резьбовым креплением на полуоси вопрос решить.
Наткнулся вот на такие задние мосты для трайков. Кто-нибудь что-нибудь о них знает, видел, щупал?
http://velomastera.ru/shop/osnov.php?id … catstat=25
А у В.В. на Кэтуле одно колесо приводное, или оба?
Неактивен
Схему покажу, как имгсрц заработает
Вкратце - от каретки привод на трёхопорный вал по всю ширину веломобиля, посередине жёстко стоит 7 (8,9...) звёзд с переключателем (слабое место - низко, но не чиркает, потому что переднее колесо торит под него колею). По краям вала две жёстко закреплённые звезды. От них цепи на обычные стандартные велосипедные колёса с трещётками.
Задние мосты "веломастеров" имеют классический дифференциал - на бездорожье только помеха. И ещё они весят порядка 10 кг - Сергей Михайлюк расскажет
У кэтулей ведущее, естественно, только одно колесо.
Неактивен
шурикен, а что такое промвал и где его взять? я подумал, что можно тупо совместить промежуточный вал с осями колес знаешь как? можно взять две передние втулки под 20 мм ось, одеть их на вал с обоих сторон соответственно, посередине находится кассета со звездами(неподвижная относительно вала) а к креплениям под ротор на втулках прикрутить самодельные обгонные муфты так, чтобы вал мог вращать втулки. вал должен быть двухопорным и достаточно прочным. то есть система примерно как на квадриках, только колеса не жостко закреплены на валу а через обгонные муфты. насчет переключателя: можно непосредственно около кассеты разместить только один ролик, которыи перебрасывает цепь, а натяжитель разместить где-нибудь ближе к центру нижней ветви цепи и выше на раме...
в гости обязательно приеду но не раньше чем через неделю...
Неактивен
Промвал это и есть промежуточный вал!!! А то что ты описываешь, и есть те самы "хабовые втулки"! Вся проблема именно в самодельных обгонных муфтах и ещё двух обор будет недостаточно. Посередине, где кассета, будет нехилая такая изгибающая реакция от цепи, для компесации которой и потребуется третья опора. Либо вал должен иметь 50 мм минимум в диаметре. В этом вся проблема. Надо как-то надёжно (и точно!) устанавливать вал в оборах.
Неактивен
Добрый день, КузьмичЪ!
Не вступаю пока в дискуссию по этой теме - не было времени. Но смею заметить следущее. "Оба "Франкенштейна" Шурикена ( и трех и четырехколесный варианты) такие же вездеходы, как мой "горбатый" "Запопорожец" - "Лэндровер". Т.е., просто имеют некоторые плюсы при движении по пересеченке. И всё!
Веломобили, в которых оба ведущих (задних или передних) колеса смонтированы на обгонных муфтах, стары как мир. Будете в КЭБе -посмотрите образцы 80-х. Но это -не есть вездеходы.Такая схема интересна просто тем, что налицо более надежное сцепление с дорогой: либо правым, либо левым колесом, а повезёт - так и обоими. В джипе же на те ведущие колеса, которые находятся в зацеплении с дорогой ОДНОМОМЕНТНО , и передается крутящий момент от двигателя. В этом и есть суть внедорожника.
В случае же применения обгонных муфт ( например, как у "Франкенштейна") при наезде на любую песчинку колесо, обкатывая её ,совершает больший путь чем второе , выходит в сей момент из зацепления с муфтой и перестает быть ведущим.
А этот беаппеляционный вывод ( и когда ты, Шурикен, станешь вести дисскуссию корректно!?) неверен:
Shuriken написал:
У кэтулей ведущее, естественно, только одно колесо.
Откуда это "профессорское" : "...естественно.." ???
Схема заднего моста этого веломобиля абсолютно симметрична: один и тот же привод может стоять как слева, так и справа. Можно установить и оба одновременно , но в этом нет необходимости - иное назначение у веломобиля, и колея задних колес всего 530 мм.
Но, что интересно, при установке двух приводов схема "Кэтули" абсолютно соттветствует по всем пунктам вот этому тех.заданию:
konkop написал:
Re: веломобиль для бездорожья.Мои теоретические измышления.
Веломобиль для бездорожья? Однозначно:
- длиннобазный трайк (одно впереди, два сзади) - педальный узел позади переднего колеса ;
- привод на одно колесо, с временным подключением второго ведущего колеса (типа блокировки дифференциала), либо два задних ведущих колеса (но не дифференциал - трещотки);
- с многоскоростным промежуточным валом;
- с дисковыми тормозами на два задних колеса;
- нижний руль (аватар);
- подвеска не обязательна.
Возникшие вопросы и возражения по пунктам прокомментирую.
Вот такие соображения по схеме с обгонными муфтами на ведущих колесах.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2008-10-01 02:29:13)
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
при установке двух приводов схема "Кэтули" абсолютно соттветствует по всем пунктам вот этому тех.заданию:
Я тоже это заметил
Вот только склоняюсь все-таки к мысли НЕ двух приводов, а некой временной блокировке полуосей между собой. Которая будет намного легче, и проще. А блокировка эта нужна лишь на тяжелых грунтовых участках, где скорость и маневренность не важны.
Вениамин, насколько реально заказать Вам изготовление Кэтули под 20' колеса? Точнее скелета Кэтули (рама, кресло, задний мост, рулевое управление). С дополнениями и изменениями под конкретные пожелания заказчика - скажем, кронштейн под промежуточную планетарную втулку Шимано, возможность крепления большого объема туристического груза и т.п.
Неактивен
Насколько я знаю "Кэтули", то там свободно можно ставить колеса любого диаметра. Есть 16 дюймов, есть - 20. В прошлом году, например, на Коломну одна из "Кэтуль" шла на 20-дюймовых колесах. И были хорошие отзывы. В этом году на ТТ тоже брали с собой 20-дюймовые уколеса. Но не успели поставить. Теоретически, наверное, можн6о поставить и 24, и 28 дюймов. Только об это никто пока что не заморачивлся.
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Веломобили, в которых оба ведущих (задних или передних) колеса смонтированы на обгонных муфтах, стары как мир. Будете в КЭБе -посмотрите образцы 80-х. Но это -не есть вездеходы.Такая схема интересна просто тем, что налицо более надежное сцепление с дорогой: либо правым, либо левым колесом, а повезёт - так и обоими. В джипе же ведущие колеса всегда находятся в зацеплении ( и на них передается крутящий момент от двигателя) с дорогой ОДНОМОМЕНТНО. В этом и есть суть внедорожника.
А надо ли внедорожнику одномоментно передавать усилие на завязшее колесо и на стоящее на твёрдой почве? "Одномоментность" обеспечивает дифференциал, который БЛОКИРОВАТЬСЯ должен на бездорожье.
Но это всё теория. Реально грязевые испытания были на автоэкзотике. Несколько дней дождей - думаю, продолжать дальше нет смысла. Вязли все - и 965-е, и джипы, кто ходом не мог пройти. А мой веломобиль - ехал. И с остановками ехал. А трайк с одним ведущим - вставал.
Зимой, Вениамин, ты уехал, когда мы на лёд спустились. А там, между прочим, только мой веломобиль уверенно разгонялся по голому льду. На дорожной, тогда ещё советской резине. Посмотрел бы я на автомобиль в такой ситуации. И в заснеженные горки в парке я тоже въезжал.
Потому что две трещётки дают эффект полной блокровки дифференциала. Я считаю, что для бездорожья это самая правильная схема. По крайней мере, лучшего я пока не видел.
Ульяновский Вениамин Вени написал:
Схема заднего моста этого веломобиля абсолютно симметрична: один и тот же привод может стоять как слева, так и справа. Можно установить и оба одновременно ,
Это типа будет жёсткая связь что ли? С удовольствием посмотрел бы на версию кэтули 3х2!
PS пока не подморозило - можно провести грязевые оффроуд испытания-соревнования веломобилей. Трассу (парк Покровское-Стрешнево) обязуюсь подготовить. Заболоченная низина и крутые подъёмы. Вот и сравним, кто чего стоит.
Ну, кто согласен?
Добавлено спустя 1 минуту :
konkop написал:
НЕ двух приводов, а некой временной блокировке полуосей между собой.
Иными словами, кратковременное подключение второго колеса?
Отредактированно Shuriken (2008-09-28 16:39:57)
Неактивен
Shuriken написал:
Иными словами, кратковременное подключение второго колеса?
Именно так. Причем, мне не нужен переключатель на задней оси, не нужна трещотка, ибо все это будет работать в промежуточной планетарке. Следовательно, звездочка на задней полуоси будет одна и будет закреплена жестко. Таким образом поставить между полусями узел временной блокировки должно оказаться не очень сложно.
Или такой вариант. На фланцы планетарки крепятся две звезды с каждой стороны, от них две цепи на две трещотки, установленные на каждой полуоси. Это уже постоянный полноприводной вариант с трещоточными обгонными муфтами.
Но это лишний вес, и надо ли постоянный полный привод - пока не знаю.
Неактивен
Shuriken написал:
Две трещётки очень полезны и в городе, могу сказать по своему опыту езды.
Полистал форум, посмотрел фотографии Кэтули. Похоже, как раз на ее конструкции заднего моста можно решить вопрос с трещотками на каждую полуось с наименьшими трудностями. При том, что в качестве промвала будет служить планетарка со звездами на фланцах.
В общем, жду ответа от В.В.
Неактивен