Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Решил открыть вторую часть темы. Поскольку она разбухла в объёме. Первую часть темы см. http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=349
Восстановленое сообщение
от 02.08.2011
01-02.08.2011
Приступил к изготовлению болванок обтекателей колес.
Для начала вскрыл в двух местах ( по базе) дрелью дно болванки обтекателя.
В разрезе видна хребтовая осевая перегородка из оргалита, определяющая изначально контур днища. Оно располнело вниз на 4-10 мм.
Пришлось срочно перекомпановывать «по месту» положение шасси (оно уже изготовлено) чтобы сохранить выступание колес за контур (клиренс).
Затем вклеил туда два солдатика из брусков – они определяют точки соприкосновения колес с дорогой (симитировал её квадратной трубой)
Всё совпало - видно что плоскость разьёма строго параллельна дороге, как и задумывалось.
Затем добавил еще по паре деревянных солдатиков к основным, чтобы пеноплексовые болванки не меняли ориентацию при обработке.
Ну, и собственно выклеивание заготовок болванок обтекателей колес. Контрольные шаблоны заготовил, но чувствую, что окончательные обводы опять буду делать по интуиции.
все фото:http://imgsrc.ru/1949/24217118.html
Восстановленное сообщение
от 06.08.2011
05-06.08.2011
Ремонт форума требует времени и темпы работы над обтекателем опять замедлились.
Фото процесса шпаклевания и обработки:
Для контроля "плоскости дороги" между осями колес натягиваю резинку - не подведет. Заготовку законцовки хвоста приклеиваю на на двух деревянных шпунтах - так лучше держится при обработке острой кромки.
Да, вот ещё что.
Убедился в который раз - надо доверять своему глазу. Два дня не мог понять в чем дело: относительно плоскости рабочего стола ровняю тело обтекателя и оттекателей колес - всё идеально. Простреливаю со стороны - не совпадает с "ось Земли", ставлю по отвесу - плоскость стола ( и соответственно плоскость симметрии обтекателя) уходит.
Потратил силы на мартышкин труд пока сообразил: несколько лет назад клали плитку на пол и сделали его с наклоном в 1-1,5 градуса для стока воды. Вот глазу и мешал этот градус.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2011-09-07 03:49:29)
Неактивен
07-10.08.2011
По критическому сечению( по оси заднего колеса) сделал контрольный шаблон ( с учетом сделанной перекомпоновки) и вдавил его в толстый слой шпаклевки. После высыхания отпечаток станет маячком.
Для обтекателя переднего колеса сделал составной шаблон и с его помощью шпаклевкой обозначил контуры.
Через сутки: обдирка рубанком с теркой – шпаклека, рубанок - шпаклевка и т.д.
Сегодня дошлифовал мелкой шкуркой и увидел, что... болванка обтекателя обрела свои окончательные формы.
Покрыл тонким слоем финишной шпаклевки. Надеюсь в последний раз.
Изначально планировал выклеить нижнюю часть обтекателя, а затем к ней приклеить обтекатели колес по месту. С.Дашевский посоветовал делать их заодно.
Последовал совету, а сейчас засомневался: два дня провозился с ювелирной работой – выведением обтекателей колес шпаклевкой точно в плоскость симметрии. Вроде бы всё сделал с точностью плюс-минус 2 мм. Но вот если ошибся (а это выяснится только при монтаже шасси) и колеса не попадут на своё место– придется переклеивать нижнюю часть обтекателя.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2011-08-11 01:54:31)
Неактивен
Пока всё остановлено. Я в отпуске, ездил на машине в поход, теперь чиню то, что от машины осталось. Да и на даче время настало корни извлекать. Недели через три продолжу "Бред" доделывать.
Неактивен
Отшельник написал:
Меня решили ликвидировать вместе с темой?
Ни в коем случае! Просто ваша тема большая, и не успел её вставить - она вся сохранена. Немного ещё терпения, пожалуйста
Неактивен
01.09.2011
Нельзя, наверное, делать паузы в такой работе и надо выполнять её на одном дыхании.
Прервался на «Тест-тур веломобилей «Сердце России-2011», и за две недели потерял настрой.
Оставалось только зализы (плавные переходы кривых поверхностей) на болванке сделать, и - застрял на этом этапе.
Если с обтекателем переднего колеса проще - там, практически, одинаковый радиус скругления по всему периметру,
то с задним - гораздо сложнее.
Стрелками указаны участки переходов с разными радиусами скруглений, причем больший- посередине. Вышло очень мудрено. Ко всему, поверхности а, в (выпуклые) и с (вогнутая) должны выйти на ребро (3 мм ) торца обтекателя, и, кроме того, образующие их линии должны сойтись в точку Х на том же ребре.
Вроде бы получилось, но сегодня нанес последовательно два слоя грунтовок: глубокого проникания (для гипсовой шпаклевки) и алкидной (уже под подкраску) и сразу выявились некоторые изъяны - некрасиво смотрится.
Либо руки не те, либо планку требований высоко задрал. Будем подумать!
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2011-09-02 03:04:19)
Неактивен
03.09.2011
Закончил "ловлю блох": на всей поверхности бованки обнаружил десятка полтора небольших дефектов, каверн, рисок на глубину слоя грунтовки.
Отфломастерил их, ещё рез шпакленул и зашлифовал. Всё!
Теперь - грунтовка, покраска, лакировка и полировка.
Неактивен
15.09.2011
Закончил «вымучивать» обтекатели колес на болванке. Работать, к сожалению, приходится урывками.
Окончательно окрашиваю болванку акриловой краской. Этот спрей- страшная штука: с расстояния до 10-15 см покрывает отлично, без подтеков. С большего – мгновенно превращается в мельчайшие шарики, и в этой воздушно-акриловой пыли работать без респиратора невозможно. Причем надо постоянно респиратор поджимать к лицу, чтобы не было микроскопических щелей, иначе сразу же начинаешь задыхаться.
Что хорошо – высыхает за полчаса и можно наносить второй слой. Всего делаю три слоя.
Черный цвет – самый лучший: выявляет мельчайшие дефекты поверхности:
В зоне а (около 150 мм) пропадает блик – значит радиус скругления не тот. В зоне в – проявилась шероховатость: наверно, излишне сошлифовал алкидную грунтовку и акриловая краска просочилась до гипсовой шпаклевки.Опять локально дошкуривать, грунтовать и красить: итого - потери +1 день.
Реперные точки с - оставил для обозначения разъёма половинок обтекателя.
Неактивен
случайно написал не в ту тему
Отредактированно Алексей Ганшин (2011-09-22 08:29:15)
Неактивен
17-25.09.2011
Я закончил изготовление болванки обтекателя «Тетивы». Сегодня нанес еще несколько последних слоев лака. И это - всё.
Дальше, вплоть до момента изготовления матриц ещё можно будет совершенствовать поверхность: остались несколько каверн до 10 мм.кв и глубиной до полумиллиметра и волосяных трещин. Причина: несовместимость краски (акрил спрей), грунтовки под неё и самой подложки из гипсовой шпаклевки – кое- где она почему-то вздулась, и затем появились эти каверны. Приходилось заново снимать шкуркой слои до шпаклевки, и шпаклевать их. Но плотность шпаклевки и обрамляющего каверну слоя краски разная , и когда обрабатываешь шкуркой (какой бы ни был плоский брусок) шпаклевки снимается больше и каверна только лишь несколько уменьшается по глубине.
Решил: на матрицы эти каверны станут выступами – буду удалять (сошлифовывать) их на матрице.
Работу над болванкой начал ровно четыре месяца назад. Если вычесть подготовку и участие в Велофестивале «Угличская верста» и в «Тест-туре Сердце России-2011», да минус пролежал с травмой больше месяца, то чистые трудозатраты – два месяца ежедневной работы часов по 8-10.
Лучшее – враг хорошего.
Несколько дней назад решил, сошлифовать частично слой белой краски и нанести его ещё раз покачественнее. Закрыть нижнюю часть обтекателя (черный цвет) решил не с помощью малярного скотча, как это делал раньше (при снятии скотча иногда отделялся слой краски - адгезия с гипсовой шпаклевкой слабая), а применил изоленту. Причем изоленту взял самого низкого качества, которая еле-еле держала защиту из тонкого полиэтилена на болванке. А через сутки, она настолько вцепилась в черную краску, что сняла её кусками практически по всему экватору болванки.
Пришлось заново повторять процесс: шпаклевка, шлифовка, грунтовка глубоко проникания, грунтовка алкидная, краска, лакировка. И все это – островками на болванке.
Нашел себе ювелирную работу на свою голову!
Алексей Ганшин написал:
случайно написал не в ту тему
Как раз в ту тему, Алексей! И вовремя.
Дело вот в чем.
В нескольких (два-три) местах – там где наносил грунт акриловый, а затем покрывал такой же краской ( всё спрей - баллончики) через некоторое время (может через день, а может и через неделю) на поверхности болванки появляется мраморность - сетка трещин. Ширина их не более 0,5 мм, а глубина меньше. В других местах (практически вся поверхность болванки) там, где грунт наносил поролоновым валиком (его слой конечно больше) и шлифовал шкуркой этого явления не наблюдается.
Вот я и думаю: может забыть про эту мраморность – трещинки на матрице станут волосяными выступами- там и сошлифовать их?
Расскажи как ты боролся ( если это было) с подробными микротрещинами на поверхности болванки твоих обтекателей.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2011-09-27 05:53:26)
Неактивен
Поздравляю с финалом! На счёт этих трещин - у меня такого не было, по тому что я использовал в качестве шпаклёвки полиэфирную смолу и мел как наполнитель. Получилось очень дорого, но очень крепко. Плохо шлифовалось, но в итоге не требовало никаких красок поверх. Поверхность получилась пластиковая.
Всё что можно заделать на болване - надо заделать. Ещё не факт, что получиться полностью скопировать поверхность при снятии матрицы. У меня с этим бывают проблемы - очень много факторов, от которых зависит успех. Бывает, что первый (глянцевый) слой после нанесения начинает образовывать кратеры - смола расступается пятнами размером с горошины. Понятное дело, что поверхность жирная - это разделительный слой. Как я уже выяснил, кратеры могут образовываться из-за наличия статического заряда на поверхности. Но во всех случаях поверхность получается диэлектрической, так что снять заряд не получается, пробовал даже спрей-антистатик. В итоге я просто каждые 10 минут при затвердевании первого слоя приходил и кисточкой замазывал эти кратеры, и так до тех пор, пока смола достаточно не затвердела и они не перестали появляться. Но "дурной" работы это добавило очень много. И речь о форме для сидения. Если такое случится на вашей поверхности то с ума сойти можно! По этому очень рекомендую полностью довести поверхность на болване, чтобы минимизировать количество дефектов. У меня снять матрицу без пузырей получилось только на 4-й раз. При чём всегда был риск повредить болван. Если у вас краска отрывается изолентой, то попытка вообще может быть только одна. Скорее всего вам в любом случае придётся шпаклевать матрицу изнутри, но это ужасно неудобно, ведь толщина стенки сильно ограничена, плюс ко всему трудно определять неровности на вогнутой поверхности. При шлифовке задевается большая область того, что не нуждается в шлифовке, в итоге получаются углубления...Короче надо стараться получить готовую матрицу.
Вот что могу посоветовать. Совсем недавно покупал смолу и купил к ней для пробы загуститель - аэросил. Испытал его - очень хорошая вещь. Его добавляют в смолу, чтобы получить массу по консистенции напоминающую густую сметану. Она легко наносится на поверхность шпателем, при этом к шпателю не липнет. После затвердевания получается очень крепкая штука. Ею можно заполнить ваши трещины, потом сверху легонько пошкурить мелкой наждачкой.
Перед снятием матрицы нанесите разделительный слой фирменным разделительным воском. Я всегда пользовался самодельными разделителями, но здесь фирменный лучше. Наносится он без комков, по тому что сам этот воск довольно твёрдый, главное что не оставляет разводов и ворсинки от тряпки не липнут к поверхности. Таких слоёв нужно 6-7, так что это хороший кусок работы. Посл нанесения разделителя не видно.
Затем самый важный этап - нанесения глянцевого слоя. Можно делать из эпоксидной или из полиэфирной смолы, но из эпоксидной крепче. Я всегда наносил просто кистью, при этом есть риск снять разделитель, особенно если в смоле добавлен растворитель. Вообще рекомендую не добавлять растворитель. Но полиэфирная смола сама является растворителем (вернее стирол в ней), по этому лучше её не использовать на этом этапе.
Но в любом случае смола начинает стекать с поверхности, и начинают образовываться кратеры от статических зарядов.
Я думаю, что этого можно полностью избежать, если использовать смолу, загущенную аэросилом, и наносить её шпателем растягивая по всей поверхности. Это должен быть наилучший вариант. Но нельзя делать смолу слишком густой, иначе могут образоваться пустоты между смолой и поверхностью.
Для надёжности можно будет нанести пару таких слоёв, но наносить второй только после схватывания первого.
Дальше уже можно использовать и полиэфирную смолу - наклеивать армирующие слои из неё намного удобней.
Ещё один совет (хотя в литературе пишут обратное) советую не вклеивать ребра жёскости до тех пор, пока основная скорлупка матрицы не будет отделена от болвана. Пока она может играть снимать её намного легче. После установки рёбер она станет очень прочной и засунуть что-либо между болваном и матрицей может не получится.
То есть нужно аккуратно снять матрицу, а потмо надеть её н место и уже тогда вклеивать рёбра жёсткости.
Ещё можно в поверхность матрицы вклеить штуцера для подачи воздуха, пишут что это очень помогает снимать матрицу не повреждая болван. И потом таким же образом можно снимать детали с матрицы. Но сам я пока так не делал.
Неактивен
Алексей Ганшин написал:
...советую не вклеивать ребра жёскости до тех пор, пока основная скорлупка матрицы не будет отделена от болвана. Пока она может играть снимать её намного легче. После установки рёбер она станет очень прочной и засунуть что-либо между болваном и матрицей может не получится.
То есть нужно аккуратно снять матрицу, а потмо надеть её н место и уже тогда вклеивать рёбра жёсткости...
Только что получил по телефону другой совет: одновременно с выклейкой матрицы предусмотреть заделку ребер жесткости. Где же золотая середина?
Алексей Ганшин написал:
Ещё можно в поверхность матрицы вклеить штуцера для подачи воздуха, пишут что это очень помогает снимать матрицу не повреждая болван. И потом таким же образом можно снимать детали с матрицы. Но сам я пока так не делал.
То же самое посоветовал вчера и BOLT он же Сергей Гусаров (цитата из личной переписки):
BOLT написал:
... при создании матрицы заформуйте в матрицу резьбовую втулку (или
подходящий штуцер можно несколько) с внутренним отверстием, например под
М12.
Когда матрица встанет и ее нужно будет снимать, выкручиваете этот болт и
через это отверстие медленно закачиваете воду (не воздух - т.к. он
сжимается) и матрицу можно будет аккуратно снять с болвана.
В противно случае это еще то развлечение, сам видел как дно спортивной
лодки вынимали с помощью клиньев и какой-то матери...
Я представляю себе схему техпроцесса выклейки матрицы так:
1. На поверхности болванки с помощью пластилина b выставляется ребро a ( из листового пластика)
Затем выполняется выклейка верхней части f матрицы. Отбортовка -из дополнительных слоев d стеклоткани c. Одновременно вклеиваются штуцера e, заглушенные винтами.
2. Снимается пластилин с накладкой-ребром и аналогично выклеивается нижняя часть g матрицы.
3. Зазор А между отбортовками частей матрицы практически нулевой.
А вот теперь и главный вопрос: как снять обе половинки матрицы? Посоветовали: с помощью деревянных клинышков, забиваемых в зазор А.
Тоже понятно. А если стронется и снимется только одна половинка, то ...? Действительно штуцера для воздуха (воды) помогут?
Неактивен
http://www.c-l.com.ua/doc/Ashland.pdf - вот одна из множества версия инструкции по созданию матриц
Неактивен
Красиво и на вскидку Сx очень низкий должен быть!
Неактивен
Штракин Владимир написал:
...на вскидку Сx очень низкий...
Спасибо, Владимир, ваша оценка, как специалиста для меня дорога!
Неактивен
ИлиюкА написал:
...тема заглохла?
Временно отстствуют денежные средства. Изготовление качественной матрицы и двух комплектов обтекателей - стоит очень недёшево.
Неактивен
Очень интересно во сколько именно это обходится в Москве.
Неактивен
В очень серьёзной фирме, гарантирующей низкий вес обтекателя и качество изготовления, необходимое количество (матриц и комплекты) будут стоить 250 тыс рублей.
Неактивен
Самое обидное что это никогда не пойдет в серию, а значит и не окупится
Неактивен