КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2008-03-25 20:59:21

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2128
Профиль

Про вело в Финке интересный текст

http://lina-zernova.narod.ru/bAJKER_W_h … GRATA.html

Байкер в Хельсинки - персона грата
Сегодня байкеры у петербургских красоток не в чести. Разве можно сравнить его, нажимающего на педали, с вальяжно развалившимся за рулем "мерса" счастливчиком? Между тем есть на свете города, где байкеров уважают больше, нежели водителей автомобилей. На их улицах машины всех марок, в том числе респектабельные "шестисотки", почтительно останавливаются перед велосипедистами.

Народный транспорт
В Хельсинки на велосипеде ездят все - школьники, взрослые, пенсионеры, студенты. Обязательно - в шлемах, а дети еще и в наколенниках. Подсчитано, что на тысячу жителей столицы Финляндии приходится 800 велосипедов. Мало того, в городе работают еще и пункты проката. Так что "байк" стал поистине народным средством передвижения.

И прежде всего потому, что финнам есть, где на нем погонять. Велосипедистам отдана часть тротуаров. Она выделена розовым или серым цветом. Для тех, кто не различает цветов (ох уж эта финская дотошность!), на дорожках нарисованы значки - крохотные велики. В новых районах города велодорожки широкие - архитекторы на стадии проекта учитывают общественную устремленность. А в старых поуже - метр, иногда и меньше. Но много ли места требуется, чтобы просквозить на двух колесах?

Впрочем, на большинстве центральных улиц велосипедисты ездят прямо по дорогам. И опять-таки без конфликтов с водителями. Байкеров отделяет от потока машин жирная белая полоса, проходящая в метре-полутора от бордюра. Сюда, будьте уверены, не заберется колесо ни одного автомобиля.

Город с велосипедом - город новых возможностей. В Хельсинки организованы, к примеру, туристские веломаршруты. В хорошую погоду, не выезжая за город, можно устроить великолепный велопоход для всей семьи. Для этого и создан "зеленый маршрут", пролегающий через нескончаемые парки, озера с фонтанами, дюны, соединенные навесными мостиками. Есть и морской - велодорожками оборудована вся береговая линия Хельсинки. Морской велопробег с купанием на пляжах, перекусыванием в ресторанчиках - тоже отдых что надо. Ну а приехавших в гости знакомых или родственников приглашают проехать по центру города - здесь имеется историческая велотрасса.

Все три маршрута обозначены в специальной карте, так что потеряться байкеру в Хельсинки трудно. Без нее, пожалуй, было бы тяжело: общая протяженность велодорожек столицы Финляндии составляет около тысячи километров.

Под крылом у власти
У Антеро Наскилы необычная для нас должность. Он - bicycle officer - велосипедный офицер. Или - офицер по велосипедам. Антеро - чиновник департамента городского планирования, вот уже 30 лет занимающийся благополучием хельсинкских байкеров. Специалист уникальный, поскольку именно на его глазах, а точнее, при его непосредственном участии и создавалась вся велоинфраструктура.

- Конечно, Хельсинки был не всегда таким, - рассказывает Антеро. - Первые велодорожки появились только в начале 70-х.

Финны - народ организованный, уже в 75-м году протяженность велодорожек в Хельсинки составляла 300 километров, правда, львиная их доля пролегла в новых районах.

- Самым сложным, - говорит Антеро, - было обустроить старую часть города. Мы столкнулись с сопротивлением архитекторов. "Как вы можете внедряться в уже сложившуюся городскую среду? - возмущались они. - Вы понимаете, что пешеходы и водители будут ущемлены? А в итоге возрастет аварийность!"

Нет, велосипедный офицер не пытается набить себе цену. Одному Антеро, и даже вдвоем с коллегой по велосипедной службе, сделать что-либо было сложно. Конечно же, все дело в позиции федерального правительства, провозгласившего в 92-м поддержку байкеров национальной политикой.

Вот тут-то в Хельсинки, впрочем как и в других городах Финляндии, началось самое оживленное строительство велосипедных и пешеходных трасс, велостоянок, мостов. Велодорожки пролегли и между городами - с тех пор велотуризм в Финляндии один из самых популярных видов отдыха. Государство не жалеет денег на пропаганду, а также включило в образовательные школьные программы раздел про велосипед.

Сегодня на строительство велодорожек в Хельсинки из городского бюджета выделяется 14 миллионов финских марок. А на поддержку всей велоинфраструктуры - 30 миллионов. Ежегодно!

- Несколько улиц старого Хельсинки пока так и остались без велосипедных зон, - чуть тушуясь, говорит Антеро. - Это наша проблема. А аварийность за последние годы не только увеличилась, а даже снизилась. Статистика показывает: чем больше велосипедистов на дорогах города, тем меньше аварий. Возможно, байкеры на водителей действуют успокоительно.

В прошлом году Хельсинки был признан самым культурным городом Европы. И знаете, куда в связи с этим решило вложить деньги федеральное правительство? В бесплатные велосипеды.

С прошлого года в столице Финляндии действуют еще и бесплатные велостоянки. Подходи, бери велик и катись по своим делам. Только потом не забудь поставить на место. Есть еще одно условие - нельзя уезжать от "базы" дальше, чем за два километра. Всего в городе 300 таких бесплатных "такси". Департамент общественного транспорта планирует увеличить их количество еще на сотню. Даже несмотря на то что в течение года 50 бесплатных великов растащили или просто сломали.

- Что поделаешь, - разводит руками Антеро, - люди разные. А городская власть, правительство должны действовать только хорошим примером.

Такие люди
Сам Антеро Наскила ездит на работу только на велосипеде. Точнее, на двух - от загородного дома до электрички, а затем от вокзала до работы. Может быть, поэтому велосипедный офицер выглядит удивительно молодо. Со спины его можно принять за стройного парня. Только взглянув в глаза, прячущиеся за густой льняной челкой, можно сказать, что этому человеку около сорока. На самом деле Антеро 64.

- Без велосипеда - никуда, - улыбается он, - и летом, и зимой. Это мое здоровье.

Финские чиновники в отличие от наших не стесняются проехаться на двух колесах. К примеру, вся страна знает, что министр экологии Сату Хасси подруливает к дому правительства на личном вело. И это ничуть не умаляет ее достоинство в глазах общественности. Скорее наоборот. Сату далеко не единственный министр-байкер.

А учитывая, вдобавок к сказанному, что треть парламента страны - "зеленые", можно понять, почему в Хельсинки на ура проходят дни без автомобиля, велосипедные праздники, на которые приглашаются байкеры со всего мира, веломарафоны и просто велотусовки.

Если у нас принято увлекаться тем или иным видом спорта по политическим мотивам - то растет популярность тенниса, то вдруг горных лыж, - финны исходят из соображений экологических.

Сегодня в Хельсинки 3 тысячи горожан пользуются только велосипедом. В любое время года. На первый взгляд для полумиллионной столицы эта цифра невелика. Но Антеро тут же предложил представить компанию из трех тысяч автомобилей, разъезжающих по городским улицам. При этом еще и учесть их выхлопы...

За тонированным стеклом
Жизнь байкеров в столице Суоми отнюдь не исключение. Примерно в том же духе процветают велосипедисты всех европейских городов. Исключением скорее является Санкт-Петербург.

Стоит только вспомнить, что в пятимиллионном городе проложена всего одна-единственная велодорожка. Та, что тянется вдоль Приморского шоссе.

Приятель Антеро проехал на велосипеде от Дании до Санкт-Петербурга. И хуже города, чем наш Питер, по отношению к велосипедистам не встречал. Конечно же, его смутило отсутствие ясности, куда можно на вело, а куда нельзя. Разлиновки для велосипедистов на дорогах - никакой. Но самым большим потрясением стало поведение автомобилистов.

Мы уже привыкли, а для европейца тяжелый подбородок за тонированным стеклом "мерседеса", наезжающего на байкера, - каменный век.

Сравните:

- Финские водители испытывают комплекс вины перед велосипедистами, - говорил мне Антеро. - Они понимают, что человек на двух колесах куда безгрешнее перед природой. А потому всегда уступают ему дорогу...


Лина ЗЕРНОВА

Неактивен

 

#2 2008-03-25 22:25:27

MaZaHaKa
Member
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 116
Профиль

Re: Про вело в Финке интересный текст

Я был в Европе, и не раз. Вот мои наблюдения, о которых хочу вам рассказать.
В Европе велосипедиствов гораздо больше чем автомобилистов, в городе дышиться легко, там нет такого количества выхлопных газов. В больших городах распространены сети велопрокатных центров, всего за полтора евро можно взять "красный" велосипед на прокат. (Красным он называется из-за того, что покрашен в специальный красный цвет для выделения из ряда обычных велосипедов). Все сделано цивилизовано: идёт дорога для машин справа и слева от неё велодорожка, а в десяти сантиметрах от велодорожки пешеходный тротуар. Причём велодорожка- это не набросаный жидкий асфальт на грязную землю, а это- сложное инженерное сооружение, состоящее из слоёв гальки, песка, бетона и асфальта, со своей разметкой и даже светофорами!
Велодвижение в Европе настолько велико, что есть настоящая веломафия. Например в Голландии у человека в год в среднем угоняют один велосипед. В той же Голландии приоритетным транспортом является велосипед, а не автомобиль.
Но в Европе велосипеду не все возрасты "покорны": в Германии, например, на велосипеде можно ездить по велодорожкам только с 15-ти лет. Наказание за это нарушение очень суровое: если человек младше 15-ти лет будет пойман при езде по городу, то он будет оштрафован на 300 евро плюс у него будет изъят велосипед.  До этого возраста можно ездить по паркам или в специальных местах. В городе Бремен есть велошкола, для обучения взрослых и детей езде на "двухколёсном друге". В пригороде Нюрнберга я видел велосервис, причём это не маленькая палатка в Сокольниках, а весьма приличное здание, со своим магазином, веломойкой и кафе.

Отредактированно MaZaHaKa (2008-03-25 22:45:41)


P.S. Слушаю молча...

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.017 seconds, 9 queries executed ]