Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Страниц: 1
Наткнулся случайно на эту статью Антона Кошкина. Выкладываю, упреждая раскапывателей истории веломобиля в СССР, с комментарием: изложено автором статьи близко к истине.
Своим ходом
Скажите, можно записаться в клуб биотранспорта?
— А вы, простите, что-нибудь конструируете?
— Одну модель уже собрал — небольшой, правда, веломобиль, четырехколесный, на «дутиках».
— Тогда считайте, что главный вопрос решен — вы в клубе. Остаются еще два: какую общественную работу вы готовы взять на себя и сможете ли подъехать сюда в воскресенье на своём изобретении?
— Насчет работы разрешите подумать — не ожидал, что у вас тут все так сразу решается. А приехать, конечно, могу, веломобиль у меня испытанный, вот только ГАИ бы по улицам пропустило...
Веломобиль не стал еще частым гостем на наших дорогах. Да и сам термин «биотранспорт» требует, наверное, пояснения. Это все виды безмоторных наземных, воздушных и плавающих транспортных средств, приводимых в действие мускульной энергией человека или с помощью естественных источников и накопителей энергии — солнца, ветра, волн водной поверхности. Единственный пока в стране клуб его энтузиастов находится в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.
— Все началось двенадцать лет назад с небольшой заметки в газете, проиллюстрированной фотографией какой-то неведомой велокаракатицы, — вспоминает председатель клуба, главный конструктор одного из московских заводов Вениамин Ульяновский (это он на первой минуте знакомства принял в клуб очередного изобретателя велосипеда). — Несмотря на подробное описание, не верилось, что такая конструкция может ездить самостоятельно, да еще быстро. Но какой же конструктор откажется попробовать... Отыскал я два старых, ржавых велосипеда на свалке, сделал кое-какие чертежи, и, представьте, в первую же ночь моего священнодейства эта махина вдруг поехала...
Газетное сообщение попалось на глаза, видимо, не одному только Ульяновскому. Во всяком случае, когда через несколько лет в Министерстве автомобильной промышленности СССР ему предложили возглавить экспериментальное молодежное конструкторское объединение, Вениамин довольно быстро нашел двадцать пять единомышленников.
Объединение создалось хозрасчетное — каждый новый дизайнер или чертежник мог прийти туда на срок, который его устраивал, денежные расчеты производились с ним по взаимной договоренности. Деньги, впрочем, были сравнительно небольшие, и не ради них шли сюда молодые изобретатели. Просто здесь царила истинно творческая атмосфера, и к любой, самой сумасбродной на первый взгляд идее относились тут с пониманием.
Просуществовал тот коллектив три года и сконструировал за это время шесть моделей для серийного производства. И все они поначалу получили в Минавтопроме одобрение, но с заводского конвейера ни одна машина так и не сошла — договор с конструкторами подписывали одни люди, принимали же модели уже другие, ориентировавшиеся на какие-то свои цели. Достаточно типичная и грустная история.
Но костяк той группы талантливых инженеров, к счастью, не распался. Они продолжали поддерживать связи друг с другом, творили вместе и по отдельности новые мо-били и очень страдали от отсутствия централизованной базы. Наконец, в 1984 году на помощь им пришла администрация Московского ЦПК и О имени Горького.
Свои основные задачи вновь — или впервые, как хотите, — созданный клуб формулировал четко: оказание посильного содействия всем изобретателям в создании мускульных транспортных средств и быстрейшем внедрении их в жизнь, посредничество между автором и возможным предприятием-изготовителем, защита авторских прав.
К веломобилям и их создателям отношение у нас долгое время было добродушно-снисходительным. Не слишком изящные, тихоходные машины, ни дать ни взять — каракатицы. И чего эти неугомонные чудаки убивают на них такую уйму времени? Но эти неприхотливые модельки уже к началу 80-х годов вышли — не у нас, правда, в стране — на такие рубежи скорости, которые и не снились владельцам иных механизированных средств: 105 километров в час по шоссе и 17 — на водной поверхности.
Москвичам-конструкторам при испытании своих машин не привыкать ловить насмешливые взгляды и пешеходов, и особенно автомобилистов. Впрочем, частенько в них сквозило и любопытство: для столицы подобные зрелища еще недавно были в диковинку. Иное дело, скажем, в Литве, особенно в ее велосипедной столице Шяуляе. Там веломобилем никого не удивишь — традиционные велофестивали давно уже собирают многие сотни участников и зрителей. Но даже и в Шяуляе до поры до времени все изобретатели варились в собственном соку — не было у них единого центра. Московский клуб первым заявил о себе как об официальном объединении.
Поначалу рамками столицы Ульяновский и его коллеги думали и ограничиться. Но в первую же неделю своего существования вынуждены были сделать немало исключений для изобретателей Московской области. А потом пошло-поехало... Нынешней зимой для участия в кольцевой гонке на призы клуба съехались в Парк культуры свыше сотни гонщиков-изобретателей из самых разных городов страны. До того студеного февральского утра подобные гонки в это время года нигде в мире не проводились.
Но какую реальную пользу из членства в клубе извлекает, к примеру, изобретатель, живущий в Архангельской области? Самую что ни на есть реальную — правлением клуба регулярно рассылается всем его членам информационный бюллетень, из которого можно узнать не только о дате намечающихся соревнований, но и адрес коллеги по увлечению, который располагает несколькими лишними задними обгонными конусами, но задыхается без трубопрогиба и звездочной трещотки. А заканчивается каждый бюллетень приглашением провести отпуск на колесах, ведь биотранспорт — прекрасный вид семейного отдыха.
Как видим, москвичи недолго пребывали в одиночестве — начинание быстро приобрело всесоюзный размах. Сейчас у клуба, насчитывающего в своих рядах уже свыше 700 членов, создаются филиалы в Минске, Красноярске, Паланге, где живет настоящий фанат биотранспорта и талантливый изобретатель Донатас Романаускас. Движение веломобилистов явно находится на подъеме. Только вот двигаться-то им особенно негде. Асфальтированные дорожки прибалтийских курортов, правда, всегда к их услугам, но на остальные трассы веломобилистов пускают не слишком охотно — там хозяйничают автомобили. Пока биотранспортников относительно немного, глобальных проблем на дорогах они как будто не создают. Но вспомним, сколько лет ведутся у нас разговоры о строительстве специальных велокоридоров. Так не пора ли уже от слов перейти к делу?
Антон Кошкин, опубликовано в номере №1446, август 1987
Источник: http://smena-online.ru/stories/svoim-khodom
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2014-01-05 13:01:02)
Неактивен
В общем всё правильно. Жаль только, что уважаемый автор не упомянул сильных украинских веломобилистов. А ведь именно киевляне и брали, как правило, призы на Зимних гонках КЭБ. Да и Мазарчука с его трайками надо было бы заметить. В Москве тоже можно было вспомнить несколько имен: Сатарова с его велоавтобусом, Ботштейна с его спаренным тандемом, автора четырехколесного "велоджипа" "Гасик" - уж, простите, не помню, как его звать-величать...
Неактивен
Грицаев со своим самым удивительным веломобилем и компания. Фото из газеты "Социалистическая Индустрия". Всё таки на соревнованиях в Киеве по сшибанию ленточек я его в финале победил.
Неактивен
Спасибо за архивное фото!
Такие все знакомые лица, все ещё совсем молодые: у Геннадия Стерхова вообще здесь возраст Христа - 33. По моей оценке, это фото сделано осенью 1986-го.
Кстати, в запаснике Музея веломобилей хранится конструкция И.Грицаева - ей требуется некоторая реконструкция.
P.S. Рад,что вы теперь храните фото на http://imgsrc.ru http://imgsrc.ru/main/user.php?user=totmih! Надежный ресурс, сам пользуюсь уже восьмой год безо всяких проблем и другим рекомендую.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2014-01-07 15:56:19)
Неактивен
Ресурс хороший. Меня даже уже 6 медалями наградили за мои фото.. А какая то фотография в каком то месяце попала на обложку ресурса( есть специальная награда). Правда не знаю какая.
Неактивен
Обложка журнала "Изобретатель и рационализатор" №11 1984 год. Зелёный веломобиль Ульяновского.
Раньше тираж журнала был пол миллиона при редакторе Грачёве и они писали много о веломобилях.
Сейчас сидят какие то тупые. Сколько им не писал ни ответа ни привета. Поэтому и тираж стал 3 тыс.
Вот ещё статья из журнала "Изобретатель и рационализатор" №12 1986 года.
Неактивен
Лукьянов Сергей написал:
Раньше тираж журнала был пол миллиона при редакторе Грачёве и они писали много о веломобилях.
Сейчас сидят какие то тупые. Сколько им не писал ни ответа ни привета. Поэтому и тираж стал 3 тыс.
Да все журналы просели с тиражами в 90-х...
ИР еще раскололся с начала 90-х - зам.главного редактора Юлий Медведев ушел и начал издавать журнал "приоритет", тот же ИР... На русском и на английском причем в английском варианте как заявлялось в суперкачестве.
Неактивен
Этот" приоритет" вышел один номер и заглох. У меня он есть.. Тут ещё дело в том что новая власть выгнала ИР из центра Москвы (рядом с площадью Дзержинского) где они занимали целый этаж. Теперь у них нет даже своего помещения. Журнал готовят в домашних условиях.
А ведь на всех каналах бубнят как они заботятся об инновациях. Отстроили не кому не нужное Сколково для уплывания последних мозгов за рубеж. В тоже время советские научные городки вокруг Москвы влачат жалкое существование.
Неактивен
Первый номер и у меня где то был, а в сети лежит или лежал скан Приоритета № 5-6 за 1992.
Даже тогда заявления его редакции о приоритете в английской версии журнала и поставках в США выглядели крайне наивно.
Впрочем сами ИРовсцы с перестройки трезвостью ума тоже не отличались. Ну так за что боролись на то и напоролись.
Неактивен
В п. Горького была организация веломобилистов с круглогодичной выставкой и прокатом. (я оставлял там на год один из своих велосипедов с дополнительным ручным приводом) Расскажите пожалуйста. Почему её ликвидировали? Можно ли там восстановить прокат самодельных веломобилей и спортивных хэнд байков (чтобы колясочники могли испытать их)?
Отредактированно мит (2014-01-16 20:47:28)
Неактивен
мит написал:
В п. Горького была ...... организация веломобилистов с круглогодичной выставкой и прокатом....
Эта организация называется до сих пор "Московский клуб энтузиастов биотранспорта" или "КЭБ" на форуме которого вы и находитесь.
Напомните, пожалуйста, что за велосипед с ручным приводом вы оставляли? Я знаю подобный там на выставке был только один .
Неактивен
Очень извиняюсь за свою некомпетентность. Тот "Варибайк" не сохранился. Есть живые похожие- http://fotki.yandex.ru/users/sash-mitrofanow/rss
Отредактированно мит (2014-01-13 07:33:07)
Неактивен
Лукьянов Сергей написал:
Отстроили не кому не нужное Сколково для уплывания последних мозгов за рубеж. В тоже время советские научные городки вокруг Москвы влачат жалкое существование.
Опять Лукьянов утверждает то, чего не знает на самом деле
Ну во первых Сколколово не такое уж и ненужное и как раз там именно наши мозги работают и будут работать,
а во вторых далеко не все подмосковные наукограды ведут сейчас жалкое существование - Троицк, Черноголовка, Жуковский Пущино и Дубна - вполне себе неплохо живут и работают + их новое развитие уже идет:
http://www.glazey.info/glaz/article/Ele … dmoskovya/
Во всех этих подмосковных городах мне самому удалось побывать и посмотреть что там и как.
А еще скажу, что летом прошлого года я по работе был в нижегородском наукограде Саров и там научная работа кипит вовсю + опять повысили степень секретности и средняя зарплата теперь у них на уровне московской
Отредактированно Vitaly (2014-01-09 22:52:41)
Неактивен
....... /удалил... (админ)/......
Неактивен
Мой вопрос о п.Горького интересует многих. Неужели уже не осталось ни кого, кто на него может ответить?
Отредактированно мит (2014-01-14 23:36:32)
Неактивен
Лукьянов Сергей написал:
...Зелёный веломобиль Ульяновского...
Вы ошибаетесь -это не мой веломобиль, а один из сделанных по следам публикации о "Вам нужен веломобиль...". В это время мы, с В.Довиденасом, находились у входа на стадион, где и состоялся завершающий парад-але веломобилей. Фото с того парада есть на обложке "МК" ("Колибри-35" - красно-желтый)
мит написал:
Мой вопрос о п.Горького...
Сформулируйте его ещё раз, пожалуйста. Не ясно где вопрос, а где коммерческое предложение.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2014-01-15 00:04:22)
Неактивен
Страниц: 1