КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2012-08-22 13:44:16

Vitaly
Member
Зарегистрирован: 2010-05-13
Сообщений: 1282
Профиль

Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/3/29404683WdS.jpg

Невозможно не вспомнить и не отметить этого гениального человека !
Перепостил сюда сообщение с велофорума (эта статья Владимира Емельяненко была опубликована в газете "Известия"  за 22 июля 2001 года):



    При входе на ВВЦ - бывшую ярмарку тщеславия социализма, когда-то называвшуюся Выставкой достижений народного хозяйства, а сегодня всероссийскую барахолку - вы его увидите сразу.
      У парадных колонн чудаковатого вида пенсионер в видавших виды велотрусах и застиранной майке зазывает прокатиться с ним на трехколесном велосипеде. Этот чудак - легенда советского спорта. Рекордсмен мира, 10-кратный чемпион СССР, мастер спорта международного класса, тренер высшей категории, кандидат педагогических наук и преподаватель Российской государственной академии физической культуры Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

ВЕЛОРИКША   

Так может заработать на жизнь бывший рекордсмен мира по велоспорту.
   


КОНЬ ТРУДОВИК


     Его малиновый тарантас, приспособленный для перевозок тяжелых покупок и людей, бросается в глаза не меньше хозяина. Тачанка какая-то: просто на месте пулемета у нее багажник, а вместо коня - педали и велосипедист с мировым именем. Спрос на него не ажиотажный, но через пару минут мужик и полная женщина, надрываясь под тяжестью телевизора, кричали: - Эй, рикша! Когда велосипедист, разместив поклажу и людей, тронул, женщина, отдышавшись, увидела, что у телеги нет ни руля, ни коня. Она толкнула в бок мужа: "Как он рулит?" Мужик, южных кровей и темперамента, от изумления выпалил: - Смотри, смотри, жопом рулит... - Никто не верит, что мой веломобиль управляется без руля, берет на борт до шести пассажиров, - смеется вместе с пассажирами Геннадий Михайлович. - И что силой ног я вожу до двух тонн груза. 90-сильному двигателю "Газели" не всегда по зубам такая нагрузка.
     
      Зачем легендарному спортсмену, увенчанному мыслимыми и немыслимыми регалиями, на 67-м году такая "игрушка", за него объясняет простая арифметика. Его ставка преподавателя академии - чуть больше двух тысяч рублей. Извозом он, отец трех несовершеннолетних дочерей, зарабатывает в два-три раза больше. Привычка "вертеться" у него осталась с войны, когда семилетний мальчишка-москвич в эвакуации под Самарой кашеварил, собирал морковь и капусту под снегом, катал тыкву и лазил в горы за дровами ради спасавших от голода трудодней.
     
     Когда к девяти годам "Геныча" за расторопность и выслугу лет назначили конюхом, его кобыла на глазах мальчишки родила, будучи запряженной в повозку. - Я испугался до смерти, а потом полюбил жеребенка по кличке Трудовик как брата, - вспоминает Мартынов. - Знал, что работы у него будет много, поэтому лихорадочно соображал: что бы такое придумать, ну... - в этом месте он смущается так, будто подражает себе девятилетнему, - когда Трудовик вырастет в коня, чтобы он тоже не родил в упряжке? Он давно знает, что конь не кобыла. Но жизнь его впрягла в такую круговерть, что и в почтенном возрасте он сам, как конь Трудовик.

КУСТ АЛОЭ

       Высадив пассажиров у главного входа "выставки", он отодрал от спины прилипшую майку, достал из багажника флягу с водой и опорожнил ее чуть ли не на треть. - От спорта привычка осталась, - говорит, - пью, чтобы не было обезвоживания.
      А сам между делом собирает пивные бутылки, брошенные там и тут. Перехватив мой взгляд, он все понял: - Не надо за меня стесняться, я же не побираюсь. Я раз в жизни постыдился "грязной" работы и, может, упустил свой шанс.
Было это в далекие 50-е, когда дворовый мальчишка выбирал между футболом, велосипедом и модными коньками. Его среди прочих пробовали в футбольную юношескую сборную "негром" - из-за крепких ног тренировать темп Льву Яшину. Он и лупил по воротам. Да так, что от одного из ударов Яшина скрутило и он упал. Мартынов, перепуганный, удрал. Разоблачил его через несколько лет в институте физкультуры его тренер по велосипеду Иван Матвеев. - Мы тебя искали тогда, - говорит. - Навешать хотели? - В сборную взять. Твой угловой с фланга всем понравился. К тому времени Мартынов был студентом-конькобежцем.     
     
     Случай, который его от Яшина оттолкнул, с рекордом мира помог. В велосипедисты его не взяли из-за зрения. С детства он "очкарик". Только упертый Мартынов уже тогда мечтал на треке побить рекорд мира на 100 км. И он знал, что для этого нужна другая техника, похожая на конькобежную. Вот он, отчисленный по здоровью, и читал книгу тренера-конькобежца Соколова. Вдруг из-за спины его спрашивают: "Нравится?" Он не знал, что говорит с автором, и признался, что он делал бы многое по-другому. "Первый раз такого честного абитуриента вижу" - и преподаватель, услышав, что у парня третий разряд по конькам, позвал его к себе. Так Мартынов два года отрабатывал "выкуп" - разрывался между коньками и велосипедом, пока на велотреке не стал чемпионом Европы, СССР и нескольких Спартакиад.

     В 21 год, в 1955-м, он доехал до своей мечты. Точнее, в экспериментальных заездах он не раз брал мировой рекорд на 100-километровке. Но требовался международный статус пробега. И вот в Тулу смотреть, как "кроха русский" - у Мартынова рост 170 сантиметров - будет бить рекорд, съехались пороховой, оружейный, патронный заводы и законодатели велосипедной моды 50-х - итальянцы. А у "крохи" приключилась ангина. - Я понимал, что если сознаюсь, то другого шанса мне не дадут, - вспоминает Мартынов. - Мой товарищ на четвертом этаже гостиницы украл куст алоэ, и за три часа до старта я его съел. Так в детстве "от всего" его лечила бабка. И мировой рекорд пал.

ФОНТАН ИЗОБРЕТЕНИЙ

      Потрясенные итальянцы не верили своим глазам. На цементном треке - Европа про них уже забывала как о "доисторических" - советский спортсмен превзошел рекорд резинового. - Э-ээ, музэум-велосипед, - заподозрил что-то неладное именитый тренер Гвидо Косо. - У нас на таких новички тренируются. Когда же он присмотрелся, то увидел, что трубки у велосипеда тоньше принятого стандарта. Это была уже вторая заявка молодого спортсмена на изобретение велосипеда. И опять тайная: иначе Мартынова просто не допустили бы к соревнованиям как нарушителя правил. А первая попытка 1954 года была комичной. Ее свидетелями были сэр Уинстон Черчилль и его секретарь Маргарет Тэтчер, приехавшие посмотреть на международные соревнования Англия - Италия - СССР. На старте воспитанные англичане сделали вид, что не заметили странно одетого русского. Он был так вызывающе обтянут во что-то бежево-телесное, что казался обнаженным. - Я еще в детстве заметил, что широкие одежды гасят скорость, - говорит Мартынов. - И тот свой первый велокостюм я сшил сам из довоенной материнской шелковой комбинации и, простите, трусов. Молний тогда не было, поэтому наряд дошивали перед стартом прямо на мне, а пуговицы я приделал перед следующим стартом. Он до сих пор хранит этот исторический костюм (хороший шелк до войны делали) - прообраз современного аэродинамического костюма, скроенного по лекалам Геннадия Мартынова.

       Кстати, хранит в памяти и цепкое рукопожатие Черчилля, поздравившего его с победой в том заезде. Уже через год мировой рекорд Мартынова пал: догадливые итальянцы перешли на трубки Мартынова. А его самого со временем просто фонтанировало: он ввел в моду узкое седло; руль, свернутый в "бараний рог"; колеса с закрытыми спицами; легчайшие в мире педали; современные велотуфли на болтах. "Его разработки опережали западные образцы на 25-30 лет", - напишет о Геннадии Мартынове Книга рекордов Гиннесса, кстати, через 25-30 лет после внедрения его находок. А тогда почти на все его изобретения мир реагировал, как леди Тэтчер на его велокостюм.

       В СССР он и вовсе считался злостным нарушителем существующих правил соревнований велосипедистов, за что нещадно отстранялся от гонок. Родина смягчилась по отношению к Мартынову, лишь когда сама изобрела велосипед для общения с гонщиком. Все получилось не благодаря, а вопреки. В начале 60-х он против правил обтянул колесо парашютным шелком. На первом пробном старте пронесся так, что хоть мотор от "Мерседеса" на велосипеде ищи. "Это нарушение правил", - сказали в Спорткомитете СССР и запретили "самоуправство". Сегодня так ездит весь мир. Но даже Родина учится на своих ошибках. И когда перешедший в тренеры Мартынов опять же явочным порядком в конце 70-х пересадил своих учеников на велосипеды с педалями его, Мартынова, конструкции, Спорткомитет СССР сделал вид, что не заметил самодеятельности.
Почти сразу ученик Мартынова Сергей Терещенков стал чемпионом мира, а Алексей Мирошников - рекордсменом мира.

        Вскоре на Олимпиаде-80 педали Мартынова (64-граммовые, самые легкие в мире) "взяли" почти все велосипедное золото, а до 1992 года - 13 олимпийских золотых медалей.
       
       В 1992 году на конструкцию уже знаменитых во всем мире "педалей Мартынова" Спорткомитет СССР продал пять патентов - Нидерландам, Италии, Франции, Германии и Японии. У них лицензию на производство этих самых педалей перекупили Китай, Тайвань, Таиланд и еще пара десятков стран. Их продукцию именитый гонщик постоянно видит в павильонах выставки, где теперь работает.

       Товарищество по имени SOS - Узнаете свои педали? - спрашиваю. - А-а, - отмахивается и будто невпопад переспрашивает: - Знаешь, где у мужика душа? И надолго замолкает. Он вообще кажется простаком. К нему на выставке так все и обращаются - Михалыч. "Михалы-ыыч, - прервал наш разговор владелец уличного кафе, - аа-йда на плов, да?" Мартынов извинительными жестами показывает на свою тачанку - мол, работа. И тарелка с пловом оказывается на сиденье его машины. Другая владелица кафе тащит ему чай, третья, в суете ВВЦ увидев старого знакомого, светлеет лицом: "Здорово, Михалыч". И началось: про детей, жадных посетителей, колики в боку и прострелы в пятке все Михалычу выложила как на духу. Он слушает. Неподдельно и просто.
Наконец, когда мы снова остаемся одни, напоминаю: - Так где у мужика душа? - Под мочевым пузырем, - он смеется, провожая взглядом шумную товарку. - Отлил и полегчало.
     
       Мне остается лишь догадываться, что ему полегчало, может, в 93--94-м. Чуть раньше вместе с СССР не стало и его сборной, он, тренер-пенсионер, оказался на улице. Старый знакомый, летчик в отставке, предложил: "Ген, на ВДНХ есть работа носильщика, хочешь?" Гена начал проектировать тачанку. Шлифовали модель веломобиля вместе - вечный "административный" отпускник, дизайнер завода имени Королева Нияз Тухватуллин, летчик-испытатель в отставке Виталий Паутин и рекордсмен мира Геннадий Мартынов. Вместе с диковинной машиной изобрели и кооператив времени - по частному извозу грузов, прогулкам детей и доставке подвыпивших новых хозяев жизни в соседнюю почти фешенебельную гостиницу "Космос". Назвали товарищество "в десятку" - SOS. Кооператив зарытых российских талантов.

ЧТО РУССКОМУ СМЕРТЬ

      Первое "спасение" пришло от тех, от кого Мартынов его не ждал в принципе. Как-то раз на излете смутного времени - не то в 93-м, не то 94-м - его наняли три хмельных амбала. "Знаешь, кто мы такие?" - гогочут. "А у них на лбу написано - рэкетиры", - вспоминает Геннадий Михайлович. - Не бойсь, - говорят, - мы знаем, кто ты такой. Слышали. Отец, ты трудовой человек, на таких страна держится. И заплатили ему за поездку столько, сколько он за месяц на трех работах - в академии, в кооперативе и как пенсионер - не зарабатывает. "Я обратно греб, как утка лапами, - смеется над собой Мартынов. - За всю жизнь таких денег не получал ни разу". Это была его первая и последняя встреча с "налоговыми органами" ВВЦ. И первая в жизни "льгота". Или привилегия. Все остальные монополизировала любимая Родина. Кого сегодня удивишь тем, что она хохочет над доморощенными кулибиными и левшами или забывает их.

        Даже иностранцы начинают привыкать к испокон веков заведенным порядкам на Руси.
        Совсем недавно Геннадий Михайлович от знакового для туристов памятника "Рабочий и колхозница" подвозил двух немцев с женами. - Ас! - восторгались они. Он на хорошем немецком сказал, что в России таких много. Разговорились. После нескольких пристальных взглядов пожилой немец спросил, не его ли сын (или брат) был велогонщиком где-то в 60-е? "Простак" Мартынов отшутился: мол, мы для вас, как китайцы, все на одно лицо. "А старший сын у меня - да, чемпион Европы, но по самбо и 2000 года". (Когда он об этом говорил, меня резанула неприятная мысль: мы когда-нибудь погубим себя не только из-за переизбытка нефти, земли, холода и жары, но и от неограниченного числа людских талантов, которых не замечаем как пролитую нефть, украденный газ или вырубленный лес.) А немец оказался с характером. Прощаясь, он от имени своих спутников на плохом русском, с расстановкой выговорил: - Это лучшее, что мы увидели в России. И они разошлись. Иностранцы - в комфорт "Космоса", а Геннадий Михайлович Мартынов - к себе в металлическую каморку на "выставку", где хранит свою тачанку, любимые архивные фотографии и неоконченные рукописи докторской диссертации.

       Да, он опять изобретает велосипед. Уже получил приоритетную справку на разработанную им модель гоночного велосипеда. Тот как на ровном, так и на разбитом шоссе или по бездорожью идет без наката. То есть не теряет скорости. До патента ему осталось несколько шагов, а вот до защиты докторской - год учебы дочери в университете и еще примерно полгода-год работы велорикшей. Сегодня наука - дорогое удовольствие.статья 2001 года.

       На 77 году жизни его не стало. До самой смерти он был верен велоспорту ,разрабатывал новое для велоспорта и писал научные статьи находясь в больнице в тяжелом состоянии.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/249424#ixzz23Y7w5u2n

Отредактированно Vitaly (2012-08-22 13:45:09)

Неактивен

 

#2 2012-08-22 18:26:38

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2128
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

"Велофорум" наверное веломания, да? smile

Неактивен

 

#3 2012-08-22 18:38:04

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Какое это имеет отношение к веломобильному форуму. Никто здесь гонщиков велосипидистов не знает.


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#4 2012-08-23 02:04:41

Vitaly
Member
Зарегистрирован: 2010-05-13
Сообщений: 1282
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Лукьянов Сергей написал:

Какое это имеет отношение к веломобильному форуму. Никто здесь гонщиков велосипидистов не знает.

Если бы Лукьянов внимательно прочитал бы текст про Мартынова, то он не задавал бы такие глупые вопросы, ибо Геннадий Михайлович конструировал и делал веломобили тоже и в тексте про это говорится.
И вообще совсем не стоит разделять велосипедистов и веломобилистов на своих и чужих, мы все практически одинаково крутим педали

Отредактированно Vitaly (2012-08-23 02:06:37)

Неактивен

 

#5 2012-08-23 14:26:58

Сергей Пономарев
Member
Зарегистрирован: 2007-09-06
Сообщений: 431
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Много читал об этом человеке и ещё больше слышал. Жаль, никогда не был знаком лично.

Он точно был первым веломобильным таксистом на территории ВВЦ! Одно время Ульяновский хотел купить для музея его "многочеловековозку". Не сложилось. Опять-таки жаль.

По-моему, он же избретатель столь любимых многими сегодня контактных педалей?

В любом случае, Геннадий Михайлович Мартынов оставил о себе добрую память.

Мир его праху!

Неактивен

 

#6 2012-08-23 15:34:39

ИлиюкА
Member
Зарегистрирован: 2009-05-06
Сообщений: 1264
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Несколько раз я его встречал на ВВЦ .На мопедных колесах практически с прямой передачей.Возит людей от магазинов с бытовой техникой до метро и такси.
В любом случае, Геннадий Михайлович Мартынов оставил о себе добрую память.

Мир его праху!

Неактивен

 

#7 2012-08-24 18:50:29

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

...../удалил(админ)/......

В советское время на ВДНХ выставлялись достижения советского народа. Сейчас за неимением никаких достижений превратили в магазин китайских товаров.
В советское время я выставлял свой веломобиль в центральном павильоне НТТМ бесплатно. А сейчас надо заплатить минимум 600 долларов чтобы выставить в Сокольниках.
Если бы сохранился Советский Союз Мартынов получал бы нормальную зарплату и пенсию и не работал бы рикшей подвозя Абрамовичей.


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#8 2012-08-24 23:21:11

Vitaly
Member
Зарегистрирован: 2010-05-13
Сообщений: 1282
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Советский союз никак не мог сохраниться, всё "замечательно" шло к краху экономики и особенно идеалогии лживой и лицемерной
и т.н. социалистическая плановая экономика показала свою неэффективность в итоге, а на одном энтузазизме и вере в светлое будущее далеко не уедешь hmm
Мы изучали эти вопросы, когда снимали большой документальный 8-ми серийный фильм "Крушение СССР" для телеканала Россия-1 и в процессе общались и с бывшими членами политбро ЦК КПСС тоже hmm
А Абрамовичи на ВВЦ не ходят wink

Отредактированно Vitaly (2012-08-25 00:22:14)

Неактивен

 

#9 2012-08-25 10:35:58

dim
Member
Зарегистрирован: 2007-09-11
Сообщений: 345
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Vitaly написал:

и в процессе общались и с бывшими членами политбро ЦК КПСС

То есть с теми, кто и развалил СССР с помощью "лживой и лицемерной социалистической идеологии". Да, эти врать не станут.
Смешно, что съемки пропагандистского фильма называются "изучением".

Неактивен

 

#10 2012-08-25 23:55:22

Vitaly
Member
Зарегистрирован: 2010-05-13
Сообщений: 1282
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

У нас вовсе не пропагандистский фильм был, а попытка реально разобраться и найти причины крушения совесткой империи, называемой СССР.
А вот бывшие члены КПСС как раз и говорили (правда не все) про то, что на самом деле вся система была весьма неэффективная гнилая и лживая-
-парадоксально однако, но это так hmm

p.s.
а вообще-то мне не хотелось бы сейчас здесь скатываться в дебри политический споров и раздоров по этому вопросу, да и тема то эта совсем про иное

Отредактированно Vitaly (2012-08-25 23:58:58)

Неактивен

 

#11 2012-08-31 23:54:44

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Vitaly написал:

Советский союз никак не мог сохраниться, всё "замечательно" шло к краху экономики и особенно идеалогии лживой и лицемерной
и т.н. социалистическая плановая экономика показала свою неэффективность в итоге, а на одном энтузазизме и вере в светлое будущее далеко не уедешь
Мы изучали эти вопросы, когда снимали большой документальный 8-ми серийный фильм "Крушение СССР" для телеканала Россия-1 и в процессе общались и с бывшими членами политбро ЦК КПСС тоже

Виталий! Чем вам насолила плановая экономика? Чем вам насолила социалистическая идеология? Я, конечно, имею в виду настоящую. Лживой идеология стала благодаря незабвенному кукурузоводу. Всё, за что брался - всё развалил, разгромил и уничтожил. А ещё хуже - появились некомпетентные люди в структуре управления. Партейцы хрущёвского пошиба. Из таких понавырастало сейчас племя "младореформаторов".
Маргарет Тетчер как-то сказала, что Запад к середине 80-х испугался плановой советской экономики. Причем, испугались они всерьёз. Потому начали информационную войну, результатом которой являются ваши, процитированные мной, слова. За последние годы появилось много работ журналистов-исследователей, которые действительно исследовали историю СССР, без опоры на классиков идеологической войны типа Тетчер и Бжезинского. Читали ли вы Прудникову? Кремлёва? Очень интересные работы. Читал даже работу одного американского профессора, где он анализировал правдивость доклада Хрущёва на XX съезде КПСС (тот, что про "культ личности"). Правдивость оказалась 0%...
p.s. Зачем же, если вы не желаете скатываться в дебри политических споров, выдавать на-гора такие смелые заявления? Уверяю вас, найдутся люди, готовые поспорить.
p.p.s. Статью о Геннадии Михайловиче Мартынове прочитал. Да, был человек по-настоящему талантливым. Универсальным спортсменом (как Всеволод Бобров, например), изобретателем и учёным (заметьте, кстати, в какое время он вырос). Таких очень мало сейчас. Жаль, что уходят от нас такие люди.

Отредактированно Stalex (2012-08-31 23:58:20)

Неактивен

 

#12 2014-01-19 04:41:49

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Я  писал эти строки ровно год назад, как говорится – в стол, для себя. Нужно было выплеснуть эмоции. А сейчас решил выложить на форуме – вдруг кому-то будут интересны эти откровения. Да еще подстегнула   реплика, уважаемого С.Лукьянова:

Лукьянов Сергей написал:

...Какое это имеет отношение к веломобильному форуму. Никто здесь гонщиков велосипидистов не знает...

Две струбцинки

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/0/35827390sGX.jpg

    Некоторое дней  назад мне потребовалось закрепить на верстаке стапель  обтекателя нового веломобиля-стримлайнера  «Тетива-2». Одной рукой придержал конструкцию, а  другой пошарил вверху на  полке. Извлек оттуда две одинаковые струбцинки, ладно прихватил  ими, что требовалось, и… ёкнуло-задело какие-то струнки в  груди. Отложил работу вышел из мастерской, и на полдня заперся ото всех в своем архиве: открывал пожелтевшие документы, перебирал старые фотографии, зачем-то пролистнул свою незаконченную рукопись, хотя память и так цепко держит прожитое...

     Первый день этого года принес мне печальную весть: незадолго  до праздника не стало моего  друга-однокурсника Толи (Анатолия Георгиевича) Шуманова. Нет, мы совсем  не были, как говорится, закадычные, более того очень редко встречались после окончания    «бауманки», но когда в прошлом году у него случилось несчастье (ампутация ноги)– он нашел меня. В студенческой группе мы были чуть старше других, чуть-чуть опытнее в жизни, может поэтому и возникли какие-то особые ниточки взаимопонимания и доверия тогда, и   сохранились на десятилетия.

  Я обещал Толе, что вернусь в сентябре из поездки  в Неваду на скоростные заезды стримлайнеров WHPSC-2012, повстречаемся и  расскажу ему обо всем, о том как после «бауманки» круто изменилась моя судьба. Не сдержал слово – отложил, мол, успеется, ещё есть время. Только лишь в новогоднюю ночь отправил по электронной почте поздравление и  американские фотографии, а ответ получил уже от  сына А.Г.Шуманова.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/35827391YAo.jpg Шуманов А.Г. 

     Отец Анатолия  работал начальником цеха на «королевской фирме» – того самого цеха, где  проводилась сборка первых  спутников Земли, первых космических кораблей «Восток» и «Восход», и был одним  из соратников  С.П.Королева – Главного конструктора. От нашего друга, мы – желторотые студенты «королевского» факультета  МВТУ,  буквально, бредившие «космосом»- и узнавали порой  самые  свежие новости. Как говорится, «жаренные» и из «первых рук». О трагедии  экипажа станции «Салют» - разбившегося при посадке, о  расформировании женского отряда космонавтов, что-то о советской лунной программе. Словом то, что не всегда  сразу освещалось в СМИ.

     После получения диплома Толя пошел вначале по стопам отца, а затем в жизнь закрутила…

       В начале нулевых он влюбился. Всерьёз и до гробовой доски. В Арктику. Работал там подолгу, уходил-уплывал каждый год. А в прошлом марте и случилось это – север забрал ногу. Толя – высокий, широкоплечий, балагур и поэт, душа любой компании, всегда впрягавшийся  в общественные дела (ещё в студенчестве мы были с ним  посменно профоргами группы), КВН-щик со стажем, вечно с фотоаппаратом, и -    в расцвете сил в какие-то шестьдесят  с   гаком  такой поворот – ещё одно испытание на прочность, на силу духа!
      Он, по-моему, успел  еще раз сходить за Полярный круг,  почти успел написать и издать  вторую книгу свой дилогии-откровения  «Потрясение Арктикой», и - не выдержало сердце.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/6/35827386pHY.jpg

      Почему я рассказал о друге? Меня насквозь потрясла его кончина.

      В первые новогодние дни я планировал, да  и  начал работу над новым  обтекателем веломобиля-стримлайнера «Тетива». Но руки не слушались - и не только потому что перед глазами    Анатолий. ( И, конечно,  - только молодой, живой, двадцатилетний. Они с женой были самой красивой парой факультета. Голова седа, но  в душе  мы  ощущаем себя именно такими: молодыми, сильными, полными грандиозных планов). Я вдруг с болью осознал, что остаюсь не в первый раз в неоплатном долгу многим замечательным людям, встретившимся мне на жизненном пути. И не исправишь уже ничего.

      С Михалычем (Владимиром Михайловичем Шадривовым), как и Толей, мы проучились почти шесть лет «»бауманки».   Каждый день - бок о бок. Жили несколько лет в одной комнате общежития. Всё  пополам. Вместе на первом курсе бегали по утрам кроссы, крутили сальто, ходили на руках, а потом, бросали свои, разгоряченные зарядкой, тела в пруд подмосковной Ильинки. И так вплоть до заморозков – всерьёз готовили себя  «в космонавты», это ведь действительно в 70-х было мечтой многих студентов-бауманцев.  Добирались на учебу  до Москвы в переполненной электричке полтора – два часа, возвращались с занятий поздно. Порой, чтобы не терять времени, досыпали  после ночных бдений над учебниками    стоя «тавром» широко расставив ноги и вцепившись в друг друга чтобы не упасть в качающемся вагоне.

      А затем, наскоро затолкав в себя в студенческом буфете пятнадцатикопеечный «салат-винегрет с хлебом-чаем» снова садились   «грызть науку». Сначала она давалась с трудом - оба закончили школу за несколько лет до института и многое подзабылось. Михалыч (авторства прозвища  не отрицаю) по праву был все годы бессменным старостой нашей группы, и, конечно, авторитетом для младших товарищей. До МВТУ отслужил  главным старшиной  на Северном флоте, на самом передовом рубеже – атомных подлодках. В море не довелось выйти ни разу, но лучевую болезнь всё-таки  подхватил. На старших курсах, ему уже требовалось несколько раз в год бросать учебу и уезжать на переливание крови. Недуг мужественно скрывал. Со мной  же (даже кровати  в общаге напротив стояли) делился многим. В студенческом  стройотряде мы с ним оба были бригадирами. Это днем, а   по ночам  же забирались на прогретую августовским солнцем крышу со специальной картой и мини-фонариком, и  изучали звездное сахалинское небо: будущие космонавты должны знать назубок расположение небесных светил.

     А на последнем курсе разругались, напрочь, из-за пустяка. Просто два упертых характера сошлись. И разошлись. Навсегда. Уверен, да и ребята –одногрупники говорили - сожалели оба.

       После окончания МВТУ Михалыч  не попал на работу в космическую отрасль и уехал директорствовать (да-да, сразу руководителем завода!) куда-то под город Горький. А мне удалось добиться желанного распределения. Правда, вскоре для меня нежданно открылся совсем другой космос –  мир  веломобилей. И это окончательно отдалило от судеб моих друзей–однокурсников трудившихся в основном по полученной в вузе специальности.

     Я много лет  хотел найти Михалыча, повиниться взаимно   (я чуть-чуть младше – значит,  первым должен), ударить по рукам и вернуть дружбу. А несколько лет назад  с горечью  узнал, что Володька Шадривов умер пятидесятилетним, как говорится, в полете - в работе. И я опять остался с ощущением  неоплатного  долга перед другом-сокурсником. Надо было торопиться... 

      А тут – эти две струбцинки.

      Дело в том, что  полгода назад в августе не стало легендарного человека, спортсмена- изобретателя  Геннадия Михайловича Мартынова. Среди предложенных им     усовершенствований: контактные велопедали, дополнительный руль к велосипеду, обеспечивающий спортсмену   аэродинамически выгодную посадку, и  другие  новации… Впрочем, чтобы осознать   вклад  Мартынова достаточно упомянуть  только первое     изобретение, сделавшее революцию в велоспорте, как автомат Калашникова в стрелковом вооружении.

      Наше знакомство было больше заочным или, лучше сказать, шапочным. Последний раз мельком виделись в 2008-ом на коллегии  столичной Федерации велоспорта, где я, не питая впрочем особых иллюзий, пытался коротким сообщением заинтересовать-затравить присутствующих    ежегодными попытками зарубежных спортсменов установить рекорд скорости веломобилей  в Неваде. Единственный, кто записал мой контактный телефон, был Г.Мартынов,  скромно сидевший недалеко от выхода из зала, откуда я ретировался после своего доклада. Встречались, конечно (но сейчас не вспоминается)  и на ВДНХ СССР, где в 90-х  слева от входа на кольцевой аллее был организован прокат веломобилей нашим кооперативом «ЭТРА».

     А  на противоположной  правой петле –   таком  же кольце - работала   другая  контора-прокатчик  в  контейнере-складе которой и  квартировал со своей самодельной трехколеской Главный рикша страны. Так называли его   и местные острословы, и довольные поездкой клиенты, и досаждавшие своими бесконечными интервью журналисты. Грузопассажирский веломобиль помог ему сделать Н.Тухфаттулин – руководитель фирмы-«конкурента», и после выхода на пенсию Геннадий Михайлович десятка полтора лет успешно, пока позволяло здоровье, подрабатывал извозом на огромной территории главной выставки страны.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/9/35827389wpI.jpg Г.М.Мартынов, апрель 2012 г.

        Он позвонил мне  весной  за год до кончины. Знал, что занимаюсь формированием Музея веломобилей и, несколько смущаясь,  спросил, не посчитаю ли я возможным приобрести за «недорого»  в качестве экспоната его,  отъездившую свой век и упомянутую в многочисленных статьях и теле-сюжетах велорикшу? Конечно же, да! Я не колебался ни секунды, и мы договорились на следующий   день встретиться-посмотреть  раритет…

       Здесь надо сделать отступление и вернуться лет на тридцать назад.

       Начало 1984 года принесло мне крушение моих долгосрочных планов и надежд.  Окончательно стало ясно, что  уральский завод ПО ЗИЛ для которого, созданное мной  молодежное КБ, разработало спектр проектов и уже передало техническую документацию,  окончательно прекращает подготовку  производства веломобилей серии «Колибри-251». Как понимаю, на предприятии менялась власть, и веломобиль стал своеобразной разменной монетой. Три года  нашей напряженной работы пошли прахом!

       На Таганрогском заводе «Красный гидропресс»,  для которого  разработку  рабочих чертежей конструкции  серийного складного веломобиля "Колибри-21" мы выполнили за каких-то полгода с особым  творческим настроем , произошла трагедия. Спустя несколько месяцев после передачи  мной всей документации, скоропостижно скончался  директор. Заводила, инициатор этой идеи. Он не сковывал наших конструкторов никакими рамками, и дал полную свободу выбора  как компоновочных схем, так и  решения инженерных задач совершенно не вмешиваясь своими службами (как принято было у заводчан) в процесс создания изделия. Мол, вы – специалисты, разработайте веломобиль, какой считаете нужным, а мы обеспечим соответствующие технологические решения. Главное, чтобы он стал первым серийным  в стране. Ему было всего 44 года.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/4/35827384nKt.jpg Складной веломобиль "Колибри-251", 1980 г. 

     И наконец, на столичном  МЗХ куда я был приглашен несколько лет назад главным конструктором завода именно с целью создания   принципиально новой серийной продукции (в том числе и веломобилей), в конце  1983-го внезапно подал в отставку по состоянию здоровья  директор В.Б.Корабельников – основная опора моих начинаний. Вослед главный инженер – тоже союзник - ушел куда-то на повышение. Произошли кадровые изменения. И несмотря на то, что некоторое время  мне ещё удавалось сохранять проведение  опытно-конструкторских работ по серийному веломобилю в планах Минлегпищемаша, к которому принадлежало наше предприятие, судьба его  и на этом заводе была предрешена.

        В отчаянии, на исходе зимы я напросился на прием к Башинджагяну Е.А - первому заместителю Министра автомобильной промышленности СССС. Это был тот человек, которого удалось несколько лет назад, после выхода моей обзорной статьи о веломобилях в МК, увлечь идей серийного выпуска веломобилей в стране. И, собственно, благодаря  инициативе и поддержке которого и началась реализация проектов  «Колибри».

       Длинные узкие коридоры Минавтопрома  располагавшегося на площади Воровского мне уже знакомы – здесь согласовывал-подписывал договорные документы на проектные работы по веломобилю. Высоченные потолки зрительно ещё больше сужали  внутреннее пространство бывшего публичного дома, занимавшего  когда-то это здание. Налево-направо     -  кабинеты.

      Евгений Артемович назначил встречу на вечернее - более свободное, как я полагал -время. «Понимаешь – начал он, внимательно выслушав мою жаркую   и, наверное, получасовую тираду, мой рассказ обо всех перепетиях с благословленными им несколько лет назад проектами. -  Я не успеваю выпускать не только достаточное для населения количество велосипедов, но даже  запасных частей к ним! Не время сейчас веломобилей, не время! Ты меня понимаешь?». Доброжелательный тон Е.А.Башинджагяна не оставлял мне никаких шансов на контраргументы. Да и что я – в общем-то, тридцатилетний мальчишка, хоть и в ранге главного конструктора завода – мог  в то время предложить в ответ?!
      К сожалению,  я тоже хорошо понимал, что серийный (а экономический расчеты показывали, что серия для завода –  десятки тысяч штук в год) веломобиль   -  это была   авантюра. Вряд ли продукция нашла бы  в те годы такой спрос.  Но расставаться с мечтой было невыносимо  тяжело.

………………………………………………………………………………..

      Тем не менее, Е.А.Башинджагян, завершая беседу, предложил мне  подумать над ещё одной перспективной веломобильной темой (об этом расскажу в другой раз). Но, поскольку она  никак не была связана с серийным производством,  я отказался. На заснеженную  вечернюю улицу вышел вконец опустошенный в душе.
.........................................................................

      А вскоре скончался руководитель государства – Ю.В.Андропов. И оборвалась последняя ниточка надежды, да какое там – тонюсенькая паутинка,  тянувшаяся от него к одному из моих проектов веломобиля «Колибри».
      Восемь лет надежд, мечтаний, напряженной работы моей, да и коллег – впустую! В  условиях того времени, иного пути, как через государственные предприятия, организовать производство было невозможно. До горбачовской перестройки оставался ровно год, а до закона разрешившего создание частных фирм – три. Но кто мог предвидеть столь радикальные изменения в жизни страны?!
……………………………………………………………………………………………………

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/3/35827383SGG.jpg
 
         Клин-клином вышибают! Выход из депрессии и неудач  в проектах всегда «лечу» одним способом…  вгрызаюсь в новую работу. Решил: вместо серийных проектов, приступить к  эксклюзивному    - к  рекордному веломобилю. Ориентир единственный, что был в начале восьмидесятых –   американский велоболид - трехколесный «Вектор» с его 100 км/ч. Трехколесный – потому что свято верилось тогда, что именно третье колесо и помогло установить этот рекорд. А вот компоновку задумал необычную: с положением пилота на спине и головой вперед, и обзором дороги с помощью зеркала заднего вида. Толчком к такой схеме послужил рисунок в  статье об аэродинамике мускулоходов, которую один из знаковых  отечественных энтузиастов конца 80-х В.Штракин метко назвал библией веломобилиста. Она была  опубликована  весной того же 1984 года во вновь издаваемом в СССР альманахе «В мире науки» (по следам американского журнала «Популярная механика»).

     Такое положение спортсмена, в сочетании с оригинальным  управлением, которое задумал, обеспечивало наименьший мидель  обтекателя,  в сечении представляющем горизонтальный овал, и соответственно наименьшее аэродинамическое сопротивление веломобиля. В области ног, охватывающих заднее ведущее колесо, обвод обтекателя изгибался вверх-вниз в виде вертикального плавника. Что и  подсказало название проекта -  «Несси» -   навеянное образом  неизвестного чудовища шотландского озера, волна сообщений о котором прошлась в прессе.

      В реализации идеи для меня тогда были две основные проблемы. Одна - где вести изготовление «Несси»? На нашем  заводе, имелись все условия, и у меня даже в подчинении был экспериментальный участок -  это невозможно. Поскольку сама веломобильная тема  и я, вместе с ней, находились на МЗХ уже, практически, в опале. Уволиться - не решался, так как  сохранялся   небольшой, пусть  даже призрачный, шанс  возобновить здесь ОКР по  многострадальным версиям «Колибри».
      Разрешилось она неожиданно. Однажды пригласили прочитать лекцию, рассказать о мускульном транспорте учащимся необычного Центра  технического творчества -   (или, как сейчас называют,  спецлицея) на улице Усачева, который располагался наискосок от Музея-садьбы Трубецких в Хамовниках. Там сразу  нашлась и   поддержка  проекта руководством заведения, и мастерские с хорошим технологическим оборудованием, и, главное, молодыми помощниками-энтузиастами. Не вуз  с высококлассными  теоретиками,   лабораториями и спец кафедрами, но, тем не менее, база для работы. Ко всему, находилось учебное заведение удачно - недалеко от моего завода

     А вот,  вторая задача  -   подготовка пилота,  испытания, организация тренировочного процесса и пр. действительно требовала подключения специалистов. Так моим партнером по проекту «Несси» стал Борис Яковлев – научный сотрудник ГЦОЛИФК (ныне Российская Академия спорта), впоследствии один из соорганизаторов  Московского КЭБа. Это он осуществлял регистрацию результатов на последующих через несколько лет всесоюзных фестивалях-смотрах веломобилей в Москве, Новгороде, Николаеве и т.д. С ним мы в одной команде ездили на Международные соревнования  веломобилей в польский город Сераздз. Несколько лет назад случайно встретились спустя годы на  международной выставке  инноваций «Архимед». В последнее время  Б.А.Яковлев связан с деятельностью Федерации мини-гольфа России.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/5/35827385rkO.jpgПольша, 1989. Крайний слева рядом со мной - Б.Яковлев,второй справа в форме команды - В.Мазаев

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/8/35827388xzS.jpg "Архимед-2010".Справа-налево: Б.Яковлев, Н.Тухфатуллин, В.Ульяновский, А.Журков

     Забегая вперед, скажу,  что проект «Несси» не был реализован. У меня долго не складывалась концепция и конструкция  системы аварийного спасения (созвучно космической терминологии). Чувствовал особую ответственность, поскольку полностью отвечал за  жизнь ещё неизвестного мне гонщика веломобиля-стримлайнера. Планировал  спину пилота защитить штампованным  тонким алюминиевым листом, который одновременно являлся нижней частью передка обтекателя, и  отстегивался либо пилотом, либо принудительно извне, а при аварии – автоматически. Безотказность конструкции обеспечить оказалось непросто. Были другие конструкторские «тупики».

       И ещё. На мой взгляд, 1984-й год  стал переломным для энтузиастов   страны: начало формироваться всесоюзное движение  веломобилистов (это отдельная тема разговора). И  в первую очередь благодаря объявленному шефству    журнала «ИР» над новым и перспективным видом  мускульных транспортных средств. Появились новые, и как казалось,  для меня более важные задачи. Ко всему обострились отношения на основном месте работы. Словом, причины  оправдывающие неуспех всегда найдутся, но я хотел рассказать о другом.

        Б. Яковлев по своей научной работе,  пересекался с Г.М.Мартыновым и, думаю, советовался с ним по проекту «Несси».  Поскольку, зачастую слышал от Бориса: «Геннадий Михайлович считает….сомневается…предлагает….». Я пропускал чужое мнение мимо ушей. Молодости свойственна излишняя самоуверенность.  Тогда  ещё ничего не знал об этом  легендарном человеке. Потому и называю наше знакомство шапочно-заочным…

          Мы встретились у главного входа ВДНХ (ныне ВВЦ) как давние приятели. Геннадий Михайлович   опёрся о мою руку, и  в согласии с  его тяжелой походкой (у него больные ноги) мы добрых  полчаса брели с километр по апрельской снежной жиже  до правой петли, где ранее был прокат веломобилей. Попутчик  рассказывал не останавливаясь   обо всем: как он уже отчаявшись внедрить свои контактные педали в СССР, на одном из зарубежных чемпионатов  в 60-х подарил их испанскому гонщику и тот выиграл все заезды, о том как преподает до сих пор в Академии спорта, о своих болячках и семейных проблемах. Ему  просто нужен был внимающий собеседник.

      Проходившие мимо рабочие аттракционов, другие сотрудники главной выставки страны тепло здоровались с ветераном  велоизвоза, расспрашивали о самочувствии. Его хорошо знали, помнили и проявляли исключительное уважение.

       Наконец добрались  до  гигантского чертового колеса, вблизи основания которого за  грязным забором стоял заброшенный   железнодорожный контейнер –бывшее пристанище того кооператива -  с распахнутыми воротами, а перед ним - свалка ржавых велодеталей, старых велосипедных покрышек и всего того, что когда-то составляло богатство местных веломобилистов. Все это вперемежку со строительным мусором   и подтаявшим снегом.
        Рядом, соответствуя колориту свалки, притулился веломобиль, ради которого мы и оказались здесь. Вернее то, что от него осталось. Одного взгляда было достаточно  чтобы     вынести приговор: реставрации эта полусгнившая металло-фанерная конструкция не подлежала.

       А  Геннадий Михайлович по-хозяйски, открывал ящики-багажники, крутил руль, демонстрируя, что рикша-ветеран ещё о-го-го…Но, увидел мою реакцию, и всё понял. А когда я вежливо начал  объяснять, что единственная причина отказа та, что рикша из-за  своих габаритов не войдет в двери Музея,  совсем потух. И я вдруг осознал, что этому старому, больному,  заслужившему достойную жизнь человеку  просто нужны деньги и именно сейчас, и на меня он рассчитывал.

       Быстро обежал взглядом мусорную кучу и остановился на связке старых ХВЗ-шных шатунов. Мартынов оживился. Разумеется, он не возражает; разумеется, готов продать их, если мне они так нужны. Я передал ему купюры, приготовленные для оплаты велорикши, отложив одну тысячу (автовладельцу  нельзя без нее в Москве – мало ли чего случится)  в заначку. «Нет-нет, это не много. Я так долго искал именно  такие, что готов заплатить за шатуны  любые деньги!».

    Мы не спеша стали собираться обратно. И вдруг – опустив голову, и смущаясь: «Может вам, что-нибудь ещё пригодится?... Мне бы тогда хватило на лекарство».

     Что мы за люди, что за страна такая?! Пошто не ценим сполна человека при жизни,  неужели нам действительно свойственна только, как сказал поэт,  «..любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…»?! Нелепость, несправедливость, ирреалистичность какая-то! Да не должно быть так  –   вести здесь на свалке  разговоры о деньгах   рекордсмену, человеку,  изобретениями которого пользуется весь мир.
     В сердцах,  я пнул ногой   кучу снега  -    оттуда показалась  пара скрученных между собой больших алюминиевых струбцинок. И – моя заначка перешла к  живой легенде велосипедного спорта СССР.

      На обратном пути чувствовал, что проволока с килограммами шатунов перерезает пальцы руки. Сменить её не мог - на второй опираясь полувисел, продолжая свой бесконечный монолог,  Мартынов. Наконец - у моей машины. Садиться в кресло  отказался, распрощался  – поедет до Академии на метро, сегодня у него встреча со студентами. Очень жалел, что  рикша пропадет – свалку должны были ликвидировать к майским праздникам.

      Чтобы успокоить его, я зачем-то пообещал, что постараюсь найти покупателя для дорогого его сердцу раритета, в крайнем случае, предложу велорикшу в какой-нибудь парк для проката, о чем, конечно же, сразу   сообщу по телефону.
       Ржавые шатуны я после расставания  «пристроил» в ближайший мусорный бак, а вот  две струбцины сберег...
     
    Геннадий Михайлович ждал. Сам набирал мой номер пару раз. Я, действительно, пытался  что-то предпринять, куда-то приткнуть трехколесного ржавого ветерана ВДНХ, но не успел, и долг мой перед ушедшими от нас в мир иной стал ещё больше.


P.S.     

      На годовщину цветы принесли вчетвером от всех одногрупников. С вылинявшей под дождями фотографии Толя поднимал нам  в приветствии руку.

      Дверь в бревенчатую вековую развалюху  на окраине подмосковного Щелково открыли вместе с дальней   родственницей друга. Неуют последних лет одиночества хозяина чувствовался даже спустя год. В двух комнатенках  - всюду книги, многие бесценны, компьютерная и фото-техника, деловые бумаги, отпечатанные страницы новой книги, шкура белого медведя на стене, диски с архивами, фотографии. Очень просила нас забрать всё. Ну, хотя бы часть. Некому оставлять, некому!

      У меня рука поднялась взять только  чеканку с барельефом ракетоносителя  - нашей несбывшейся мечты о космосе.
       
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/35827387AnV.jpg 

       

             
.

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2014-01-23 01:11:18)

Неактивен

 

#13 2014-01-19 14:41:02

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Вопрос один, Мартынов изобрёл контактные педали или они были до него?
Судя по статье в журнале "Изобретатель и рационализатор2 №2 86 года педали как и руль изобретала творческая бригада во главе с Мартыновым.
Эта статья ссылается на педали в № 4 82 года
Посмотрел весь №4 за 82 год никаких педалей там нет.
Судя по всему творческая бригада усовершенствовала существующие контактные педали, чтобы они были обтекаемые.
Вот статья про руль где ничего не видно, когда едешь.
http://b3.icdn.ru/t/totmih/2/35837412oFK.jpg

Отредактированно Лукьянов Сергей (2014-01-19 18:38:02)


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#14 2014-01-20 16:11:50

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Вот наконец с помощью Стоуна нашёл а.с. 889517 на педаль Мартынова. В общем это всего лишь усовершенствование известных французских контактных педалей. Так что Мартынова ни как нельзя считать первооткрывателем контактных педалей.
http://www.findpatent.ru/patent/88/889517.html


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#15 2014-01-20 18:00:42

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

http://pit.dirty.ru/d3/1/2006/05/18/8669-013741-8d4e9dd90fdbae0e9869225ce82c57df.jpg

в сети есть мелкое фото


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#16 2014-01-21 18:18:49

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Вот нашёл рисунок педали Мартынова во французском патенте №2446759. Он ещё запатентовал в Италии и Нидерландах.
В нашем долбанном поиске рисунки не увеличиваются. В общем его контактная педаль имеет мало общего с тем что сейчас продаётся в магазинах.
http://worldwide.espacenet.com/publicat … 1&ND=4
Перелистайте документ на последнюю 12 страницу.
Вот фото рисунков.
http://b3.icdn.ru/t/totmih/0/35865870Exv.jpg

Отредактированно Лукьянов Сергей (2014-01-21 18:40:45)


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#17 2014-01-21 18:51:56

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

еще и в ФРГ #3000015 
Зачем делать фото с экрана? достаточно кнопки "Print Scrn" на клавиатуре, а потом вставить в программу-рисовалку Paint и сохранить.
Да и вообще оттуда в PDF всё сохраняется в комп и открывается в Акробате, ну и увеличивается как угодно

Отредактированно Stoyan (2014-01-21 18:52:50)


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#18 2014-01-30 16:48:24

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Тов. Лукьянов! Вам не кажется что в теме об ушедшем от нас человеке не следовало бы громогласно доказывать, что его заслуги не так велики, как о нём говорят посетители? Это называется (мягко) бестактностью. Нужно доказать недостаточность его заслуг? Создайте свою тему об этом и посмотрите, кто в неё зайдёт и что вам напишет...

Неактивен

 

#19 2014-01-30 18:16:26

Лукьянов Сергей
Member
Зарегистрирован: 2008-10-09
Сообщений: 1256
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Тов. Сталех никто заслуг Мартынова не преуменьшает. Я всего лишь нашёл более подробную информацию о его изобретениях. А уж вам судить по этой информации о его заслугах


Моя родина-Советский Союз.
Автор 50 изобретений и 16 изготовленных в металле запатентованных велоконструкций. награждённых пятью медалями международных выставок.

Неактивен

 

#20 2014-01-30 20:56:00

Stalex
Member
Зарегистрирован: 2010-05-08
Сообщений: 143
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

А вообще, на примере окончания жизни  Геннадия Михайловича Мартынова видна страшненькая вещь - отец трёх дочерей вынужден просить у посторонних людей купить хоть что-нибудь, чтобы хватило на лекарства... А где же эти дочечки, ради которых человек убивался, работая на велорикше. Он-то не жаловался, но что видно со стороны? Да, правильно Вениамин Вениаминович сказал - да что же за люди мы?

Неактивен

 

#21 2014-02-11 21:39:10

anvelo
New member
Зарегистрирован: 2010-10-29
Сообщений: 7
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Комментарий к информации об изобретениях Г. М. Мартынова. Мне довелось регулярно общаться с Геннадием Михайловичем на протяжении последних 15 лет, а после его смерти мне передали его архив, так что темой я владею.
Этот человек действительно был пионером в области велосипедной техники! Легендарные педали, которые известны среди гонщиков как "мартынки", не были контактными в нашем понимании - велотуфли крепились к педалям "наглухо" и гонщик одевал их на ноги непосредственно перед стартом, уже сидя на велосипеде. Понятно, что предназначались они для трековых гонок. Педали весили 80 грамм - и это был бесспорный мировой рекорд! Корпус педали изготавливался из магниевого сплава, а оси - из титана. Изготовителем были мастерские ВИСТИ (НИИ спортивной техники). Патенты на них были получены еще в начале 70-х годов и не только в СССР, а  (внимание!): в Японии, Голландии, ФРГ! Права на изготовление педалей были куплены во многих странах, вот только деньги за это получил не Мартынов, а СССР. Кстати, на этих педалях было установлено множество мировых и всесоюзных рекордов, что подтверждается нотариально заверенными документами! Кроме "мартынок" Геннадий Михайлович создал несколько типов именно контактных педалей, со съемными туфлями (эти патенты частично прилагались к сообщению выше). Также Мартыновым был создан руль для аэродинамической посадки гонщика (прямой современный аналог - руль-"лежак"), патент на который был получен также в середине 70-х. Изобретение это также опережало мировой опыт. Также был создан датчик наличия усилия на цепи - для тренировки гонщиков. Мартынов много экспериментировал с аэродинамическими ободами, плоскими спицами и т.п. Еще в конце 1950-х Геннадий Михайлович вышел на старт гонки в... аэродинамическом костюме, сделанном из шелковой маминой ночной сорочки. Костюм зашивали прямо на гонщике перед стартом.. :-) Сейчас этот раритет также хранится у меня - его передал мне Г.М. еще при жизни.
В общем, очень интересный был человек и с большими заслугами перед велосипедным спортом и техникой. Вечная память ему!
В Веломузее, который я создаю, обязательно будет "уголок Мартынова" - с его документами и изобретениями!

Добавлено спустя     6 минут   29 секунд:
Что касается финансовой ситуации у Геннадия Михайловича, то все не так мрачно - стремление заработать происходило не от бедственного положения, а от желания быть автономным и зарабатывать самостоятельно. Ему многие помогали, в том числе и я, и не только деньгами.. Просто Мартынов привык, что он - Добытчик, и даже старость и болезни не могли поколебать его в этом уверенности.
Хотя, конечно, Государство явно не давало ему того, что он заслужил по праву и это - очень печально.

Неактивен

 

#22 2014-02-12 01:33:12

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Ушёл из жизни Геннадий Михайлович МАРТЫНОВ

Андрей, спасибо за интересный комментарий!

Да, зарисовку  об аэродинамическом костюме велосипедиста, придуманном Г.М.Мартыновым, подтверждаю. Именно так он и рассказывал мне тоже.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.032 seconds, 9 queries executed ]