Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Продолжаю, по заданию С.Гусарова, искать материалы по "Золотой рыбке" Б.Заколдаева, и в архиве за 1976 год случайно наткнулся на кипу протоколов различных соревнований веломобилей , проходивших в середине-конце 80-х в разных городах СССР. Среди них есть и результат самого первого заезда "Золотой рыбки", но его нужно идентифицировать: рукописные и бледно отпечатаные на пишущей машинке листы бумаги выцвели.
Там же нашел и небольшую статью о подготовке серийного производства веломобилей одного из вариантов "Колибри". Выкладываю её на новостную страницу.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-02-14 04:08:06)
Неактивен
Вениамин, а может расскажете всё-таки как устроен привод "колибри", с чертежами и схемами? Отдаю должно вашему журналистскому таланту: в "М-К" вроде бы и написано всё, но в то же время ничего по существу, даются только деталировки второстепенных узлов, а "копирование любо
Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:
Вениамин, а может расскажете всё-таки как устроен привод "Колибри+35", с чертежами и схемами? Отдаю должное вашему журналистскому таланту: в "М-К" вроде бы и написано много, но в то же время ничего по существу, даются только деталировки второстепенных узлов, а "копирование любой конструкции не представляет большого интереса", в журнале даже общего вида, схемы привода нет!
Неактивен
Вениамин Вениаминович интерес к веломобилям возобновляется вы это понимаете и очень хочется чтобы "мумиии" стали ретро веломобилями с возможностью самостоятельного передвежения, это пожалуй важней чем создание клонов инвалидных колясок.
Ну отметитесь вы на чемпионате веломобилей ( понятно что Дашевского вам не превзайти), а главное музей так и останется недоделаным - это очень грустно когда хорошее начинание глохнет из за ..................( да не важно из за чего )
Ваш опыт,ваши книга, хорошо ляжет на действующий "музей Ретро веломобилей" который реально станет одной из жемчужен музеев нашей Столицы.
Возможно это послание больше подходит под сообщение в "личку" но я надеюсь что меня поддержут и другие "трезво мыслищие" Соратники, понимающие что будущие без истории не может существовать !
Отредактированно ИлиюкА (2010-02-15 11:50:39)
Неактивен
ИлиюкА написал:
понимающие что будущие без истории не может существовать !
Ну с точки зрения прогрессивной философии будущее вообще не может СУЩЕСТВОВАТЬ по тому как является плодом воображения.
Но лично мне было бы интересно посетить музей веломобилей. К сожалению большинству современных отечественных творений как раз там и место. А если серъёзно, то в музее должны стоять или первые разработки или сем-то прославившиеся машины, например аппарат Дашевского или "Дельфин". А то, что проехало всего пару км и в силу своей непригодности к исопльзованию перемещено в музей не представляет никакой ценности, а будет только вредить, искажая идею веломбоиля как транспорта. Если я не ошибаюсь, то Ульяновский пропагандирует эту идею уже не одно десятиление. Кстати, это первая статья, которая заставила меня пересмотреть свои позиции на счёт прошлого опыта ВВ, я не знал что он сделал так много для популяризации в прошлом и продолжает делать сейчас. Но как тогда так и сейчас, деятельность не подкреплена действительно функциональными машинами, на которых ездят люди. Я думаю, что лучшее для популяризации это каждодневное исопользование, а статьи и интервью на втором месте. Без практического подтверждения идеи годятся только для музея, что и происходит сейчас. Так что, прошлое это интересно, но не стоит на нём зацикливаться. Неудачные машины должны быть уничтожены в пользу новых, более совершенных. Идея от этого только выиграет.
Неактивен
Алексей Ганшин написал:
Неудачные машины должны быть уничтожены в пользу новых, более совершенных. Идея от этого только выиграет
- Мы наш мы новый мир построим, кто был не кем тот всанет всем.!
Не правдали схожий смысл.
Неактивен
У ВВ есть его детище это "музей ретро веломобилей" а токого в Росии больше нет!
Я очень хочу что бы он заработал по настоящему.Да я с ВВ разных взглядов на концепцию веломобильного движения Но сам помогать я не ему не могу ( покрайне мере не мешаю Я даже стараюсь ВВ защищать от нападок "недомерок" и т.д. Поскольку не смотря на весь сложный характер ВВ Другого такого "фанатика" веломобильного движения НЕТ!
Музею нужо быть ! и книгу надо дописать!
И Ганшина с Илиякой свозить на соревнование по веломобилизму!
Отредактированно ИлиюкА (2010-02-16 00:45:11)
Неактивен
Хоть и давно я знаком с Вениамином Вениаминовичем, а всё равно этот проект был раньше. Страшно подумать - в 1984 году!
Главный конструктор завода Вениамин Ульяновский считает, что веломобиль - это транспорт будущего.
- Трех - или четырехколесные педальные машины уже в нынешнем столетии постепенно заменят в массовом пользовании двухколесные велосипеды,- прогнозирует он,- а в первом десятилетии XXI века потеснят такие испытанные средства городского транспорта, как автомашины с двигателями внутреннего сгорания.
Сегодня эта фраза звучит, увы, устаревший. Мы уже знаем, что так не произошло. На улицах по-прежнему много машин, а на балконах - много велосипедов. И на улице они встерчаются почаще, чем веломобили.
Тогда, во времена СССР усилиями ретроградов на заводе идея с постройкой серийного советского веломобиля была сведена на нет. Страшно подумать, к каким позитивным переменам в сознании советского пользователя могло привести появление в серийном производстве двухместных капотированных и складных утилитарных веломобилей! Увы, этого не произошло... И веломобилизм в нашей с вами родине остался уделом кустарей-одиночек.
Неактивен
Да, давайте все повесимся!
Неактивен
Shuriken написал:
...а может расскажете всё-таки как устроен привод "колибри", с чертежами и схемами? Отдаю должно вашему журналистскому таланту: в "М-К" вроде бы и написано всё, но в то же время ничего по существу...
Саша! Во-первых спасибо, что нашел 12-й номер журнала за 1979 год и опубликовал. У меня, к сожалению, он куда-то запропастился и я только первую часть статьи смог дать на сайт. Теперь исправлю ситуацию.
О приводе, и о статье "Колибри-35" или Вам нужен веломобиль?" в целом.
Писалась она, вернее готовилась, наверное, год (с методической помощью Б.В. Ревского - ответственного секретаря "МК". До сих пор глубоко благодарен ему за поддержу тогда этой темы. Мы по-прежнему в хороших отношениях. Бываю иногда в "МК", и знаком лично со многими ныне здравствующими членами редакции того поколения). Это была первая обзорная статья по веломобилям в стране. Журнал под неё выделил несколько полос в двух(!) номерах. Это - редчайший случай. И ,тем не менее, пришлось очень много ужимать, в том числе и графическую часть, фотографии. Что-то по вине, не важно сейчас кого, пошло с ошибками ( в частности подписи под рисунками). С этими же ошибками выжимки пошли гулять по страницам других изданий. В частности, многие из них заимствовал В.Довиденас в своей книге "Веломобили". Ещё раз напоминаю: очень скудная была у нас зарубежная информация в стране до середины 80-х по веломобильной тематике.
Из-за необходимости сокращать текст, описание веломобиля давал в общих чертах, но абсолютно все узлы и детали там отражены.
К моменту публикации я уже достаточно наигрался с этим приводом ("квазилинейным"), и убедился в том, что преимущества привода Бундшуха мягко говоря преувеличены. И предлагать его читателю, как альтернативу традиционному велоприводу, с моей стороны было бы некорректно. Поэтому там и звучит фраза:
Shuriken написал:
"копирование любой конструкции не представляет большого интереса"
Тем не менее, приводы с маятниковыми педальными рычагами копировали в стране еще лет пять-семь (могу назвать поименно конструкторов-энтузиастов). Кто более, кто менее удачно. И сам еще три года модернизировал их - пытался выжать всё, что можно.
Вот привод, что неясно?
Левый и правый привод – зеркальны. Ведущие тросики от педалей через шкивы входят в корпус. Корпус сложной формы, тонкостенный («звонкий» , как говорят фрезеровщики) . Одновременно является и фитингом для входящих в него трёх труб рамы. Конец каждого тросика намотан на точеный барабан, установленный на вал ведущего колеса. На валу нарезаны однонаправленные зубья, а собачки (от велосипеда «Турист») закрепленные в пазах барабана упираются в эти зубья. Обычная «трещётка.
На барабане выточен ещё один желоб, на который намотан (в другом направлении, относительно ведущего) конец возвратного тросика, соединенного с упругим элементом (на эти картинках показан резиновый жгут. Пробовал также пружины растяжения и кручения). Вот и всё устройство!
При нажатии на педаль ведущий тросик сматывается с барабана и вращает ведущее колесо. При этом возвратный тросик , наоборот, наматывается растягивая упругий элемент.
Для того чтобы уменьшить неизбежные потери энергии, возвратные тросики закольцованы через общий упругий элемент (резиновый шнур, охватывающий два шкива под сидением).
Пробовал разные варианты: индивидуальный упругий элемент для каждой педали в отдельности; закольцовывал педали через упругий элемент.
Просто закольцовывал обе педали через тросик, установленный в передней части кузова. При этом потери энергии были минимальны,но педали можно было нажимать только попеременно. И т.д.
Пока «чесался», многие часть этих вариантов была защищена (не мной) авторскими свидетельствами на изобретения.
Но, самое интересное: понятно, что эти идеи всегда были на кончике пера у изобретателей велосипедов и многие, наверняка, запатентованы десятилетия назад до моего технического решения. Так вот: если сейчас посмотреть патенты сегодняшних дней, то очевидно, что они выданы на решения ранее известные и запатентованные и сто и повторно - тридцать лет назад. Трижды патентованы! Абсурд? Нет! Просто: либо низкая квалификация патентных служб, либо ну очень большая настырность новоявленных «Кулибиных».
Мне кажется, в приводе больше заслуживает внимания механизм переключения передач. Сам принцим изменения передаточного отношения за счет изменения рассстояния от оси подвески рычага до места крепления на нем тросика известен и ранее.
Наматывая тогда километры по Москве, убедился, что усилие в точке крепления тросика к рычагу направленное вдоль оси рычага просто сумасшедшее. Но когда угол между рыгом и тросом около 90 градусов оно равно нулю и трос легко можно переставить (и быстро ) в любое иное положение. установил зубчатую рейку вдоль рычага - она отлично воспринимала держала трос на рычаге, а для перемещения троса закрепил его на осинебольшой шестерни опирающейся на эту рейку. Ну и добавил фиксатор.
Как работало. В вертикальном положении ручага нажимаешь и тут же отпускаешь фиксатор зубчатого колеса (обычно сразу оба фиксатора на обоих педальных рычагах). Шестерня чуть страгивается с места (это уж обязательно) и удерживает фиксатор. А затем, в зависимости от того что нужно- увеличить или уменьшить передаточное отношение - педали вперед или назад. Шестерня перекатывается на небольшой уголи фиксатор попадае в её паз и далее удерживает тросик в новом положении на педальном рычаге.
По-моему, получмл на это устройчство автрское свидетельство на изобретение (надо посмотреть в архиве).
Что ещё неясно по приводу? Готов пояснить.
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-02-17 03:24:19)
Неактивен
Только-что обнаружил в статье ошибку 32-хлетней давности!!!
На механизме переключения скоростей ( разрез М-М) по моей ошибке изображены две идеи "в одном флаконе". Описывал в статье простейший вариант, а чертеж дал более сложного. Обратите внимание: шестерня (63) выполнена эллипсной. Эту идею я в металле тогда так и не реализовал - уже устал с этим приводом возиться , надоел он.
А идея хорошая. Эллипсная шестерня позволяет обходиться без фиксатора! При вертикальном положении педального рычага наконечник тросика перемещаешь рукой в иное положение вдоль рычага. При этом эллипсная шестерня перекатывается по рейке на 180 градусов и сама себя фиксирует под действием натяжения троса( а он всегда натянут) таким образом, что малая ось эллипса направлена вдоль троса. Перекатиться же случайно через большую ось мешает постоянное натяжение троса.
Саша, спасибо, что надоумил вернуться к этой теме! Видишь какое открытие для себя я сделал?
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-02-17 14:39:34)
Неактивен