КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2010-09-14 04:16:39

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Приветствую  на нашем форуме, veloman!


И сразу слова благодарности Вам, Андрей,  за  добротный перевод статьи М.Уткина  из журнала «Млоды техник» №10- за 89 г. о Международных соревнованиях веломобилистов в Серадзе и его публикацию    http://velomobile.org/library/articles-gl/109--1989- 

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/19753101ejD.jpg

       Марек прислал экземпляр журнала  мне   в том же – 1989 г. И он хранится среди прочих зарубежных  источников в моем архиве. Здешние форумчане  понимают под этим словом просто оцифрованный массив фотографий. Но картинки  без пояснений безлики. Мой  веломобильный архив – это совокупность и фото, и документов, и чертежей, и прочих раритетов.
        Я отдаю себе отчет, что одному мне с  его разборкой, оцифровкой, переводами, архивированием, публикацией – выкладыванием на сайт  ит.д.  возиться ещё очень и очень  долго. Поэтому очень рад, что вы, с Банданчиком, с энтузиазмом  впряглись в эту нудную, но очень важную работу с архивами.     
       Я уверен, что перевод сделан качественно. Тем более, что польский язык в вашей стране один из главных. Но, тем не менее, в тексте немало неточностей. Их надо стразу править, иначе ошибочная информация осядет в памяти читателя. М.Уткину, конечно трудно  было охватить все нюансы событий происходивших в  те три июньских дня – он ведь    одним из главных организаторов соревнований. В статью прошлого века не внесешь уже правок. Значит, единственная возможность  - это сказать о них здесь.
         Команда веломобилистов СССР среди гостей была самая многочисленная. К тому же,   все в новенькой форме и с кучей разнокалиберных  веломобилей. Поляки хорошо  знали о Московском КЭБе, об успехах веломобилистов  страны: журналы «Млоды техник» и «Моделист-конструктор» - побратимы и активно обменивались информацией. Но самодельные советские веломобили, которые теперь можно было увидеть и потрогать руками, выехали за рубеж впервые. Поэтому спортсмены и зрители  проявляли к ним особый и искренний интерес.
        Состав команды была несколько меньше, чем указано в статье (я оформлял документы на выезд только для 23-25 человек). Очевидно, сюда присовокуплены и наши коллеги, приехавшие  в качестве гостей по иным каналам и от других организаций. Отсюда  и диспропорция: 28 участников – 16 веломобилей.
         К тексту статьи незачем  придираться по мелочам, а вот некоторые фотографии
следует прокомментировать  заново.
                   
1. Ошибочно указано в тексте, что автор веломобиля «Рига-1»  - Виктор Кузьмин, который участвовал в  соревнованиях. Но создателем  этого веломобиля  является  инженер-конструктор Вадим Швец. Он же и  руководил изготовлением партии веломобилей (50 шт) на рижском Опытном заводе гражданской авиации в 1988 году. Несуразные, на первый взгляд, треугольные рамки у заднего колеса служат  крепленим сумок для технологического  инструмента. Так как веломобили  изначально позиционировались как  мобильные «технички»   механиков, обслуживающих аэродромы.
      Два экземпляра из этой серии под заводскими номерами «49», «50» ныне экспонируются на Башиловке  в Музее веломобилей.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/19753081dpC.jpg


2. Соответственно, к следующей фотографии ошибочно  приписано авторство  «Риги» А.Н. Нарбуту . Уважаемый Андрей Николаевич, кстати, является профессором МАДИ, а не МАИ.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/8/19753078FRV.jpg

3. На двух следующим фотографиям  показаны «Круиз» и «Круиз – Вариант» Андрея Кудрявцева и А.Галкина . Последнему, кстати, не так давно исполнилось 50! Год не кончился – значит,  Александр Львович, можете ещё принимать поздравления. Здоровья  Вам и творческих удач!

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/6/19753076RUq.jpg http://b0.imgsrc.ru/1/1949/0/19753080Avi.jpg

     В подрисуночных надписях   названий этих веломобилей  присутствует   слово «Рига». Знайте - оно лишнее!

  4.В пояснениях к последней фотографии всё не так! Это вовсе не «польский джип»как написал Марек, а короткобазный  складной веломобиль- квадрик  «Фараон». Разработан мною,  а сделали мы его  вместе с  москвичом Жуматом  Абдукаримовым – моим другом -  специально  к той поездке.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/9/19753079EgE.jpg

Разумеется,  «Фараон» не  предназначен для скоростных соревнований. Но Жумат вышел в Серадзе на старт часовой гонки. Отстал, и всё же получил в результате приз «За волю к победе». Зато в демонстрационных заездах на короткие дистанции Абдукаримов стал первым, благодаря  отличной маневренности квадрика, который  и  задумывался  как транспорт для непродолжительных деловых поездок.
          Поседевший Жумат участвовал в «Тест-туре веломобилей «Золотое кольцо России-2008», и, думаю, многое успел рассказать  молодым коллегам о польских соревнованиях 1989 года.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/4/19754584FQy.jpg

     Полагаю, что Банданчик, будет ещё не раз созваниваться с Мареком Уткиным.
     Прошу, Алексей, передать ему привет: наше знакомство  и переписка продолжались только  в течение тех двух лет. И, встретившись сейчас, вряд ли узнаем друг - друга. Но читаю   другие его статьи,  известно что он продолжает активно заниматься веломобильной темой, и даже является одним из соавтором конструкции «Cаb-Bike».

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/5/19754455HnY.jpg

Все фото "Cab-Bike" http://imgsrc.ru/1949/19754455.html

      Успехов  ему, и спасибо за Серадз-89!

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-09-14 13:54:04)

Неактивен

 

#2 2010-09-14 09:42:48

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2128
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

А какой смысл в этот тексте ЗДЕСЬ? Его можно было просто набить в вордеи оставить на своём компьютере - с тем же успехом. На нашем сайте одновременно с публикацией статьи автоматически создаётся тема, где статья обсуждается. Почему бы туда не написать эти безусловно ценные комментарии?

Неактивен

 

#3 2010-09-14 21:25:22

veloman
Member
Зарегистрирован: 2010-09-03
Сообщений: 13
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Доброго времени суток!
Вениамин Вениаминович, если более-менее знаешь язык, то трудностей с переводом обычно не возникает, кроме специализированных слов или сленга. Что касется польского языка в нашей стране, то знают разговорный польский только на западе Белоруссии и то, далеко не все.
Хотелось бы отметить, что нашёл на просторах интернета статью Алексей, отредактировал её (т.к. если придерживаться стиля изложения материала автором, то текст был бы не совсем читабельным) и разместил на сайте velomobile.org от моего имени. То бишь спасибо за статью Банданщику.
Еще раз просмотрел оригинал статьи и перевод, за мной "греха" в неточности перевода (там где вы внесли поправки) нет, мы (я или Алексей) поправим статью.
Вы пишете: " Я отдаю себе отчет, что одному мне с  его разборкой, оцифровкой, переводами, архивированием, публикацией – выкладыванием на сайт  ит.д.  возиться ещё очень и очень  долго. Поэтому очень рад, что вы, с Банданчиком, с энтузиазмом  впряглись в эту нудную, но очень важную работу с архивами."
С удовольствием что-нибудь ещё, из Вашего архива, переведу с польского языка, Банданщик с английского, у Алексея Ганшина есть сканер...  smile , Вы только "свисните" и дело пойдет намного быстрее.

Неактивен

 

#4 2010-09-15 11:08:10

Shuriken
Member
Зарегистрирован: 2007-09-10
Сообщений: 2128
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

veloman написал:

С удовольствием что-нибудь ещё, из Вашего архива, переведу с польского языка, Банданщик с английского, у Алексея Ганшина есть сканер...

ха-ха-ха!

Неактивен

 

#5 2010-09-16 01:42:45

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

veloman написал:

С удовольствием что-нибудь ещё, из Вашего архива, переведу ...   , Вы только... и дело пойдет...

Андрей, ловлю на слове! Я как раз по просьбе П.М.Зотовича выуживаю  и сканирую из архива некоторые документы. Найду и первую же статью на польском скину на почту. Ждите! Может точно дело  так быстрее пойдет.

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-09-16 01:43:51)

Неактивен

 

#6 2010-09-16 07:38:35

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Всем привет! Вениамин Вениаминович, спасибо большое за рецензию и уточнения. Чуть позже обязательно внесу соответствующие изменения в статью.

Неактивен

 

#7 2010-10-02 07:44:50

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Откорректировал статью. Еще раз спасибо за рецензию!smile

Неактивен

 

#8 2010-10-02 08:36:47

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Вениамин Вениаминович, меня заинтересовал "победный лигерад Иренея Кравчука" из статьи. Не могли б Вы отсканировать и выложить его изображения из Вашей бумажной версии статьи?

Неактивен

 

#9 2010-10-17 08:18:48

bandanschik
Member
Зарегистрирован: 2010-08-10
Сообщений: 77
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Мотормузей в Риге
Веломобиль ВМ-1 “Рига-1” Латвия, 1988 г.
http://b0.imgsrc.ru/1/1949/9/20198049DEp.jpg

Неактивен

 

#10 2010-10-17 13:27:35

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Алексей , я вставил  картинку в твое сообщение из Мотормузея.

Пару слов об истории  самого музея:

"Рижский Мотормузей был основан в 1989 году. На его создание было выделена огромная сумма денег – 10 млн. инвалютных рублей. В настоящее время является крупнейшим музеем в Балтийских странах. Музей объединил под своей крышей автомобили энтузиастов из Клуба Антикварных Автомобилей, основанном в 1972-ом году...."

Автор этой "Риги-1" (или "ВМ-1") - В. Швец.
Точно такой же экземпляр экспонируется и в Музее веломобилей на Башиловке. В 1988-90 г.г. мы тестировали  их
в прокате в Москве. Свои отзывы поместил в статье журнала  "Технике-молодежи". Вадим Иванович обиделся поначалу.

Один из ретро-веломобилей  я несколько модифицировал для "Тест-тура" 2007 года. Вот он на ярославской трассе:

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/2/20198032YFf.jpg

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2010-10-17 13:30:42)

Неактивен

 

#11 2016-03-03 19:28:53

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

попалась ссылка на статью, видимо газета "Советская торговля" за 30 июля 1987 г

Коняева И. В магазин — на веломобиле : [Об изобрет. инж.- конструктора Риж. опыт, з-да М-ва гражд. авиации Вадима Ивановича Швеца] // Сов. торговля. — 1987. — 30 июля.

и радиопередача
Алексей Попов и его мотораритеты / LR4 / Latvijas Radio
Елена Вихрова, Яна Ермакова 17 апрель 2015

В детстве, как все мальчишки, Алексей Попов собирал марки и открытки, а когда в школе ему подарили первый мотоцикл, взялся за коллекционирование по крупному. Сейчас Алексей владеет одной из самых больших коллекций ретро-мотоциклов в Латвии.
. . . . . . . . . . . . . . .
Алексей умудрился собрать практически всю историю латвийского велопрома. Один из уникальнейших экспонатов его коллекции – веломобиль. По определению профессора-автодорожника, это «нечто передвигающееся на трех колесах, находящихся не на одной линии, имеющее элементы корпуса (днище ли, крышу ли и т.д.) и сиденье, напоминающее автомобильное». И, естественно, приводимое в движение за счет вращения педалей.
Мода на веломобили пришлась на средину 80-ых годов прошлого века. Гибриды разной конструкции строились по всему союзу. Веломобили более равномерно распределяли нагрузку на спину и ноги – энергии тратишь меньше, а едешь быстрее. В Риге даже удалось наладить серийное производство.
Главным конструктором веломобиля выступил В.И. Швец, а продукция производилась на Рижском заводе гражданской авиации. Первая партия состояла из 50 единиц – 25 продали в Латвии, 25 за пределами республики. Первых покупателей не смутила даже высокая цена в 250 рублей.

Вечный изобретатель вело
26.08.2001 20:42
Слышал я, что нынешняя среда объявлена отцами города "днем без транспорта". Такое чувство, будто они услышали мысли вечного изобретателя велосипеда Вадима Швеца, глубоко убежденного в том, что будущее принадлежит транспорту на мускульной тяге - веломобилю - Почему я уверовал в веломобиль? Да потому, что он имеет экологически чистый двигатель - мускульную силу самого человека, - так говорит бывший конструктор Рижского опытного завода гражданской авиации. - И в то же время - это не велосипед, управление которым предъявляет особые требования к вестибулярному аппарату, физическому состоянию мышц, связок и суставов. У меня на счетчике многие тысячи километров, жаль, что сотни из них наезжены в густом рижском смоге. Люди почему-то предпочитают давиться в автомобильных пробках и в общественном транспорте, а не проехаться за счет собственных усилий. Видимо, думают, что здоровье и впрямь можно купить...

Что такое веломобиль? По определению одного профессора-автодорожника, это нечто передвигающееся на трех колесах, находящихся не на одной линии, имеющее элементы корпуса (днище ли, крышу ли и т.д.) и сиденье, напоминающее автомобильное. И, естественно, приводимое в движение за счет вращения педалей...

Я помню, как на одном из рижских веломарафонов финишировал Вадим Швец, пронесшийся по трассе со средней скоростью 33,3 км/ч (и это в 54 года!). Он отлично чувствовал себя после гонки: не болела спина, не подрагивали руки, не сводило мышцы ног. А ведь все это - неизбежные ощущения у велосипедистов. Но Швец весь путь проделал, сидя... в кресле веломобиля.

В молодые годы Вадим был незаурядным велогонщиком, а уже в солидном возрасте, увидев в Шяуляе веломобили, увлекся этим гибридом велосипеда и машины и создал свою оригинальную конструкцию. Она обеспечивает легкость хода и комфортабельность положения ездока в движении, быстро собирается и разбирается при перевозке, компактна при хранении в домашних условиях. Да и дизайн его "Риги-1" производит очень приятное впечатление, а весит она всего 22 кг "Рига-1" была машиной, так сказать, для души - для участия в соревнованиях, которых проводилось немало в огромной стране и за рубежом. Но талантливый конструктор, создавший, между прочим, трап-эскалатор на пневмоподвесках для самолета генсека и героя всех народов Л.Брежнева и работавший, как было принято тогда говорить, на товары народного потребления, мечтал о том, что его детища будут исполнять роль велорикш и станут транспортом и для прогулок, в том числе семейных, и для экскурсий (по Старой Риге), и для перевозки различных грузов. А "Ригу-1" даже запустили в производство - изготовили 50 штук: часть ушла в Москву на ВДНХ, остальные были проданы в Риге. Одну купил Рихард Рейхардт из Германии, который потом сообщил конструктору, что всем любопытствующим с удовольствием отвечал, что машина сделана в Риге, а не на германском заводе...

Десять лет назад Вадим Швец перешел работать в Государственный протезно-ортопедический экспериментальный центр. Каждые два месяца он выдавал на-гора новые образцы движущейся техники для инвалидов. И это были коляски-веломобили экстракласса. До сих пор Швец видит в городе людей, передвигающихся на его машинах. Но со временем рухнуло и это производство, и недавно мой друг, наполовину парализованный после инсульта, получил коляску, которую не сдвинуть с места и здоровому-то человеку.. - Я ищу человека или группу людей, могущих стать организаторами технического производства мускульного вида транспорта, - делится своими планами Вадим Швец, по-прежнему полный энергии и фонтанирующий идеями. - Есть у меня, например, разработка велосипеда с отличными от существующих в мире образцов параметрами и характеристиками, эксплуатационными качествами. И, конечно, новые виды веломобилей для самых разных целей, в том числе и для инвалидов. Организовав такое производство, можно, что называется, убить сразу нескольких зайцев: и получить доход, и помочь людям сохранить здоровье, облегчить их существование и приобщить к здоровому образу жизни. Заинтересовавшихся прошу звонить по телефону 9443088.

Мы распрощались с Вадимом у пешеходного перехода, через который только что проехал "Икарус". И я вспомнил, как когда-то впервые увидел Швеца на трехколесной "Риге-1": он бесшумно промчал перекресток, лишь легкое дуновение ветерка выдало скорость веломобиля - и никакого шлейфа сизо-черного дыма...
Автор: Валерий КОЗЛОВ, РЕСПУБЛИКА, Республика

http://www.iauto.lv/images/news/---03-2012/4444/Velo-vasara.jpg
Rīgas Motormuzejā izstāde «Velosipēdu vasara»

Отредактированно Stoyan (2016-03-05 11:34:53)


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#12 2016-03-04 00:13:36

grey_kardinal
Member
Зарегистрирован: 2010-07-31
Сообщений: 927
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

В Риге, есть как минимум, Володя Измайлов. Вполне можно сконтактировать.

Неактивен

 

#13 2016-03-11 00:45:41

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Stoyan,  хочу поблагодарить  Вас за еще одну интересную для меня находку в Ин-те!  Теперь мне яснее судьба первой партии "Рига-1". Пару лет назад ко мне попал ещё один "хоженый" экземпляр этого веломобиля.
На фото какой-то суррогат  "Риги", мне он незнаком. Вряд-ли это работа В.Швеца, его предварительные варианты веломобиля были и поаккуратнее, и толковее по конструкции.

И, если можно, дайте ссылку на статью  в "Соц. индустрии" или выложите текст - не хочется копаться в архивах, пожалуйста.

Неактивен

 

#14 2016-03-12 03:24:54

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Если вы про эту ссылку из "Соц. индустрии"

Коняева И. В магазин — на веломобиле : [Об изобрет. инж.- конструктора Риж. опыт, з-да М-ва гражд. авиации Вадима Ивановича Швеца] // Сов. торговля. — 1987. — 30 июля.

то этой статьи из "Советской Торговли" у меня нет. Ссылка взята из бумажного сборника "Летопись печати латвийской ССР №7 за 1987 г." страница 209. Надо смотреть подшивку газеты "СТ" в библиотеке.
Вот скан страницы сборника
http://ic.pics.livejournal.com/sstoyan/25436415/75882/75882_original.png


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#15 2016-03-13 15:17:57

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

известно где, некий no_drink выложил свой архив "Поиск в Яндексе, слово Веломобиль 2001г"
Там есть публикации которые ныне отсутствуют в сети и пригодны для размещения на.
Например статья с эстонского ресурса
http://www.infonet.ee/~dd/99/Feb/12/index.html

Ну разве не чудак?

Мы легко ответили бы на этот вопрос, если б от нас ответа потребовали
Что ж, удачи Валентину Ткаченко! Как рассказал ”День за днем” 29 января, этот житель Ида-Вирумаа, любитель арбалетов, задумал сделать веломобиль. Однако, как сказали нам добрые люди, есть человек, который давно уже веломобили делает, ездит на них, имеет почетные дипломы. Это Евгений Колосок из Таллинна.

...Одноместный веломобиль - в большой комнате, складной двухместный - в маленькой. На шкафу тоже какая-то конструкция. В прихожей на стене висит обычный велосипед. Татьяна давно уже смирилась с тем, что дом их полон железа. Правда, говорит, на первых порах ее вязание и шитье оказывали какое-то сопротивление, но недолго... Ворчит, бывает, спотыкаясь об это железо, а в душе, как нам призналась, любуется творениями мужа.

* * *
Евгений всегда любил велосипед. И вот как-то поехали вместе с женой. Татьяна, бедняга, измучилась, ерзая в седле. К тому же небольшое дорожное происшествие приключилось... Поскольку муж по натуре человек технический, тотчас загорелся идеей: создать более комфортабельное и надежное транспортное средство, нежели велосипед. Чтобы Татьяне было удобнее. Углубился в журналы, особенно в свой любимый ”Техника - молодежи”. И сделал-таки. Нормальный двухместный веломобиль.

А аппетит, как известно, приходит во время еды. Подал заявку на участие в первом всесоюзном смотре-конкурсе веломобилей в Новгороде. С чертежами и фотографиями своего детища. Это был первый этап конкурса. Однако жюри, посмотрев присланные материалы, вежливо ответило, что на второй, основной, этап ехать не обязательно. Евгений не скис, еще с большим энтузиазмом принялся совершенствовать конструкцию.

А вот в Москву, на следующий всесоюзный смотр-конкурс, он поехал. Не только на других посмотрел, но и себя показал. Получил специальный приз от журнала ”Изобретатель и рационализатор”. Учредителям приза понравилось, что модель Евгения Колоска была снабжена спидометром. Потом была Полтава...

Что такое эти конкурсы? Во-первых, гонки на скорость на различных дистанциях. И в Москве, и в Полтаве Евгений попал в середину финишных протоколов. Показанные результаты считает неплохими, учитывая, что его модели в общем-то не назовешь скоростными. Во-вторых, смотр самих конструкций. По целому ряду номинаций. Кстати, в Полтаве Евгений был удостоен третьей премии (100 рублей) за оригинальность одного из узлов своего веломобиля. Но главное, считает он, это общение с друзьями, такими же фанатами веломобильного транспорта. Ночи напролет, вспоминает, просиживали. С пивом-то - милое дело...

Вернувшись, Евгений тотчас начал готовить новую модель веломобиля. Для третьего своего всесоюзного конкурса. Два года трудился - и сделал. Только конкурса, назначенного на 1992 год, так и не дождался... У каждого из нас, наверное, есть свой символ распада союзного государства. Для Евгения таковым, видимо, стал каркас веломобильного обтекателя, который так и не пригодился по прямому назначению и теперь громоздится на шкафу. Хотел с досады сломать и выбросить, да Татьяна уговорила оставить - удобное приспособление для сушки белья.

* * *
А сам веломобиль - вот он, в комнате. Отличная изящная машина. Системы ”Вектор”, наиболее симпатичной Евгению. Два колеса впереди, одно, поворотное, сзади. Таких в мире, наверное, не делали, считает Евгений, имея в виду прежде всего пневматические подвески, предмет особой гордости. Достаточно было, усевшись, лишь прикоснуться к педали, чтобы почувствовать возможности машины. Можно себе представить, как покатила бы по дороге.

Евгений наездился на своих веломобилях вволю. Всего проехал около 6 тысяч километров. Куда? Да куда угодно - к родственникам на дачу, за грибами, на рыбалку... На речку возле Хаапсалу. Или на Чудское озеро, например. Втроем туда махнули. С младшим сыном на двухместном ехали, старший - на одноместном... Хорошо бы, мечтает Евгений, впятером куда отправиться, еще с женой и дочерью. Правда, Татьяна призналась по секрету, что, совершив пару небольших загородных путешествий, большим энтузиастом этого транспортного средства так и не стала. Хотя ради нее, как мы помним, изначально все и затевалось...

Всего Евгений, начиная с 1986 года, создал пять различных веломобилей. Один продал, другой обменял на велосипед... Кстати, двухколесного своего друга по-прежнему уважает. К весне, говорит, так соскучишься, что, открывая сезон, смотаться до Пярну, скажем, и обратно - милое дело. Ну разве не чудак, спрашивает по этому поводу Татьяна, на ответе, впрочем, не настаивая. А если б настаивала, мы легко бы на него ответили.

Веломобиль имеет мало чего общего с велосипедом. Колес - не меньше трех, сиденье (а не седло), обтекатель. Как разъяснил Евгений, конструкцию можно назвать веломобилем, если в наличии имеются хотя бы два из этих трех признаков. Но есть и неписанные правила, которых следует придерживаться, если хочешь, чтобы твоя модель была пригодна для использования. Во-первых, вес - как можно меньше. Вес каждого узла и, соответственно, всей конструкции. Во-вторых, центр тяжести - как можно ниже. Если, конечно, у тебя нет желания переворачиваться на каждом повороте...

Это - основа основ. А как и во что именно воплотишь ты эти основы, зависит от полета фантазии и ловкости рук. Фантазирует Евгений больше ночами. На работе в троллейбусном парке. Троллейбусы ремонтирует. Сидишь, бывает, кукарекаешь, и вдруг, говорит, находит озарение. А когда задуманное в конце концов удается осуществить, чувство, признает он, возникает просто ни с чем не сравнимое. Этот путь, понятно, не прост. Сперва - чертежи. Много разных чертежей. Вид сбоку, сверху, спереди... Когда циркуля и линейки недостаточно, надо идти в библиотеку. Университетов, как говорится, не кончал, но убежден: если хочешь сделать солидную вещь, без теоретической механики не обойтись... Только потом лезет в контейнер для металлолома у себя в мастерской в поисках подходящих труб. Режет их. Затем за дело берется знакомый сварщик. Дома остается только покрасить.

Веломобили Евгения легки, удобны, надежны. На всесоюзных конкурсах, рассказал он, многие конструкторы-любители терпели фиаско, поскольку свои модели делали специально к смотру, увлекаясь внешними эффектами. Вот они и разламывались... У меня, говорит, это исключено, поскольку машины предварительно многократно испытывались.

Каковы скоростные качества его последней, скажем, модели? Километров двести можно ехать со скоростью около 30 км в час без всякого напряжения. И тем не менее он не согласен с Валентином Ткаченко из Ида-Вирумаа, который, только еще намереваясь сделать свой первый веломобиль, уже заявил, если верить газете, что это транспорт будущего. Нет, считает Евгений, веломобиль как был, так и останется уделом энтузиастов. А также, между прочим, отличным транспортом для радикулитчиков. На себе, говорит, убедился, превосходно вытягивает.

* * *
...Снова и снова перелистывал Евгений альбом с фотографиями, сделанными на тех незабываемых встречах, и давно, похоже, не листавшийся. На фотографиях - десятки всевозможных модификаций веломобилей, порой самых фантастических. И его друзья. Смирнов, установивший в Полтаве всесоюзный рекорд скорости (75 км в час), Дашевский, автор лучшей модели, Андрей Кудрявцев... Где они теперь? Когда-то, вспоминает, мечтали о дальних веломобильных пробегах. От Ленинграда до Москвы, от Москвы до Байкала...

А теперь... Позвонил Кудрявцеву в Питер - не до веломобилей нынче, ответил друг печально. Выписал любимый журнал ”Техника - молодежи” - за год прислали только два номера. Заказал в Киеве запчасти - не получил ничего. Похоже, тоскует немного наш герой.

Татьяна подтвердила наше предположение: пропеллер крутится уже не так... Не только из-за всего этого. Он же летчиком мечтал стать. Поступал в институт гражданской авиации, но не прошел по зрению. Вот с тех пор и свербит. Летать хочется человеку...

Однако полет фантазии и ловкость рук - это с ним навсегда. И во всем. Не только касательно веломобилей. Однажды сделал воздушное ружье. С 50 метров, говорит, монету поражал, ибо особой конструкции было то ружье. Изобретательство его распространяется вплоть до кондитерских изделий, коими и нас попотчевал. А что делать, говорит, если Татьяна днем на работе, а я - ночью. Ей остается только стирать. Да и то в машине-автомате.

Кстати, стиральная машина должна была появиться в доме гораздо раньше. Но в один прекрасный день копившиеся для этого деньги исчезли. Ну разве не чудак, задалась все тем же вопросом Татьяна. Ему, видите ли, понадобилось срочно купить телескоп, чтобы наблюдать за звездным небом...

Андрей БАБИН
Фото: Константин ДЬЯЧКОВ


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

#16 2016-03-24 00:55:50

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2310
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Stoyan написал:

некий no_drink

Это не "некий...", а уважаемый Михаил Тымцуник из Москвы, форумчанин. Он действительно в начале нулевых первый на постсоветском пространстве вбросил в Ин-нет клич "веломобилисты, ау!". И активно участвовал на  том этапе с  В.Ляховым, с А.Шуре, Г.Суздальцевым в раскочегаривании велосообщества в Москве
И именно к  его объединяющему форуму примкнули и О.Халиков   (Нижневартовск), и Д.Силантев (Казань), и Сергей Михайлюк (Ногинск), и другие, хорошо известные теперь в стране энтузиасты-конструкторы веломобилей. Потом уже был создан сайт/форум веломобилистов velomobile.ru
     Михаил Тымцуник   сделал два интересных лигерада под свои нестандартные габариты  и вес за 100 кг. На одном из них участвовал в  "Тест-туре веломобилей "Золотое кольцо-2007". Регулярно ездил на нем на работу по московским улицам.
     Через Тымцуника и я познакомился очно (за что ему очень благодарен) в 2006 с начинающими  молодыми веломобилистами , тогда же Михаил отдал мне несколько  дисков своего архива, часть из которого он сейчас и выложил в сети.
     На удивление спокойный, выдержанный, корректный  человек.
     Сейчас М.Тымцунику 37 лет, и он временно отошел от веломобильных дел, поскольку есть более важное - воспитывает маленькую дочку.

Stoyan написал:

...Это был первый этап конкурса. Однако жюри, посмотрев присланные материалы, вежливо ответило, что на второй, основной, этап ехать не обязательно. Евгений не скис, еще с большим энтузиазмом принялся совершенствовать конструкцию....

Я хорошо помню его заявку, поскольку был членом жюри этого конкурса. И наверняка смогу найти её в своих архивах.
   А вот следующая его конструкция - действительна была очень интересна. Двухместный веломобиль Е.Колоска был отмечен  наградой и на Московском фестивале-смотре "Золотое кольцо".

Неактивен

 

#17 2016-05-05 13:08:12

Stoyan
Member
Зарегистрирован: 2012-11-26
Сообщений: 779
Профиль

Re: Реплика на перевод статьи в "Мlody Technik" №10-1989 г.

Видеосюжет из мотормузея. Покатушки на экспонате "Риге-1" с рассказом о (на латышском)
http://g3.delphi.lv/images/pix/520x360/rvVSC2LEA8Q/1-43962138.jpg
Velomobilis 'Rīga 1' Motormuzejā. "Ātruma cilts" [18.01.2012.]


«Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!»

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.035 seconds, 9 queries executed ]