КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#1 2013-11-10 19:15:29

Сергей Пономарев
Member
Зарегистрирован: 2007-09-06
Сообщений: 329
Профиль

"Синяя птица" - против!

Чтобы не превращать эту страничку в дубль литературного форума, буду публиковать здесь только материалы так или иначе связанные с техническим творчеством или с его продуктами. В том числе очерки. Разница: в рассказе всё вымышленно, в очерке - люди и ситуации абсолютно исторически достоверные. Для затравки - публикую свой  очерк о самом выдающемся АВТОконструкторе бывшего СССР.
        Очерк опубликован в журнале "Фактор риска" № 5 за 2005 год.



                                 «СИНЯЯ ПТИЦА» – ПРОТИВ!

       Гениям принято ставить памятники. Иногда они, не надеясь на потомков, ставят их себе сами. Вспомните хотя бы гениев Михаила Ломоносова и Александра Пушкина! Гений Генрик Ибсен перед поставленным ему еще при жизни памятником на городской площади, мимо которого он совершал свои ежедневные прогулки, всегда кланялся и снимал шляпу. Не знаю, кланялся ли при жизни Виталий Андреевич Грачев своей «Синей птице», но уже более двадцати лет люди кланяются его творению, не переставая удивляться каждый год неувядаемости созданного этим гениальным конструктором поисково-спасательному комплексу.

       На государственных испытаниях три машины КБ Грачева доказали, что для них нет преград ни на суше, ни на воде, ни на болоте.  Три машины – поисково-эвакуационные установки, сокращенно ПЭУ, - окрашенные в нежно голубой цвет, для вящей секретности, столь любимой в Советском Союзе, окрестили «Синей птицей». Было это в конце 70-х. После испытаний, на импровизированном банкете, слушая похвалы в свой адрес, Виталий Андреевич хитро прищурился и сказал, ни к кому не обращаясь: «Моя «Синяя птица» по-настоящему расправит крылья лет через двадцать!» Вскоре конструктор умер. Его не стало 24 декабря 1978 года.
Года два назад наводнение обрушилось на одну из западноевропейских стран. Наше правительство на помощь отправило одну из «Синих птиц» - ЗИЛ-49061. В отличие от западной техники «птичка» без помех добралась до места бедствия, подобрала людей, и прямо в салоне им была оказана квалифицированная медицинская помощь, включая  хирургическое вмешательство. А когда иностранцы узнали, что эта машина изобретена и построена более двадцати лет назад – они долго не могли обрести дар речи.
       А начиналось всё с простого советского:
       - Надо!
       Экипажи космических кораблей далеко не всегда приземлялись в нужных точках, где их, собственно, и ждали. Часами, а то и сутками, космонавтам, перенесшим тяжелые испытания в воздухе и в околоземном пространстве, приходилось испытывать лишения на земле. Испытания холодом, голодом, неизвестностью. Вертолеты были хороши лишь в летную погоду. Нужна была наземная машина, которая прошла бы везде и всюду и оперативно в любую погоду подобрала бы на борт приземлившихся космонавтов. Аналогов таких машин в мире не было. КБ под руководством Виталия Грачева было поручено создать такую машину.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/7/34913507NmD.jpg

       Очень скоро Виталий Андреевич убедился, что такую машину создать невозможно. Ну, не может одна и та же коробка ехать по земле, плыть по воде и, скажем мягко, передвигаться по болоту! Ехать да плыть – это любой бронетранспортер может. А вот болото амфибии не по зубам.
Тут-то и родилась гениальная идея – создать не одну, а три машины, объединив их в один поисково-спасательный комплекс. Вот представьте себе этих красавцев! Едут себе друг за дружкой два красавца – трехосные вездеходы семейства «490»: плавные обводы водоизмещающего корпуса, сделанного из стеклопластика, ровный гул 150-сильных двигателей, смонтированных за передней осью. Бортовые радионавигационные комплексы нацелены на сигнал спускаемого космического аппарата. Разница между «птичками» следующая: ЗИЛ-49061 обладает комфортабельным пассажирским салоном с медицинским оборудованием вплоть до маленькой операционной.  На второй машине – ЗИЛ-4906 – грузовая платформа и две синхронно работающие крановые установки, способные поднять с помощью силовых гидроцилиндров груз массой до 3,4 т. Спускаемые аппараты грузятся и транспортируются на специальных ложементах. Этим «птичкам» нипочем колебания температур от минус пятидесяти до плюс пятидесяти градусов Цельсия, подъемы в тридцать градусов и косогоры до двадцати градусов, канавы и рвы шириной до двух метров, вертикальные грунтовые и снежные уступы высотой до одного метра. У машин запас автономного хода порядка тысячи километров, они могут преодолевать водные преграды при высоте волн до полуметра. А главное – эти машины хорошо приспособлены к авиа транспортировке на самолетах и вертолетах!
       Однако эти прекрасные, просто гениальные вездеходы всё равно спасуют перед топким болотом или снегом глубиной более одного метра. Против этой жидкой каши бессильны и 600 миллиметров дорожного просвета, и колеса большого диаметра, и развитые грунтозацепы протектора покрышек – вездеход просто садится на свой водонепроницаемое брюхо. Всё! Как говорится, и приехали, и приплыли….  Но как раз тогда и наступает время третьей «птички»! Пожалуй, она самая гениальная из всей троицы.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/8/34913518Nfe.jpg

      Давно ли вы мыли свою мясорубку? Если давно, то достаньте из шкафа и разберите ее на запчасти. Видите шнек, при помощи которого мясо, рыба или там хлебный мякиш подается на мясорубочные ножи? А теперь представьте себе, что таких шнека – два. Что между ними рама и кабина?! Вот вам и принцип действия роторно-винтового движителя третьей «синей птички» - ЗИЛ-29061. До поры до времен она прячется на спине второй «птички» - ЗИЛ-4906, а с грузовой платформы шнекоболотоход снимается (а потом и ставится обратно) при помощи бортового подъемного крана. Компактная (4900х2400х2200мм), очень маневренная машина массой менее 2,5 тонн способна перевозить пять человек или 375 килограмм груза. По болоту ЗИЛ-29061 перемещается со скоростью 12 км/ч, по воде – 13 км/ч, по снегу – до 25 км/ч. И уж для неё-то преград нет! Кроме дорог с твердым покрытием….  С помощью этой троицы, начиная с конца 70-х годов, и по сей день, наши космонавты быстро попадают в крепкие объятья друзей и врачей. Многие обязаны этим машинам здоровьем, а то и жизнью.
       
      Шли годы, «синие птички» Грачева удивляли узкий круг людей, причастных к космическим полетам. А в 90-е началось…. Сами знаете что! И пришлось создателям этой уникальной техники искать новые рынки сбыта своей продукции. Одним из покупателей уникальной техники стало МЧС России. Для Министерства по чрезвычайным ситуациям  уже испытанные космонавтами машины специально адаптировали, оснастили оборудованием для решения иных задач. Но задачи у МЧС, как правило, попроще, чем при поиске спускаемых космических аппаратов. Поэтому для ведомства Шойгу были созданы чисто сухопутные разновидности изделий.
      Они получили индексы ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205. Внимательный взор увидит в них всё те же две первые «синие птички», только лишенные возможности плавать. Может это и прискорбно, да и не всегда надо спасателям куда-то плыть. Зато это значительно удешевляет машины, что немаловажно в нашей почти рыночной экономике. В настоящее время в МЧС, в космических войсках России, в гражданской космонавтике успешно эксплуатируются несколько десятков аварийно-спасательных автомобилей КБ Грачева, которое теперь называется ОАО «Вездеход-ГВА». То есть в названии теперь присутствуют инициалы создателя семейства «синих птиц» Грачева Виталия Андреевича. Так вот если посчитать, сколько машин сверхвысокой проходимости этого КБ ездит по родному и не только родному гиблому бездорожью, то невольно поймешь, что памятников у Виталия Андреевича Грачева на земле даже поболе будет, чем даже у самого «дедушки Ленина».
      И если сейчас мы говорим, что у нас страна непроходимого бездорожья, то «Синяя птица» - против! Она пройдет везде.
           
      И если сейчас мы скажем, что наша автомобильная промышленность безнадежно отстала от мирового уровня, то «Синяя птица» - против! Таких машин больше ни в одной стране нет.
      И если сейчас кто-то скажет, что на нашей с вами родине нет выдающихся конструкторов автомобилей, то «Синяя птица» опять - против!
      Известно, что в число великих людей двадцатого столетия входят 10 лучших автомобильных конструкторов. Это, прежде всего, основатель знаменитой компании "Кадиллак" Генри Лилланд, непревзойденный Генри Форд и всемирно известный Фердинанд Порше. Как раз вместе с ними, как гений среди автомобильных гениев, – наш Виталий Андреевич Грачев.
Да если бы он создал только «Синюю птицу» - он бы уже был среди лучших конструкторов мира! Но «птичка» - это венец его творчества, но далеко не всё его творчество. 
     
      В автомобильную промышленность Грачев пришел в 1931 году волею случая. Виталия, студента четвертого курса, отчислили из Томского технологического института за “непролетарское происхождение” и определили в техотдел строящегося Нижегородского автозавода.
Автомобиль высокой проходимости стал делом всей его жизни. Возглавив группу конструкторов, Грачев начал с автомобиля НАЗ-НАТИ-030 с колесной формулой 6х4, который создавался при технической помощи американских компаний “Форд” и “Тимкен”. Молодой инженер совершенствует агрегаты трансмиссии и ходовой части трехосного грузовика. В 1934 году машина принимается к производству на ГАЗе как модель ГАЗ-ААА.
      Затем Грачев разработал конструкцию опытного трехосного автомобиля ГАЗ-21. Весной 1936 г. во время знаменитого автомобильного пробега Горький—Памир—Москва конструктор Грачев испытал свой первый легковой автомобиль-вездеход. Позади остались тысячи километров разбитых дорог, песков, гор. Машина показала удивительные результаты. Грачев получил возможность приступить к постройке и испытаниям своего вездехода “ГАЗ-61” на базе шестицилиндровой «эмки». К концу 1940 г. появилась их первая промышленная партия.
      Созданные Виталием Андреевичем автомобили повышенной проходимости являли собой основу транспорта Красной Армии с самого начала Великой Отечественной. Каждый год выдавал по новой машине. На них прошли пол-Европы и рядовые, и маршалы. ГАЗ-61 — первый советский полноприводный автомобиль, любимая машина Жукова, Конева, Рокоссовского, Ворошилова. ГАЗ-64 — первый армейский командирский джип. ГАЗ-67 — прославленный “Иван-виллис”, названный так из-за сходства с американской машиной, однако по всем показателям превосходивший ее. “ГАЗ-68” – единственная в мире колесная самоходная пушка.

http://b0.imgsrc.ru/1/1949/1/34913511rCy.jpg

       Высокую оценку у воинов получил легкий бронеавтомобиль с пулеметом, который блестяще проявил себя в уличных боях в Берлине, по праву принял участие в Параде Победы. Работы конструктора были отмечены орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией.
Победу Грачев встретил главным конструктором Днепропетровского автозавода. Здесь родился ДАЗ-150, на базе которого создается серия автопоездов, в том числе и для радиолокационного комплекса “Гром”. За рулем амфибии ДАЗ-485, пересекшей штормящий Керченский пролив, сидел сам Виталий Андреевич. Машину приняли к производству, и в 1951 году конструктор получил за нее свою вторую Сталинскую премию.
       По инициативе Г. К. Жукова в 1954 году на ЗИЛе для Грачева организуют СКБ. Собрав вокруг себя талантливых конструкторов, он создал уникальную школу по проектированию автомобилей для бездорожья. Это была вершина творческого взлета Грачева.
       В 1957 году под его руководством был выпущен многоцелевой четырехосный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с автоматической коробкой передач, дизельным двигателем мощностью 240 л.с., самоблокирующимися межосевыми дифференциалами, редукторами в ступицах колес, независимой торсионной подвеской, системой регулирования давления в шинах, герметичным корпусом и рулевым управлением с гидроусилителем. На основе этой модели год спустя появились ЗИЛ-135Б с двумя двигателями и ЗИЛ-375. Для улучшения маневренности управляемыми были передние и задние оси, а средние колесные пары были сближены. Большие шины низкого давления позволили отказаться от упругих элементов подвески. Спустя некоторое время в серийное производство пошли модификации с кабинами из стеклопластика, которые использовали для транспортировки и запуска ракет. Позднее Грачев сконструировал снегоболотоход ЗИЛ-Э-163, преодолевающий снег глубиной более метра, а также амфибию ЗИЛ-135П, способную брать на борт более 20 т груза.

       В 1962 году в СКБ Московского завода имени И. А. Лихачева под руководством Грачева был сделан вездеход ЗИЛ-Э-167. 6-колесный автомобиль и поныне считается эталонным по проходимости среди подобных экипажей. Он без труда форсировал метровый снег и 1,8-метровый брод, по 80-сантиметровому снегу ехал со скоростью 15 км/ч, а по 50-сантиметровому — 30 км/ч. По шоссе же с 5 т груза ЗИЛ-3167 разгонялся до 65 км/ч. База 3,15+3,15 м и клиренс 852 мм позволяли ему “не замечать” рвы шириной 2 м и взбираться на уклон до 42°. Дальность пробега на одной заправке достигала 600—900 км, в зависимости от дорожных условий.
Снегоход появился не на пустом месте. В конструкции широко использовались агрегаты 8-колесного ракетовоза ЗИЛ-135Л. Наследниками этого экспериментального образца стали вездеходы ПЭУ-1, позднее — “Синяя птица”.
      Кроме этого, Грачев разработал транспортные машины с газотурбинными двигателями, многозвенные автопоезда для бездорожья, сельскохозяйственный грузовик-вездеход. В общей сложности Грачев создал более 70 экземпляров внедорожной техники. Он был инициатором внедрения системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах автомобилей высокой проходимости. Впервые в мире при изготовлении корпуса вездеходов Грачев применил пластик, что позволяет машине перевозить груз, равный собственному весу, — более 9 т.

     Прожил Виталий Андреевич Грачев всего 75 лет. Скончался в 1978 г. в своей квартире на Автозаводской. Космонавты сравнивали его с Королевым, а поэты с Пастернаком.


Сергей ПОНОМАРЕВ.


Фото с сайта http://www.popmech.ru/article/4789-siny … smonavtov/

Отредактированно Сергей Пономарев (2013-11-15 21:09:46)

Неактивен

 

#2 2016-12-14 18:46:29

Alexey
Member
Зарегистрирован: 2015-01-30
Сообщений: 128
Профиль

Re: "Синяя птица" - против!

https://auto.mail.ru/image/116222-7c203da75ade7df279e20c970421a383/
Внедорожник на фотографии — это легендарная «Синяя птица», уникальный трёхосный плавающий внедорожник, предназначенный для поиска и эвакуации приземлившихся экипажей космических кораблей. Чтобы оперативно выручать покорителей космоса, эти автомобили научили плавать, валить деревья, преодолевать абсолютное бездорожье... Притом «Синяя птица» не просто вездеход, а целый комплекс, в состав которого входит шнекоход — герой нашумевшей подборки «На что способны советские машины».
Обычных (если этот эпитет применим для такой машины) «Синих птиц» было выпущено около трёх десятков, а данный конкретный экземпляр — доработанная версия 150-сильного стеклопластикового трёхосника, созданная на закате СССР по поручению межведомственной комиссии. Как отмечает портал «Спецтехника и коммерческий транспорт», таких модернизированных машин «сделали меньше, чем пальцев на одной руке».

Пассажирский ЗИЛ-49065 находится в полностью работоспособном состоянии. Его восстановлением занималась фирма ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ», которой недавно перешёл знаменитый «Механосборочный цех № 6», где собирали правительственные лимузины и парадные кабриолеты марки ЗИЛ. Да, в Москве продолжается выпуск легковых ЗИЛов! Но об этом «Авто Mail.Ru» скоро расскажет отдельно.
Источник

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.015 seconds, 8 queries executed ]