Форум клуба энтузиастов биотранспорта
15 июля одним днем съездил в Тамбов.
Привез Вадиму Дунаеву и Александру Сергееву полный набор комплектующих для проектирования и дальнейшего изготовления новой модели скоростного дельта-трайка.
Быстро прикинули взаимное расположение комплектующих на эскизе 1:1
Некоторые технические детали:
Схема прямая дельтовидная, привод на заднее колесо (левое).
Колеса на 20" ободах о 36 спицах, покрышки Mitas SPEEDO LT 20 x 1⅛
Задняя кассета на 8-скоростей 11-32
Спереди система на 2 скорости, 39-56.
Тормоза дисковые.
Передняя вилка - алюминий.
Из основных требований к конструкции - заниженный клиренс, полулежачее положение пилота, высокие скоростные характеристики. Лежак пилота будет вырезаться и клепаться из доступного алюминиевого листа.
Зачатие нового веломобиля можно считать случившимся событием! Ожидаем скорого появления на свет!
Тема на Тамбовском форуме
Отредактированно Alexey (2017-07-17 01:48:17)
Неактивен
Создание трайка идет полным ходом: изготовлено или в процессе производства масса точеных деталей, собраны колеса:
Вадим Дунаев изготовил лежак веломобиля. Интересно будет рассказать о процессе подробнее.
В качестве материала выбран доступный материал - алюминиевый лист АМг2 размером 1.5х300х1200 мм, с рифлением. Его можно приобрести в большинстве из крупных городов (порядка 34 городов по стране) в любом из строительных магазинов Leroy Merlin
Процесс изготовления состоит в следующем.
Размечены ребра жесткости основания с учетом индивидуального профиля спины:
Особое внимание при профилировании уделяется поясничной и плечевой части.
В углах высверлены отверстия для поворота пилы электролобзика
После выпиливания "ушек" они дополнительно обработаны для придания одинаковой формы при помощи угловой шлифмашинки ("болгарки")
Обе "боковины" (ребра) обрабатываются одновременно, для чего стягиваются струбцинами. За счет этого размеры деталей совпадают с высокой точностью.
"Ушки" крепления отгибаются под углом 90 градусов.
В местах плоскости "ушки" предусматриваются под установку 2-х заклепок, в месте тазового изгиба - под одну заклепку. Применяемые заклепки - 4,8х10 мм.
Лист лежака размечается по осевой линии и к нему приклепываются ребра. Стороны листа выбираются гладкие, чтобы рифления оставались с наружней стороны и не препятствовали плотному контакту деталей.
Ребра в плечевой части лежака изогнуты "внутрь", за счет чего формируется переход лежака в шейный упор.
Нижняя часть рёбер остается прямой.
Верхняя и нижняя часть "лежака" подрезается по бокам для формирования оптимальной формы шейной, плечевой и тазовой части сидения.
Затем изготавливаются и приклёпываются две поперечные детали.
Это обеспечивает достаточную жесткость конструкции "на кручение":
Вид сидения сбоку в сборе:
После сборки кромки и поверхность еще раз обрабатываются, удаляются заусенцы и лишний металл, изделие обезжиривается, раскраивается материал (например туристический коврик) и приклеивается на лежак.
По свидетельству Вадима Дунаева, данный способ изготовления лежака веломобиля (в сравнении с выклейкой из стекловолокна или углеткани) показал достаточную технологичность процесса, низкие затраты на закупку сырья и расходных материалов, доступность, простоту обработки, минимум инструментов и дополнительных приспособлений. Как видно из фотографий, такое сидение-лежак возможно сделать буквально в "гаражных" условиях. Ориентировочное время, затраченное непосредственно на работу - порядка 4-х часов. Недаром Никита Ватин так ценит именно этот листовой алюминий и широко применяет его в своих конструкциях. Остатки "производства" можно будет использовать для изготовления мелких деталей креплений или разнообразных кронштейнов, защит и т.д.
Отредактированно Alexey (2019-05-13 01:39:58)
Неактивен
Вызвало удивление,что вы применили алюминий а не дюраль... При всех хороших качествах у этого металла имеется очень существенный минус – не слишком большая прочность. Из-за этого он не может применяться в таких отраслях как авиа- и кораблестроение, а также прочих, где от прочности конструкций очень многое зависит.
Дюралюминий
И на выручку промышленникам приходит такой материал как дюраль – сплав алюминия с медью, магнием и марганцем в различных сочетаниях. Он обладает практически всеми качествами алюминия: малый вес, пластичность, долгий срок службы и прочее. Но самые главные его свойства, это:
высокая степень прочности;
медленное накопление усталостных свойств;
стойкость к образованию трещин;
высокая твердость.... Из дюраля вашу конструкцию можно было сделать легче и прочней.
Неактивен
***** Za TPYd na zaklepkah yaschik Kon'yaka nado postavit !!!!!
* za butilku vodiari mne v sovetkie vremena na zavode argonchik aliuminiy varil
==========
Zhdem' pradalzheniya
Никита
Неактивен
мит написал:
Вызвало удивление,что вы применили алюминий а не дюраль... При всех хороших качествах у этого металла имеется очень существенный минус – не слишком большая прочность. Из-за этого он не может применяться в таких отраслях как авиа- и кораблестроение, а также прочих, где от прочности конструкций очень многое зависит.
Дюралюминий
И на выручку промышленникам приходит такой материал как дюраль – сплав алюминия с медью, магнием и марганцем в различных сочетаниях. Он обладает практически всеми качествами алюминия: малый вес, пластичность, долгий срок службы и прочее. Но самые главные его свойства, это:
высокая степень прочности;
медленное накопление усталостных свойств;
стойкость к образованию трещин;
высокая твердость.... Из дюраля вашу конструкцию можно было сделать легче и прочней.
Это все верно, информации по сравнению и качественным характеристикам алюминиевых сплавов много и в справочной литературе, и в интернете.
Перед выбором материала она была внимательно изучена, проводились консультации. Насчет дюраля (Al-Cu-Mg) - был ряд причин, почему выбрали не термоупрочняемый сплав, а упрочняемый давлением магналий (Al – Mg), хотя сплав Д16 (2024) имеет наилучшие показатели конструкционной прочности (трещиностойкости).
Относящийся к сплавам средней прочности и высокой пластичности АМг2 (5251) имеет более высокую коррозионную стойкость при упомянутой высокой пластичности, что важно при изготовлении деталей и последующей эксплуатации веломобиля. Твердость (НВ) в отоженном состоянии (М) АМг2 и Д16 одинакова (45).
Также уже имелся опыт изготовления лежака лигерада из дюраля Д-16Т. Вадим Дунаев использовал часть обшивки крыла первого советского реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 для лежака на "Лунный ветер-2" ("Moon Wind-2").
Материал показал себя сложным в обработке, недостаточно гибким, ломким при сгибании, что в свою очередь, потребовало приварить к раме поддерживающие стальные уголки и поперечные трубчатые опоры лежака и привело в итоге к усложнению изготовления и утяжелению стальной рамы лигерада.
Фото спинки
К сожалению, Ил-28 в качестве ресурсов сырья для изготовления веломобиля осталось крайне мало.
Наоборот, использование доступного АМг2, который можно приобрести по всей стране в магазине, полностью себя оправдало технологичностью, быстротой и простотой изготовления, что особенно важно для самодельных конструкций.
Отредактированно Alexey (2017-08-17 19:00:54)
Неактивен
Так это же обычное сиденье Challenger! Только оно сварное.
Удивляет, что вы использовали профнастил, а не гладкий лист, который был бы куда дешевле. И почему хвосты заклёпок в спину, а не вниз?
И ещё вы забыли про перфорацию.
А вообще вы делаете копию Hase Ketwiessel котором сто лет в обед
Только у него давно уже привод на два колеса.
Неактивен
Shuriken написал:
Так это же обычное сиденье Challenger! Только оно сварное.
Удивляет, что вы использовали профнастил, а не гладкий лист, который был бы куда дешевле. И почему хвосты заклёпок в спину, а не вниз?
И ещё вы забыли про перфорацию.
А вообще вы делаете копию Hase Ketwiessel котором сто лет в обед
В общем да - общая компоновка такая. Но заказчик согласовал очень жесткое ТЗ и по размерам (с учетом антропометрии), и по компонентам, и по бюджету, поэтому готовые конструкции не подошли.
Насчет сидения - это всего лишь один из многих возможных вариантов. Этот профнастил отлично подходит для сварки, поэтому вполне можно при наличии использовать сварку по алюминию. Да и Д16 (при его наличии) должен хорошо подходить в качестве материала для верхнего листа, заклепки тоже можно располагать в данном случае по-другому, можно сделать и перфорацию для вентиляции (по типу сидения "Лунного ветра-2", хотя там отверстия были от авиационных заклепок) - различных вариантов изготовления, материалов - на любой вкус и возможности, и в каждом случае этот вопрос решается индивидуально.
Неактивен
Shuriken написал:
Так это же ...
Удивляет, что вы ...
И ещё вы забыли про ...
А вообще вы делаете ...
Только у него давно уже ...
Хоть бы одно деловое предложение по существу.
Чё сделаем, на том и ездить будем и тебе не скучать.
Неактивен
Чё сделаем, на том и ездить будем и тебе не скучать
Неактивен
kab написал:
Хоть бы одно деловое предложение по существу.
Мне будет реально интересно посмотреть что в итоге выйдет и как оно поедет, главное. Этот проект гораздо интереснее тех поделок, что сейчас обсуждаются на velomobile.org, хоть в нём и нет какой-то суперпередовой инженерии
Неактивен
Тамбовскими веломобилистами-КЭБовцами Вадимом Дунаевым и Александром Сергеевым активно продолжается работа по сборке заказного трайка.
Получены все точеные детали: левая приводная полуось, корпус полуоси, корпус подшипников, спецгайки полуосей, точеные корпуса для зажимов узлов.
В качестве эксперимента был изготовлен приводной вал из титана. Ожидаемо он оказался немного легче стального (разница порядка 150 грамм), но возникла сложность с нарезанием резьбы, особенно значительной длины. После испорченного комплекта плашек, эту затею оставили и остановились на проверенном варианте из стали.
Хвостовик приводного вала перед установкой кассеты:
Приводной вал с установленным барабаном храпового механизма:
Левая ведущая полуось перед установкой колеса:
В конструкции применены самоцентрирующиеся конусные точеные спецгайки.
Левая полуось с установленным колесом:
Правая полуось перед установкой колеса:
Правая полуось с установленным колесом:
Перед сваркой моста для точного соблюдения соосности обе полуоси в сборе притягиваются сварочными струбцинами к плоскости, например можно использовать L-образный профиль.
Перед привариванием силовой дуги все еще раз сверяется с эскизом или чертежом:
Приваривается силовой дугообразный элемент:
После сварки еще раз проверяется соосность, при нарушении – исправляется по месту.
Перед сваркой моста и хребта рамы подготавливается функциональный аналог стапеля из ДСП с направляющими из алюминиевых «уголков»:
К трубе рамы привариваются усиливающие трубки:
После сварки моста и трубы рамы снова контролируется вся геометрия с помощью измерительных инструментов:
Важно проводить несколько серий замеров в различном положении вращающихся элементов конструкции, а также контролировать визуально:
Предварительно устанавливается сидение:
Также предварительно моделируется положение узла каретки и передней вилки:
Еще раз проверяется взаимное расположение основных узлов:
Определяются места креплений сидения, силовых элементов рамы. Такое низкое положение сидения – требование заказчика.
Прикидывается положение и длина рулевой тяги. В данном случае снова планируется использовать тягу от бомбардировщика Ил-28:
Данный объем работ занял порядка 12-16 человеко-часов.
Неактивен
Spasiba, ochen' vdohnovliaet. Bardak v masterskoy kak v USA, aga eto rabochiy besporiadok.
Ya gotovlius' k poezdke cherez USA
https://www.facebook.com/photo.php?fbid … mp;theater
Неактивен
На днях был первый пробный выезд веломобиля.
Привод работает, катится легко.
Остальное - в процессе работы.
Неактивен
Shuriken написал:
Ваще не понял, зачем тут резьба в резьбе и как вы кассетный барабан закрепляете
Резьбовая втулка с внутренней и внешней резьбой служит прежде всего для удобства разборки узла при замене подшипников например. Кассетный барабан накручивается на эту втулку. На последующих фотографий должно быть более ясно видно.
Неактивен
Для изготовления отжимной звезды на 28 зубов использован лист алюминия толщиной 2 мм.
Сделана разметка, сверлом на 8 мм высверлены отверстия:
Затем зубы будут обрабатываться «болгаркой», напильниками для придания необходимой геометрии.
Втулка отжимной звездочки – точеная. В последующем от консольного закрепления отказались.
Из трубок изготавливаются подкосы сидения:
Хорошо видны точеные корпуса зажимов с внутренней резьбой и проточкой для заглубления головки болта под внутренний шестигранник.
Размечен и приварен корпус каретки:
Из соображений геометрии рамы передняя вилка была заменена вилкой из стали под колесо 24”, перьям была придана необходимая кривизна изгибанием.
Сборочные работы обязательно проводятся на плоскости, оказалось удобно использовать дверь с прикрученными саморезами алюминиевыми уголками:
Здесь хорошо видно крепление отжимной звездочки к подвижному нижнему кронштейну сидения и кассета скоростей:
В процессе сборке постоянно визуально контролируется геометрия рамы:
Следующий этап – прокладка трассы цепи и монтаж заднего переключателя скоростей:
Окончательный вид задней части рамы в области переключателя:
Такая конфигурация позволяет сохранить необходимую жесткость и обеспечить достаточное свободное место для кронштейна заднего переключателя и диапазона рабочего хода:
Отредактированно Alexey (2017-09-14 01:30:24)
Неактивен
Shuriken написал:
Отжимная звёздочка жёсткая или плавающая? Как на крайних передачах будет работать?
Жесткая, работает.
Неактивен
Вопрос мой продиктован тем, что на передачах типа "самая большая спереди - самая маленькая сзади" отжимная звёздочка будет вне линии цепи, т. е. силовая ветвь цепи должна будет как бы изгибаться, чтобы пройти по отжимающей звезде - а это потери, слетания и прочие неприятности. Вот с этим как бороться? Особенно когда до задних звёздочек не такое и большое расстояние.
Неактивен
Работа над трайком в основном завершена.
Касательно отжимной звездочки (на фото ниже крупным планом) – замечание вполне справедливое. При жёстком закреплении звездочки особое внимание уделялось её положению относительно задней кассеты – она была очень точно позиционирована по средней передаче кассеты, на крайних передачах схода цепи не наблюдалось, переключение уверенно работает в полном диапазоне. Тем не менее, для предотвращения возможного схождения цепи (особенно в крайних положениях сидения – когда оно отодвинуто максимально назад, например), на узле крепления отжимной звездочки были смонтированы специальные скобы.
Изготовлен кронштейн крепления заднего переключателя.
Данное решение зарекомендовало себя с лучшей стороны для монтажа и обслуживании заднего переключателя:
Такое неподвижное крепление добавило дополнительную жесткость заднему мосту, что положительно сказывается на ходовых качествах.
Установлено сидение. Вид на сидение со стороны правого «подкоса», видна телескопическая конструкция упорной трубки с зажимом:
Вид на заднюю часть с установленным сидением и переключателем:
Большая аккуратность и масса замеров требуется также при определении положения и высоты рулевой колонки
К нижней части рулевого вала, проходящего через колонку, приварена резьбовая часть, отрезанная от вилки (синяя вилка на фото выше), используются стандартные чашки и подшипники.
Постоянно контролируется геометрия рамы на предмет поводок в процессе сварочных работ, углы установки колес и при необходимости корректируются, например при помощи прочной веревки и молотка.
Расположение руля и рулевой колонки не должно мешать коленям, голеням и ступням в любых положениях и не ограничивать видимость:
По месту привариваются диагональные трубки, ведущие от передней каретки, а также от нижней части рулевой колонки.
Промежуточная поперечина позволила замкнуть на себя все силовые элементы, не мешая ветвям цепи:
Вид на рулевую тягу со стороны рулевой колонки:
Вид на рулевую тягу со стороны рулевого стакана:
Отредактированно Alexey (2017-09-20 20:24:13)
Неактивен
Изготовлены и приварены скобы крепления тормозных машинок, смонтированы сами суппорты (тормозной тросик еще установлен):
Крупным планом видно место сварного соединения с задним мостом горизонтальной реактивной тяги.
В дополнение к двум задним дисковым, на передней вилке предполагается установка шоссейного ободного тормоза.
Сварен хорошо зарекомендовавший себя V-образный «Ватинский» руль:
Такая форма руля позволяет максимально близко свести локти и вписаться в жесткие требования по ширине веломобиля. Расположение на руле велокомпьютера или манеток переключения передач в непосредственной видимости не только удобно, но и облегчает чтение всей необходимой информации о скорости, выбранной передаче и других параметрах.
Веломобиль получился компактным по ширине (680 мм), что также было одним из требований:
За счет широкого диапазона регулировок сидения, веломобиль подходит для пилотов разного роста – от 165 до 185 см.
За рулем с комфортом разместился один из конструкторов-изготовителей веломобиля – В.Н. Дунаев (рост 182 см).
В настоящий момент веломобиль проходит цикл всесторонних тестов и испытаний.
Отредактированно Alexey (2017-09-25 22:57:00)
Неактивен
Да, от Ketwiessel всё же отличается - более низкой посадкой.
Но руль... Во-первых, куча дополнительных железок на раме, причём нескладных. Руль узкий - на техничных, скоростных участках рулить сложно будет. Да и эргономика для ДЛИТЕЛЬНЫХ поездок, не знаю, может кому-то и удобно, но...
К тому же рулевую колонку вы завалили, а вилку не выгнули - итого большой трейл и сильный флоп, который надо удерживать узеньким рулём.
Неактивен
В выходные проходили ходовые испытания аппарата на трассе.
http://velomobil-tambov.ru/forum/viewto … &t=825
веломобиль оказался очень шустрый - быстрый, хорошо держит курс, с небольшим, для своей базы, радиусом поворота.
легко "пишет" восьмёрки.
Передачи работают.
Устойчив на скорости и действительно очень лёгкий на ходу.
Впечатления от поездок самые благоприятные.
По грунтам пока не ходили.
Фото немного позднее.
Неактивен
kab написал:
веломобиль оказался очень шустрый
Время круга? В сравнении с обычными велосипедами разных типов? Максимальная скорость (предполагаю, что эти трассы отнюдь не "стол")?
200 с ходу пробовали?
Неактивен
В субботу на один день приезжал заказчик трайка Станислав,для окончательной "примерки" перед покраской.Он привез с собой велоформу и туфли .Пока пили утренний чай, я приладил к трайку зеркало заднего обзора и велокомпъютер с "Одиночки".Когда позвонил Вадим и сказал что он уже ждет нас ,мы группой из трайка и двух лигерад тандемов выехали на улицы города. Опыта езды на трайке у Станислава не было поэтому мы на тандемах взяли его в "каре"и как почетного гостя ограждали от поползновений неучтивых автомобилистов.Во время этой процессии Нина снимала трайк на видеокамеру.Когда мы выехали на пешеходную набережную то Станислав прибавил ходу и легко оторвался от тандемов причем мы то знаем дорогу, а он нет.Я только успел крикнуть ему где нужно остановится чтобы не проскочить поворот на лыжероллерную трассу.Аккуратно спустившись по асфальтированым дорожкам к пешеходному мосту через канал реки Цна ,наша группа темже порядком прибыла на наше Тренировочное кольцо.Вадим уже прокатился по кольцу пару кругов и ожидал нас .Мы всей группой решили прокатится по трассе и опять Вадим на карбоновом лигераде а Станислав на трайке легко оторвались от тандемов и к третьему кругу уже обгоняли нас на целый круг.Пока они наслаждались ощущением низкого полета ,я расположившись возле живописного мостика через ручей .снимал их пролеты мимо меня на камеру.В это время на трассу подъехали Саша Карпук и Виктор Мельников со своими детьми .Дети как обычно сделали меня лошадкой и катались на лигерад-тандемах на пассажирском сиденье,а Карпук устроил интервью Станиславу с фотосесией. Нина и Виктор снимали эту вакханалию на фото видеокамеру. На тему скорости трайка ,перед установкой на трайк я обнулил все показания на велокомпъютере и вместе со Стасом выставили точный диаметр колеса.Да лыжероллерная трасса имеет переменный профиль ,небольшие спуски и подъемы и Станислав показал первый раз сев за руль нашего трайка скорость 43кмч.По его словам так быстро он не ездил даже на своём хорошем шоссейном велосипеде.
Отредактированно саша (2017-09-26 00:38:44)
Неактивен