КЭБ Форум

Форум клуба энтузиастов биотранспорта

  • Вы не зашли.

#51 2020-04-24 16:54:30

kab
Member
Зарегистрирован: 2009-12-31
Сообщений: 422
Профиль

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

Посмотрел и прочитал с трепетом...
Вень Венич!
Памятник тебе при жизни ставить надо!
Молодцы!
С почином, а там уж и орги подтянутся.
Удачи и Здоровья!

Неактивен

 

#52 2020-04-25 00:57:57

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2309
Профиль

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ ПРОЕКТА "БАЙКАЛЬСКАЯ МИЛЯ"(продолж.)

        Разбег «Боинга» обычно длится секунд двадцать пять, и – ощущение краткой приятной   невесомости на взлете. Как будто там  -  на    полосе  аэродрома остались все мои заботы и неприятности последних месяцев подготовки к байкальским стартам.

      Летели одновременно с Вадимом, правда, он часа на два впереди. Ночь как-то быстро перешла в рассвет  - путь-то на восток. От иллюминаторов одного борта до окошек другого  перекинулась тонкая,  яркая красно - оранжевая диадема. Сверху черная звездная ночь, понизу белоснежная вата облаков. Красота, как тут уснуть!? Да ещё поздний ужин, и вкусненький ранний завтрак ровненько раздробили на трети пятичасовой полет.

          Сергей прикорнул рядом   в кресле, а я все пытался представить предстоящий день. Сутки потеряны, обязательный для каждой команды брифинг и  техническую инспекцию мы пропустили, шансы сделать пробные заезды и опробовать трассу - тоже мимо. Участники «Байкальской мили» уже досматривают последние сны,  и к нашему приезду состоится добрая половина дневных заездов. А нам еще   предстоит впервые собрать «Тетиву». (где, в каких условиях, не будет ли проблем?). Да, и  вообще, влезут ли пилоты в узкий обтекатель в теплой спортивной  одежде – замеров-то финишных не было?

      В 8 часов утра, по-тамошнему, нас встретил Байкал – не знаменитое озеро, а одноименный аэропорт, километрах в пятнадцати от Улан-Удэ: небольшой и уютный. Да ещё мороз  градусов под 25, Вадим, автобус, специально присланный за нашей командой и ещё несколькими, засидевшимися в Москве, попутчиками и очень приятная девушка Мария, Маша - отвечающая в оргкомитете  мероприятия за культурную программу. Пока мы пересекали   город  с населением под 700-от тысяч древний, но состоящий в основном из советских пятиэтажек , она искренне пыталась провести небольшую авто-экскурсию:  рассказывала  про памятные места, про археологические раскопки там поселений гуннов. Звуки с трудом долетали до задних рядов, и все что у меня осталось в памяти – это постамент с огромной - метров 5-6  в высоту - каменной головой В.И.Ленина на центральной площади, буддистские погоды на излете города,  а за выездом  -   гурьба ретивых  гаишников с характерными чертами бурятов,  хором проверявшая какой-то документ у нашего водителя.

       Что ещё? Монотонный серпантин однополосной дороги…тайга слева и справа …глубокий снег вплоть до вершин не очень-то и высоких гор… Вадим раскрыв рот внимает байкам Дашевского о поездках в Европу…поодаль крепенькие ребята в кожанках с надписью на спинах  «Харлей-Дэвидсон» по очереди прикладываются к горлышку емкости, с , как я понимаю, лимонадом…где-то впереди истосковавшаяся  и бесцеремонная юная особа, почти   вылезая из нижнего белья, милуется с возрастным бой-френдом второй молодости… Для нашей команды начинается знакомство с «Байкальской милей»!

      Я тоже проявляю беспардонность: стягиваю   новенькие прорезиненные  сапожки с белоснежным мехом (мы- команда все  в таких!), и растягиваюсь на пустом заднем сидении досматривать осколки снов. До Байкала почти 250 км - четыре часа пути.

      Через полторы сотни верст автобус, качнувшись, тормозит среди сугробов в каком-то тупике. Бревенчатое аккуратненькое кафе, явно рассчитанное на   туристов: на прилавке много даров местной природы. Сергей сразу же прихватил объемистый мешочек с клюквой.. И первое знакомство с удивительным гостеприимством  и кухней Бурятии. Позже,  в нашем гостиничном комплексе  и в самой Максимихе,  мы убедились в этом ещё не раз. А воздух! Тем более, после загазованной донельзя Москвы. Он какой-то плотный, осязаемый. Им не просто дышишь , а, буквально, глотаешь пласты, ешь и не можешь насладиться. Вроде и  мороз, но хочется стащить шапку (и делал так!) и омыть голову воздухом, настоенным на Байкале.

     Последнюю сотню едем вдоль берега озера. Пытаюсь всю красоту пейзажей забросить  к себе в камеру телефона, но сразу осознаю бесполезность  затеи,  и просто наслаждаюсь видами.

https://b0.icdn.ru/1/1949/6/67255226ZlX.jpg

       Нас разместили в отеле поселка Горячинск,  километрах в шестидесяти по дороге на  Максимиху, состоящем из бревенчатых отдельно стоящих домиков и такого же   кафе. Как позже оказалось, нашими  соседями были  в основном иностранные команды: французы, ирландцы, итальянцы. Не стали терять время на обустройство.  Автобус, высадив часть пассажиров  ,  повез команду дальше  - к месту дислокации спортивного лагеря.
       
        В Масксимихе офис оргкомитета располагается в комплексе гостевых домиков, там же большое кафе с баром,  а под ним в подвальной части огромный   гараж , в котором квартируют   мотоциклы некоторых участников. Рядом с нами электо-болид  студентов из МАМИ(старое название) - через день он установил рекорд, разогнавшись за 240 км/час, французский  роскошный  монстр, показавший какое-то фантастический  результат в прошлом году в Бонневиле, велосипеды растабайковцев и другие.

https://b0.icdn.ru/1/1949/9/67255219WwZ.jpg

        Нас встретили киносъемочная группа  Д.Боброва с включенной камерой- ловят  интересные моменты   нашей команды, и Алексей. Не мешкая,   забрали «Тетиву» с разгрузочной площадки, и приступили к её сборке в подвале. В качестве стола использовали аккуратный ящик из-под мотоцикла, как позже оказалось – итальянцев. Вадим   обнаружил, что колпак  обтекателя поврежден – сверху поперек тянулась трещина длиной в 12-15 см. Вернее она только намечалась, я приложил небольшое усилие и – слои карбона, как бритвой. То ли в дороге даванули, то ли при упаковке в обрешетку ещё в Москве пережали саморезами. Место важное, нагруженное - работает на растяжение-сжатие, но ремонтировать было нечем и негде. Просто замаскировал дефект круглой наклейкой.

        К моему облегчению, ни одной детали не забыл, и все подошли по размерам. Правда,  колпачок левого подкоса  для «красоты» желательно было подрезать на полсантиметра. Сергей взял в руки «болгарку» (у них - в Краснодаре называют «фортуна»), и… поврежденный в дороге диск врезается в кожу ботинка в области пальцев. Повезло, что он не успел переодеться  в наши обновки - непромокаемые сапоги. В его швейцарских , купленных где-то на блошином рынке в Европе за 1 еврик,  в носке имелась металлическая защитная вставка, которая и спасла ногу основного пилота от серьезной травмы.


       В конструкции стримлайнера  я заложил возможность отключать подвеску, что и сделал там  при сборке, решив для первых тестов использовать вариант крепление балки с коньками   подкосами. Колею у «тетивы -БАЙКАЛ» можно изменять в диапазоне 580-900 мм. Установил минимальный размер. Коньки   качаются на подшипниковым узле в продольной плоскости  в пределах  +/- 30 градусов, при этом схождение тоже регулируется. Дашевский в шутку  попытался придраться к установленному ещё в мастерской, промерил линейкой – идеально параллельны!

https://b0.icdn.ru/1/1949/4/67255224CmM.jpghttps://b0.icdn.ru/1/1949/2/67255222jBm.jpg

        Осталось только собрать и подогнать по месту сменные прокладки между пилотом и спинкой лежака. Процесс отработан и не занимает много времени.  Прокладку набираем брусочками разной толщины из пеноплекса,  заготовленными заранее, и приклеиваем к строительной  пенке под ламинат. Вроде бы все. Могу расслабиться – теперь главное слово за пилотами.
       Все участники «Байкальской мили»  - и гонщики и члены команды - на территорию спортивного лагеря на льду, допускаются только с предъявлением  специальных бейджика и несъемного браслета. Охрана по всему периметру очень серьезная. Посторонним категорически вход запрещен. Пулей    на регистрацию в офис оргкомитета – это  совсем рядом. Сергей, как первый пилот, получает дополнительно фирменную «футболку»  с логотипами  мероприятия, наклейки значки и прочее, а мы все эти прибамбасы покупаем за свой счет. Затем «Тетиву» на плечи, и – вперед! Вся подготовка заняла у нас часа два, и у пилотов ещё были   шансы в этот день успеть сделать хотя бы по одному старту.

https://b0.icdn.ru/1/1949/7/67255227iTr.jpg

      Село Максимиха небольшое  - несколько сотен жителей,  находится на берегу южной части Баргузинского залива. Когда дорога вывела нас из лесистой части на  спуск к озеру, открылась роскошная картина. Заснеженные горы огромной подковой охватывают залив. Его поперечник составляет километров двадцать пять. Вдали на горизонте справа  видна острая оконечность полуострова  Святой Нос, ограничивающая створ залива с севера. Подо льдом (до полутора метров толщины) скрывается глубина в 1280 метров.
     И на этой огромной заснеженной поверхности залива, как гигантский  рисунок из пустыни Наска, панорама всего лагеря  фестиваля скорости  «Байкальская миля». Только охватывая его взглядом с высоты  до конца осознаешь, сколько энергии и средств вложили организаторы в столь грандиозный  проект!

https://b0.icdn.ru/1/1949/7/67255217IhA.jpg

      Особая моя благодарность  ребятам из киносъёмочной группы    Д.Боброва – они опекали нашу команду все дни участия в фестивале, и только благодаря им   состоялись  и прошли без проблем рекордные попытки нашего стримлайнера . Как и обещал мне по телефону Бобров, несмотря  на опоздание «Тетиву» допустили к тех.инспекции.
     То, что мы приехали на Байкал  не значило, что  нам гарантировано было участие в рекордных попытках.
       
        Собственно вопрос к нам был один, и примерно в таком тоне: а шо це таке?(укр.)
        Действительно,  веломобиль – стримлайнер  пока мало известен широкой публике, да и он, в общем-то - инородное тело в мире ревущих моторов. Вписаться в плотный график более двухсот  заездов высокоскоростной   мото-техники   -  ещё та задача! Какие требования и условия поставили нам :   машина сопровождения и оказания помощи на зачетной дистанции недопустима,   второе – полот, по регламенту мероприятия,  должен иметь возможность самостоятельно садиться  в транспортное средство и покидать его, и,  наконец , транспортное средство после завершения заезда должно    развернутся и прибыть к  месту старта по специально проложенной параллельно трассе. Все эти ограничения неприемлемы нашей команде в тот момент!

         Пришлось «честно врать», что да, несмотря на заклейку обтекателя скотчем на старте ,  пилот способен самостоятельно выбраться из нутра «Тетивы»; что да, конечно же, сам вернется по проложенной в снежной целине дороге обратно. В кармане в это время держал фигу, оправдывая себя в душе , что к следующему-то году уж точно эти условия выполню. Кстати, по поводу скотча был прав – хваленный канадский совсем не хотел держать на морозе половинки обтекателя вместе.
         Через полчаса нам вынесли вердикт: к заездам допустить , ввести    в  регламент фестиваля скорости на льду «Байкальская миля» новый класс транспортных средств BCS-FP , что означает «веломобили –стримлайнеры».

https://b0.icdn.ru/1/1949/3/67255223UlP.jpg

         Тут же рядом с площадкой инспекторов  Сергей впервые опробовал «Тетиву-БАЙКАЛ»  на ходу. То, что она поедет - сомнений у меня не  было, интересовало сколь быстро? По заснеженной и утоптанной площадке лагеря она помчалась резво, значит по льду скорость должна быть ещё больше.. .

      Льда на трассе не было! Вернее того, который я  себе представлял по фото-видео- материалам, и без которого, собственно, заезды в аэродинамическом обтекателе теряли смысл. Точнее, лед был, но какой! Еще день назад (когда мы застряли в московском аэропорту)  перед квалификационными заездами поверхность расчистили техникой, и она должна была, как мне позже рассказали сотрудники, выполнявшие эти работы,  дополнительно проливаться в ночь водой. Но пошел снег, и  смерзся  с мелким крошевом от шипованных колес, образовав на дистанции заметную   зернистость.

      Здесь можно   написать " опять шок" с восклицательными знаками. Но это было бы неправда. Я допускал, что мы приедем на Байкал и мои ожидания не совпадут с реальностью, и все планы и труды превратятся в прах. Мы ехали в разведку. Я понимал, что год на год не приходится и хороший лед придется просто ловить. Тем ценнее будет  хороший результат. Очень жаль, конечно! Но, нужно было набираться опыта и стартовать. 

       Бобровские ребята помогли нам найти место в живой очереди участников заездов,  выделили мне место в своем джипе,  и часам к четырем   мы оказались  стартовой позиции.  Конечно, ни о какой теплой палатке, для пилотов и техники, о чем   грезили в Москве,   и речи быть не могло. Рядом  с нами один за другим на ревущих мотоциклах уходили на дистанцию нормальные ребята в косухах и шлемах. Условия и мороз одинаковые для всех!
     
        Первым место в «Тетиве» в легком костюме занял Дашевский, натянув  в последний момент на ноги отогретые за пазухой велотуфли.   Минут пять на разогрев - крутит педали, одновременно ведутся киносъёмки. Следует  команда «на старт»! Вместе с Алексеем запаковываем пилота в обтекателе,  Вадим катит «Тетиву» к  стартовой отметке, и... в нарушение правил, не остановившись около «маршалов», запускает Сергея на дистанцию. Те только разводят руками: не успели ни разглядеть номер на борту аппарата , ни предупредить таймеристов на финише. Это я     замечаю уже краешком глаза, отъезжая с бобровцами на их джипе вдогонку за Дашевским.

         Лиха беда начало! Через полчаса место пилота занимает Дунаев. Все повторяется сначала, но  его старт Сергей теперь ассистирует    точно в соответствии с регламентом…

        Что удивительно:  в протоколе  27- го февраля -первого дня попыток -  результат Дашевского зафиксирован  , а Дунаева - утерян, как будто и вовсе не было заезда.

         Над заливом  темнело рано, ещё раньше ощутимо холодало, ко-всему, очень быстро. Рекордные попытки заканчивались в пять вечера, но участникам последнего получаса заездов уже  не позавидуешь.  В полшестого, я лично с трудом  стоял неподвижно несколько минут перед камерой – руки просто дервенели, хотя  мой снегоходный костюм  имеет хороший запас по термоизоляции. «Тетиву» на руках - в гараж, причем дорога в темноте, когда спотыкаешься на каждой кочке-льдинке, кажется в два раза длиннее. Сами в восемь ноль-ноль - в автобус, и через час-полтора мы уже в отеле Горячинска.

https://b0.icdn.ru/1/1949/0/67255220kHa.jpg

         Отличные номера на двоих, только  влажную одежду пришлось сушить на теплом полу - нагревателей нет. Про то, что днем толком не перекусили в ожидании заездов, не вспоминалось, как и не было сил идти ужинать. И все же: две гостеприимные разновозрастные буряточки,  обслуживающие кафе, уже накрыли нам стол в уютном уголке. Что-то нехитрое, но очень вкусное  и сытное, да ещё из местных продуктов. А напротив вдоль окна ирландская команда отмечала день рождения кого-то из своих. Они проехали на автомашинах всю Россию до Байкала. Не так уж много еды , негусто спиртного. Больше каких-то здравиц и дружеских шуток в честь именинника, смеха и песен под гитару: известных нам и не очень.
 
          Приглашали присоединиться, но  мы отказались. Просто посидели рядом, послушали  приятные голоса исполнителей. Усталость, перенасыщенного тысячами километров и событиями, дня брали свое.  Самое  важное  в том момент было: до потери сознания успеть включить зарядку телефона и выставить будильник - подъем через шесть часов.

Все фото: https://imgsrc.ru/1949/67255220.html

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2020-04-25 01:33:50)

Неактивен

 

#53 2020-04-29 14:35:11

мит
Member
Откуда: Москва.Бутырский хутор
Зарегистрирован: 2013-10-17
Сообщений: 304
Профиль  Вебсайт

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

Вы дали очень неожиданную информацию!!!  Оказалось что ваш аппарат нарушает правила и регламент и  не имел права участвовать в этом мероприятии !!! ???

Неактивен

 

#54 2020-05-14 03:09:39

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2309
Профиль

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ ПРОЕКТА "БАЙКАЛЬСКАЯ МИЛЯ"(продолж.)


       На утреннем морозце за минус двадцать надежда на  ранние  старты по свежему льду  треснула как стекло. Я  - далеко не мерзлявый, но , пока тащили «Тетиву»  к Байкалу , раз в несколько минут менял руки,  и свободную - прямо в перчатке - засовывал в карман: хоть чуть-чуть отогреться. За пазухой в переполненных отсеках комбинезона : фотоаппарат с комплектом запасных батареек, айфон с  дополнительным внешним аккумулятором , несколько мотков канадского скотча  для заклейки обтекателя, мед-пакет для пилотов - на всякий случай, аварийный комплект инструментов и прочее. Это тоже требовало человеческого тепла в течение всего дня. Предполагать , что в этих условиях  пилоты покажут лучшие результаты было нонсенсом.

       Заняли место в хвосте живой очереди-змее, состоящей  из доброй сотни всевозможных мото-монстров. Притулили свой стримлайнер  к ограждению стартовой зоны  вблизи входного створа, и …планы показать достойные результаты на «Байкальской миле-2020» исчезли безвозвратно  - состояние льда ничем не отличалось от вчерашнего. Соответственно, можно было предположить, что и назавтра – в последний день рекордных попыток – трасса не улучшится. Забегая вперед, скажу, что также бесследно испарились и  замеры скорости заездов  обоих  пилотов «Тетивы» в этот день: их до сих пор нет  в официальном бюллетене.

https://b0.icdn.ru/1/1949/6/67417356dGu.jpg

       Въезд этот оказался единственным  к обеим паралелльным трассам гонок: отдельно для мото и  авто-техники. Периодически, раздавалась команда маршалов-стартеров, мотоциклы  расступались,  теснились  ближе к  ограждению, в сторону  «Тетивы» и  освобождали проезд авто-болидам разной комплекции:от   изящных спорткаров до  «КамАЗ»а  или  десятиметрового  судна на воздушной подушке. Охватывать все это великолепие  наспех объективом  камеры  - явно бессмысленное дело, на то там были профессионалы. Лучшим вариантом было просто наслаждаться атмосферой  праздника, и подпитываться энергией и эмоциями участников. Здесь, ближе к выезду на ледяную трассу,   во всю прогревались моторы мотоциклов . По команде маршала-распорядителя, открывавшего шлагбаум,  они с ревом выскакивали на стартовую позицию. Спустя минуту-другую отрывались от стартовой линии и, подняв за собой облако  белой пыли исчезали на горизонте.

        Эти гонки были,  конечно, грандиозным и ярким зрелищем на огромном белоснежном пространстве Байкала. Но, я проводил по рукой по уже слегка замасленной , от  выхлопных газов моторов,  поверхности обтекателя «Тетивы»,  и нутром понимал чего мне так не хватает здесь.  Сентябрьского тепла  американского городка Баттл Маунтин, утренней свежести   восходящего солнца над идеальных хайвэем  №305, предсказуемости дистанции , где результат зависит не от случайного зацепления (или нет) шипа покрышки о лед,  а от точности  расчетов  конструкции  стримлайнера, уровня подготовки и одержимости пилота,  и, конечно же, той  - отшлифованной годами, безупречной организации  самих рекордных попыток (WHPSC), где самым обидным  разочарованием  в заезде веломобиля-стримлайнера может  стать  лишь  случайный порыв ветра.

       Мне совсем не чужды ДВС (двигатели внутреннего сгорания ), и есть определенный опыт общения с подобной техикой, и в чем-то можно  даже было бы позавидовать эйфории участников рекордных заездов «Байкальской мили». Но здесь  совсем - совсем другой мир! Понятное, но,  совсем иное сообщество увлеченных общей идеей     энтузиастов.  Перекину  еще один маленький мостик в прошлое: когда в юношестве занимался авиамоделизмом, перепробовал себя в различных классах, но остановился на свободнолетающих, конкретно, планерах. Они ближе  мне по своей природе:  легкие, бесшумные, изящные, и для достижения хороших результатов должны быть аэродинамически   более совершенны,  чем моторные «летадлы». Словом,   инженерный подход к  их созданию  там, по-моему, чаще приближается  или даже соприкасается с границами искусства. Полагаю, процесс создания веломобилей-стримлайнеров и планеров во многом созвучны.
         Что заставляло нас два последних дня   с утра до вечера торчать с «Тетивой» вблизи  этого шлагбаума  и дышать выхлопами разнокубовых претендентов на рекорды? Нам категорически нужна была машина сопровождения – без неё просто не имели права на старт: не на чем будет эвакуировать «Тетиву» после финиширования, или, не дай бог, авария – с трассы. Но, момент, когда (и будет ли)   предоставят машину,   нам был заранее неизвестен. В преобеденную сессию  заездов выручили  своим джипом друзья бобровцев – тоже киношники:  им нужно было снять  эпизод о «Тетиве-БАЙКАЛ», а  в предвечернем  старте – «техничка» МЧС.

https://b0.icdn.ru/1/1949/3/67417433gJc.jpg

       Стратегию или даже график заезда мы не стали  обсуждать - не было необходимости. В Неваде условия заездов предсказуем, и  пятимильная  трасса  до метра хорошо известена, по крайней мере, топ-командам. Так, в 16-ом, опытный  Т.Рейхерт  подсказал японскому пилоту  к последнему заезду сместить точку начала спурта на сотню метров, и  тот тут же установил национальный рекорд, став вторым из быстрейших гонщиков в мире.
      Здесь же из машины сопровождения  невооруженным глазом видно было, что ребята уже метров через триста после старта выходили на уровень 35-45 км/час,  и   дальше, преодолевая сопротивление снежно-ледяной трассы , пытались с переменным успехом хотя бы сохранить скорость «Тетивы» до финиша.  Более опытный Сергей предложил рациональный ход: первую половину дистанции просто «разогреваться», раскручивая педали и ускоряться уже где-то ближе к последней четверти  мили. Замер  фактически мгновенной скорости проходил между двумя метками на последних 10 -12 метрах дистанции. Словом, на   короткой - в одну милю  - трассе итак нереально  успеть  использовать весь диапазон «гитары» звездочек, а в сложившихся условиях   достаточно  было    и половины  кассеты. Но, о приводе  - это отдельный разговор.

       Не обошлось и без экстраординарной ситуации. Мы  стартовали всегда  вдоль правой бровки. Дашевский  нормально выпустил Вадима, придав толчком ускорение «Тетиве», как вдруг стримлайнер потянуло влево по большой дуге. Он  пересек под очень острым углом осевую,  и с ускорением направлялся практически в снежную целину. Мелькнула догадка, что заклинило рулевую  (вдруг одежду «закусило»?), но  в конструкции нет опасных элементов!  Метров через сто стало ясно, что пилот безуспешно пытается  вернуть стримлайнер  к нужному направлению.

       Почему меня  в  этот момент, как говорится,  прошиб пот? В «Тетиве-Байкал» покрышка 24х1,75“ – практически в два раза шире штатной для этого привода, и при одном и том же Q-факторе угол поворота колеса значительно меньше.  В 2013-ом в Баттл Маунтин Сергей  между заездами «на нервах» требовал от меня срезать часть левого шатуна у «Тетивы-3» (тогда  он  поначалу никак  не мог   «стартануть» ) чтобы увеличить пусть на немного угол поворота колеса в одну сторону. Я категорически отказывался, хотя такая возможность была. Причина: разный и ощутимо (!) угол поворота, мог просто сбивать пилота с толку и   снизить шансы на удачный старт, а в худшем случае  -спровоцировать падение стримлайнера-одноколейника на скорости.  Здесь же я заранее сделал   ампутацию комля левого шатуна миллиметра на два: для трех-опорной схемы  разница углов поворота уже не критична. Но Вадим не знал об этом изменении! Если ему не «хватит руля» вправо, то через пару сотен метров врежется в   обочину. Пока мы добежим туда, выручим его вместе с  «Тетивой » из снежного плена , и доставим к старту  - «съедим» минут пятнадцать дорогого стартового времени других участников. Вряд ли нам после этого позволят продолжить серию заездов.
   
      Обошлось! После финиша  Вадим пояснил, что просто экспромтом самовольно решил (!) поменять бровку – вдруг там лучше покрытие.

         На пять часов вечера, после всех заездов, нашей команде была назначена  фотосессиия. За десять минут стояния неподвижно на ледяном ветру, мысленно поблагодарил организаторов: удачно рассчитали предельное время  завершения вечерних рекордных попыток.

https://b0.icdn.ru/1/1949/7/67417357mQl.jpg

       Поздно вечером в кафе Максимихи меня нашли возбужденные растабайковцы с предложением: готовы помочь сделать сменные лыжи на «Тетиву», и они уже выяснили, где найти  их – лыжная база проката находилась в этом же гостевом комплексе. Я загораюсь мгновенно -  решил напрячься ещё раз, и провести в  трудах ночь  перед последними  стартами   здесь -        в не отапливаемом гараже. Благо инструменты были под боком. Пока зав.складом подбирала нам пару  подходящих лыж, мы, с инициативщиками, обползали  соседние подвалы в поисках хоть какого-нибудь подходящего для работы металла. На удивление для меня, активнее других была симпатичная девушка – так я поближе познакомился с ещё одним предводителем  "Клуба  Александра Шурэ" -  Леной Смирновой (по-традиции, с кличкой - Ова).
       Лыжи нашлись, и хорошие. Но, дело не в их в цене, и не в усиливающемся морозе, а просто,  внутренне чутье подсказало мне:  не стоит эта овчинка выделки, того потенциального улучшения результата, и надо просто признаться самому себе, что  в  этот год удача отвернулась окончательно.

Все фото здесь: https://imgsrc.ru/1949/67417357.html

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2020-05-14 03:42:27)

Неактивен

 

#55 2020-05-14 13:22:02

мит
Member
Откуда: Москва.Бутырский хутор
Зарегистрирован: 2013-10-17
Сообщений: 304
Профиль  Вебсайт

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

Очень плохо что вы не сделали ЭКСПЕРИМЕНТ с заменой коньков с заточкой под фигурное катание по хорошему льду на пластииковые лыжи. Этот эксперимент снял бы многие вопросы!

Неактивен

 

#56 2020-05-19 15:46:40

Ульяновский Вениамин Вени
Member
Зарегистрирован: 2007-09-08
Сообщений: 2309
Профиль

Re: Международный фестиваль скорости на льду "Байкальская миля-2020"

РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ ПРОЕКТА "БАЙКАЛЬСКАЯ МИЛЯ"(окончание)

        Сагаалган – праздник Белого месяца, привязанный к лунно-солнечному календарю. Другими словами - Новый год по-бурятски. В этот раз   наступил в ночь с 23 на 24 февраля. Празднование  его в   местечке  Максимиха привязали к последнему дню високосного февраля, и объединили с церемонией открытия-закрытия «Байкальской мили-2020».  К нашему приезду на последние старты большая часть пространства от берега до лагеря уже была заполнена тысячами гостей, а вдоль  кромки образовалась внушительная парковка  автомашин с местными номерами.

        Утренняя очередь на финальные рекордные попытки  стала   плотнее обычного, участники ловили последние шансы. Мы зарезервировали себе место и  притулились с «Тетивой» на  своем «законном» пятачке у створа. Монотонность долгого ожидания старта в третий день подряд стала меня уже утомлять. Пилоты «Тетивы»  за эти дни ещё ближе познакомились, нашли  немало общих интересов, что меня радовало,  в общем - активно тусовались втроем. К путешествию у Дашевского в кармане был запасной вариант – один из его нано - велосипедов, и, не успей я завершить «Тетиву», он мог поехать с ним  на Байкал – минимум попал бы в Книгу российских рекордов, а то и Гиннесса. К сожалению, из-за отсутствия чистого  льда   продемонстрировать кроху было негде. Но Сергея многие и так узнавали , как участника прошлогодней выставки «Мото- весна».  С удовольствием фотографировались вместе. Так что, ни он, ни его миниатюрный байк не были обделены вниманием.

https://b0.icdn.ru/1/1949/7/67477777YmY.jpg

        До обеда, к сожалению,  попасть на трассу нам не удалось. К часу дня участники стали выстраиваться  в колонну   для участия  в параде-алле. Предстояла  церемония  открытия, выезды на подиум под огромной аркой-сценой,  вскидывание рук в приветствии, интервью, фото-сессии, встречи со зрителями и прочая  мишура подобных шоу. Ну, совсем не моя стихия!  Окинул взглядом, увлекшихся разговором пилотов, и решил, что с этими задачами справятся   без меня. По-английски, не прощаясь,  растворился в толпе: передохнуть и познакомиться , наконец-то,  с  лагерем «Байкальской мили».
     
      По периметру закрытой для посторонних территории  располагались тенты-палатки и другие временные сооружения фирм-участников и администрации. В  ёё дальней -восточной части – уютные с подогревом шатры-кафе на деревянных помостках где  стояли низкие столики с мягкими диванами вокруг.
      Вернулся к шлагбауму, закрывавшему доступ  в спецзону, и вышел на гостевое пространство к парадной арке. Там уже ожидали приезда руководства региона  и начала праздника. Отсюда зрители могли  наблюдать   старты драг-рэйсинга на дистанции 1/8 миля или рекордные попытки на основных мильных трассах, уходящих в северном направлении. На сцене что-то вещал колоритный местный Дед Мороз. Около неё трое очень крупных бурятов в национальных халатах, подпоясанные толстыми веревками, колотушками пытались порвать кожу барабанов , которые, полагаю, слышны были за двадцать километров на другом берегу залива. Перед  ними на утоптанной площадке   девчата в расшитых национальных костюмах исполняли какой-то ритмичный  танец. Дальше – в западной части лагеря стояли кафе - юрты со всякой вкуснятиной. Особо понравился брусничный чай и какие-то большие пельмени  на местный лад. Здесь же готовили, здесь же и угощали. И – чистота вокруг!

      О чистоте и порядке особый разговор. Организаторы рассказывали, что после окончания мероприятия ещё добрых две недели вместе в с волонтерами убирали всё , вплоть до окурка,  с поверхности замерзшего озера. Да, в общем-то, думаю, все участники понимали свою ответственность перед Байкалом. На протяжении всего лагеря стояли ящики для  мусора, на стойках  у кафушек везде закреплены полиэтиленовые пакеты для мелких отходов. И молодцы волонтеры – в течении дня барражировали по территории. щипцами собирая случайно упавший мусор, вплоть до  огрызков электро-стяжек. Алексей попытался  поймать на небрежности, увидав прибитый ветром к моей ноге какой-то пакетик. Напрасно – по чистоплотности дам фору многим: в карманах таскал даже крохотные кусочки скотча, оставшиеся от заклейки обтекателя.

https://b0.icdn.ru/1/1949/3/67477783yQd.jpg
Результаты заезда за 27.02.20 г. В.Дунаев не указан. Фото со стенда

https://b0.icdn.ru/1/1949/0/67477780zEe.jpg
Опубликованные официальные результаты заездов за 29.02.20 г. Дата не соответствует действительности.

       В назначенный час   -приветственное выступление местного губернатора, обещания помогать в проведении «Байкальской мили» и в будущем, торжественные проезды и представление участников, аплодисменты благодарных зрителей. Ребят нашел уже стоящими со стримланером  вдоль импровизированной снежной аллеи, где состоялась после парада выставка техники, и раздающими интервью. «Тетива- БАЙКАЛ» действительно   привлекала особое внимание.
       
      Как и обещал, пару строк о приводе стримлайнера. Тут кто-то на форуме горячился, мол,  да я бы, да на своем велосипеде… Надо понимать, что высокие скорости без  аэродинамического обтекателя недостижимы. Как и без привода с высоким, порядка 10-11, передаточным  отношением. В «байкальском» варианте использован модернизированный привод с версии «Тетива-2». Главная звезда  там в 98 зубов.  Укладка (расстояние, проходимое колесом  за один оборот педалей) – почти 20 метров.     Расчетную скорость на ровном гладком льду Байкала заложил около 80-90 км/час. Как можно было доработать привод: либо уменьшить главную звезду (основной вариант), либо  увеличить последнюю ведомую во второй ступени. Первый вариант был нереализуем в сжатые сроки. Поскольку, при уменьшении количества зубов меньше 90,   и иной конструкции шатунов резко увеличивался Q-фактор (см.  http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?pid=52780#p52780) , и велотуфли просто упирались в обтекатель. Ни переделывать привод, ни , тем более, обтекатель возможности в январе уже не было. Оставалось второе,  что и было выполнено. С такой первой  передачей и в Неваде - на идеальной поверхности  - пилот разгонял «Тетиву» до скорости в 40-45 км/час только к концу первой мили. Т.е., сопротивление  основательно припорошенной поверхности льда Байкала, которую мы обнаружили по прибытии,  исключало всякую надежду раскрутить пилоту главную звезду привода да расчетных параметров. Будь там - на заднем мосту неважно что: пара коньков или лыж.

https://b0.icdn.ru/1/1949/8/67477778WnB.jpg

       Теперь есть опыт и  ясность, как модернизировать «Тетиву» к будущим рекордным попыткам. Это на первый взгляд: смещение положения пилота в обтекателе, изменение базы, и изготовление нового привода. И, разумеется, запасной – чисто колесный - вариант  на случай если опять не повезет со льдом. 

        Ждать команды на старт пришлось еще пару часов. Ребята продолжали согревать свои велотуфли за пазухой, когда наконец   высвободилась машина МЧС для нашего сопровождения. Я совсем запамятовал, что  утром  заезд не состоялся, и предложил переодеваться и занять место в «Тетиве» Вадиму. Сергей потом высказал легкую обиду, мол, была моя очередь. Но в целом, всё было уже кончено – наш старт оказался последним в тот день. Пока эвакуировали «Тетиву» и   пилота с финиша, водитель с напарником по пути  рассказали об охране периметра  фестиваля скорости. О том, как несколько километров берега были перекрыты  сотрудниками ГИБДД, милиции, бойцами Росгвардии. Как какие-то безбашенные местные чудаки пытались прорваться в закрытую зону  гонок на снегоходах, и прочие эпизоды. Но, это тоже уже не имело значения: рекордные перипетии «Байкальской мили-2020» остались в прошлом.

https://b0.icdn.ru/1/1949/2/67477782CaG.jpg

        Нам  с другими участниками ещё предстояли   съемки на  фирменные  постеры. Для этого нужно было по команде оперативно занять площадку  после взлета вертолета, и выстроиться в нужном месте с «Тетивой». А  затем, дождавшись когда геликоптер зависнет на несколько минут за нашими спинами и взметнет снежную пыль, застыть неподвижно на вечернем морозе перед камерами.

       Следующим утром намечалось ещё интервью на камеру, поэтому «Тетиву» разместили на ночлег в лагере - в опустевшем административном павильоне. По дороге в Максимиху встретились растабайкеры, и уговорили нас вернуться  на лед: там вечером должна была состояться  пати участников фестиваля с элементами официальной церемонии закрытия. Пообещали подбросить нас ближе к ночи в Гремячинск на своем автобусе.

       У Сергея издавна фанатичная страсть собирательства. Неважно чего, лишь бы это напоминало о местах в которых побывал. Лет десять назад, когда  Москву накрыло густым смогом от горящих в  окрестностях торфяников,  мы вдвоем поехали на моем микроавтобусе в разведку маршрута   предстоящего тест-тура веломобилей. Поздним вечером, намаявшись за день на солнцепеке, остановились у    Днепра искупнуться. В том месте на Смоленщине река ещё не широка и не глубока – по грудь. Пока плескался – плавал, потерял Дашевского из виду. Обнаружил   около каких то древних полусгнивших свай: Сергей держал в руках кучу ржавых железяк, и что-то нащупывал ногой на мелководье. Оказалось – это старинные гвозди от разрушенного деревянного моста. «Вдруг, - говорит, – они ещё Наполеона помнят? Он  же по этой дороге отступал».

     Так и здесь. Уговорил, и мы вдвоем , как шкодливые мальчишки,  в темноте  и тишине пробрались подальше на трассу, где ещё недавно ревели моторы. Срезали для Сергея никому уже не нужный баннер, и сняли  со стоек  по флагу с символикой «Байкальской мили -2020» - на память. Я невольно окинул взглядом белоснежный простор: плоскую чашу залива окаймляли, почти смыкаясь на горизонте, заросшие тайгой заснеженные горы; вверх в бесконечность космоса улетало черное звездное небо, в глубине  под нашими ногами - километровая толща байкальской воды. А в  воздухе: абсолютное безмолвие, спокойствие и ядрёный мороз. Фантастическое ощущение!

       Никакой официальной части в назначенный час не состоялось. Сотни две  участников мероприятия, большинство из которых  хорошо знали друг друга, отдыхали – расслаблялись в том уютном кафе-шатре с мягкими диванами. Это, как говорится, был не наш формат, и команда,  покинув лагерь на льду, отбыла  на ожидавшем нас автобусе в отель...

     Как не старались мы утром поплотнее набить чрево «Тетивы»,  инструментов и запчастей набралось- таки  еще на целый ящик. И это  в дополнение к ручной клади! Растабайковцы  в очередной раз выручили - помогли дотащить упакованный в обрешетку стимлайнер  в пункт  сбора грузов на автопоезд до Москвы. И потянулось томительное ожидание  вечерних автобусов до Улан-Удэ.

https://b0.icdn.ru/1/1949/1/67477781aPm.jpg

      Ребята нашли занятие в офисе организаторов – помогали перетаскивать какие-то коробки  с сувенирной продукцией. Я на крыльце охранял, никому не нужный кроме меня, ящик с поклажей. Подошел уставший вусмерть С.Мальцев, взваливший на себя основные труды по организации этого грандиозного мероприятия. Расспросил об впечатлениях,   о результатах , о планах на будущее.
      Конечно, да! Спасибо Байкалу, спасибо организаторам, спасибо бобровцам-киношникам, отдельная благодарность Сергею Мальцеву без которого просто не состоялась бы наша поездка! Это были яркие, замечательные дни! Надеюсь, в следующем году лед Байкала будет столь же прозрачный и гладкий как на этом видео:
 
https://b0.icdn.ru/1/1949/4/67477784FrR.jpg
https://youtu.be/F1_iiox-evs

      На этом можно   бы и закончить рассказ о нашей не очень результативной, но увлекательной поездке. Но, он будет неполным без упоминания последней для меня реперной точке проекта «Байкальская миля-2020».

        Мы коротали командой последние  часы в кафе Максимихи  в ожидании автобуса, вели   мужские разговоры. Жесткие.
       Да, я согласен, что в рекордах скорости веломобилей-стримлайнеров нет большого смысла, особенно в части личного интереса, если хотите - выгоды. Сегодня на коне, а завтра твой рубеж будет обязательно превзойден, и ты стерт в памяти. Да, - это не победа  в олимпийских играх.  Осознание того, что на  лестнице ведущей кого-то к успеху ты когда-то возвел (если повезет, конечно) очередную ступеньку будет греть только тебя одного, и хоть таким образом как-то оправдывать в    собственных глазах  затраченные тобой усилия, время и здоровье. Нужно быть   готовым к такому исходу, замахиваясь на новый рекорд. За свои труды везу с Байкала лишь  бумажный постер, футболку с принтом, и значок. Все куплено за свои же деньги, бесплатно они выдавались только пилотам. И все же…Очень надеюсь , что в узком и  далеко не комфортном лежаке «Тетивы»  ещё успею увидеть не попутчика, а единомышленника.

               
   …Автобус въехал в Улан-Удэ ближе к ночи, и принялся развозить  участников по гостиницам.  Последний приют  команды в Бурятии   расположился   на окраине города у какой-то стройки.
     Водитель долго и   с трудом выцарапывал из багажного отсека  наш тяжеленный ящик с инструментами, и  , наконец , вручил его мне в довесок к личной поклаже. Оглянувшись,  я увидел только хвост  многочисленной группы, торопливо семенившей по узкой дорожке в снегу  к освещённому  входу в отель.
        - Не заметили, что ты отстал, - оправдывался  за  команду Сергей, держа в руках уже оформленные квиточки и ключи от нашего с ним номера, когда я заволок груз на высокое крыльцо и ввалился в тепло холла….
       Утром в аэропорту, Алексей , зная мое увлечение,  подарил   сувенир – колокольчик с местным орнаментом, купленный  в ближайшем  киоске. Возможно, в качестве общего извинения. Хотя, зря: я ни на кого не в обиде за наш  вояж   на Байкал  – жилистый и привык  все тащить  в одиночку.

https://b0.icdn.ru/1/1949/9/67477779jUz.jpg

P.S. Проходил там  - в кафушке Максимихи   мимо столика, где гурьбой расположились растабайковцы. Среди них приятная женщина , как говорится, второй молодости  с загипсованной рукой (травма «на память» о фестивале) . Попросила разрешения сфотографироваться со мной. Разумеется , да, но слегка растерялся: почему вдруг? Женя Вайс представил её , правда, я в шуме зала не расслышал. Присел за столик  к ребятам на минутку. Несколько фраз сказали об Александре Кучерявом. Я -  пару слов  о том, что жизнь продолжается несмотря ни на что, и расстались. Только в Москве узнал, что это была его мама.
       Редко здесь о столь  сокровенном, но…
        Этот  проект  - «Тетива-БАЙКАЛ», в душе я посвятил  памяти  талантливого человека, с которым   был хорошо знаком более пятнадцати лет,  и который, собственно, сподвиг меня на труды , о которых рассказал – основателю клуба РАСТАБАЙК. Спасибо, Саша! Помню!

все фото здесь: https://imgsrc.ru/1949/67477780.html

Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2020-05-20 21:20:33)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.025 seconds, 8 queries executed ]