Девяносто на "Кэтуле"! Кто больше?

Ульяновский В.

02.11.2008 г.  
(Фото автора) 

          Его ждешь год, а пролетает в одно мгновение. Причем, самый противный день - последний: понимаешь, что завтра - всё сызнова.

        Две недели назад: разорвал все ниточки, связывающие с работой и с друзьями (пусть простят: иначе не вырвешься в отпуск); загрузил в «Баргузин»  веломобиль «Кэтуля-компакт» (теперь она  запросто, с запасом помещается и поперек  салона), дорожные сумки, жену, термос с бутербродами  и велотуфли (с контактами, разумеется!); установил на спидометре стрелку на 120 км и взял курс на Белоруссию. 

   

        Почему именно туда? Там, в Минске,  всегда ждет мама - это главное. Во-вторых,  второй год под Логойском   раскочегаривает  для меня баньку Ю.Карев - известный веломобилист  восьмидесятых, а я все кормил его обещанками  явиться в гости. А в-третьих, мы с Юрием Николаевичем  давно сговорились обследовать на веломобилях белорусские велодорожки - их немало в тех краях. Божился влиться в нашу компанию и С.Пономарев, да погряз в заботах службы.

        Менее часа лёту на «Баргузине» от издревле славного города Смоленска, и мы настигаем  хвост очереди фур на таможне. Руль резко влево, и микроавтобус, на правах «легковушки», продолжает полет по встречке вдоль сотен фур, вытянувшихся в два ряда   по шоссе  километра на полтора. Им ещё  предстоят долгие таможенные  процедуры.

      А возле заветного окошка  для автотуристов, вроде нас, - никого! Протягиваю усатому (национальный колорит!) пограничнику права, шестьсот четыре рубля, ставлю  где-то три подписи и вот она - сине-зеленая бумажка-полис - у меня в руках. Все формальности! Запрыгиваю в кабину, и через минуту пересекаю невидимую границу: виншую цябе, саюзная Беларусь!

      Еще метров через триста десятирядную(!) в этом месте магистраль перегораживают загоны для автомобилей со шлагбаумами: платная дорога. Протягиваю в окошко заготовленные тринадцать рублей. В ответ на табло появляется «52» - подорожало значит. Дудки! Платить приходится за пустой багажник на крыше - новый закон. А если бы тюнинг  машине сделал! Рассчитываюсь, конечно,  без сожаления, а дальше... 

   

    Дальше, пожалуйста, потише, и - слушайте. Да не меня, а  ласковое  перешептывание колес «Баргузина» и дороги. Она - идеальна! Она - само совершенство! После,  так называемых, магистралей а-ля «стиральная доска» Московии и Смоленщины (беру грех на душу: надо бы, согласно пословице, каждому свое болото хвалить) здесь хочется рыдать от умиления.  Обратите внимание  на четкую  разметку полотна: ночью она видна даже лучше, чем днем! А сплошная линия справа, отделяющая обочину. Видите  выпуклые рубчики на ней? Попробуй только  водитель отвлечься и коснуться их колесом - резкий звук шин мертвого разбудит.  Сколько же жизней спасла  эта качественная белая краска! 

   

      Теперь поднимите глаза. Вот эти знаки разрешили мне мчаться со скоростью в 120 км/ч от границы вплоть до столицы Белоруссии (кроме небольших участков дорожных работ). И ночью не страшно. Кто и где видел такие знаки в России? 

   
 
   

    А, обочина! Да простит она  меня, что так называю сие  чудо дорожного искусства. В автопутешествиях, по привычке,  эту часть дороги оцениваю на пригодность для будущих велопробегов. Так вот, по такой белорусской обочине и на веломобиле можно безбоязненно развивать (кто осилит, конечно) те же сто двадцать!

      Впрочем, зачем по обочине? Посмотрите: параллельно магистралям зачастую тянутся трехметровой ширины велодорожки. Конечно же, далеко не везде, и не самой большой  длины. Но - они есть! Десять, двадцать, тридцать километров протяженностью, радиальные, окружные по направленности, снабженные дорожными знаками, они вьются вдоль дорог.  По возможности влетают на виадуки или ныряют в небольшие тоннели, пересекая магистрали на разных уровнях. Где-то на больших перекрестках стоят знаки-указатели, прерывающие велодорожку: спешься и переведи свое велотранспортное средство. А дальше - опять продолжается  мирное сосуществование  авто и  велотранспорта: у каждого своя дорога.

   

     Укататься на таких велопроспектах и торопился я  к Кареву. Благо, «погоды  дивные стояли»: теплые и сухие осенние дни. Не срослось! Он срочно вынужден был выйти на дополнительную работу. Э-эх!

      Карев - веломобилист  стоит отдельного рассказа. Здесь же только коротко, крупными мазками. Строил веломобили с середины восьмидесятых. Инженер, отличался профессиональным подходом к их проектированию. Первым в стране изготовил  веломобили  из титана: трайки с подвеской задних колес. Участвовал в  «Тест-турах» и «Золотых кольцах» Московского КЭБа, во Всесоюзном смотре веломобилей в Полтаве в 1990 году, где стал призером. Вместе со В.Смирновым и  С.Дашевским  «гонялся» на Чемпионате СССР по веломобилям в Минске. Много путешествовал на веломобилях, например, пробег по маршруту Краснодар - Крым - Молдавия -  Румыния - Болгария. И так далее. Недавно купил себе дом на Минщине и уехал из столицы республики. И не жалеет: чего только нет в закромах его мастерской, каких только технических находок не увидишь на его станках. Разменял седьмой десяток. Неуёмный, активный человек, творческая натура.

       Вот о натуре расскажу  подробнее. Юрий Николаевич, по призванию души - банщик. Любит это дело, ещё со времен армейской службы. На сей раз - к моему приезду - расстарался особенно, с выдумкой.

        Самолично обустроенная деревенская банька - его гордость. Растоплена загодя, вода ковшичком на раскаленные камушки - пар, до 120 градусов, под потолок. Умостились в узенькой парной на полке втроем (местный  сосед-электрик, ну просто, душа- человек). Потеем - шутим: следы прошлогодних маек скоро начнут проступать. Не дождались, хотя и долго терпели жар немалый за неспешным разговором. Мы- то по очереди через мыльню в предбанник бегали: охолодиться  горячим чайком  из самовара, заваренным на  семи травах. А  Кареву - хоть бы хны! Да ещё и веничками березовыми над нами трудился: то пройдется  по всему телу разопрелыми листиками, то прихватит ими сверху пару, да прижжет пятки,  то стряхнет на тебя сверху  с веника тысячи капелек, чуть ли ни, кипятка. Словом, до темноты часа за четыре сотворил из нас новых человеков.  

   

       А потом: нехитрые деревенские салатики из всего свежего - с грядки, сальцо, вкуснющий нарочанский черный хлеб, яичница,  разваристая белорусская бульба, что-то мясное на козьем молоке, и она - прозрачная и чистая, как помыслы  давно не встречавшихся  друзей. А разговоры за бездонной чашечкой чая! Оказалось, что мы, с  женой Юрия Николаевича - Алиной, не только были знакомы сорок  с лишком лет назад, не только трудились вместе на одном заводе (ныне  НПО «Горизонт»), но и в одном  экспериментальном цехе (где я работал технологом),  выпускавшем первые и самые  маленькие в стране микро-приемники на тонкопленочных схемах. Кто вспомнит - они помещались в спичечный коробок. Вот  как  бывает! И,  наконец,  далеко за полночь:  перина и деревенская ночная тишина, засыпающая под тиканье ходиков.

        Поутру перед бесконечным, когда-то колхозным, яблоневым садом,  начинающимся прямо от дома Карева, я увидел два подготовленных к выездке титановых веломобиля.

   

     Они не изменились за два десятка лет. На одном хозяин по-прежнему ездит на работу. Кстати, на нем он лет семь назад совершил интересный однодневный пробег: от своего дома до Бреста. Это около 380 км. Выехал в четыре часа утра, а финишировал на границе с Польшей в десять вечера того же дня.   А вот  второй - «Здоровье», который участвовал в Полтавском конкурсе 1990 года, Юрий Николаевич подготовил и подарил  мне  в качестве экспоната в «Музей веломобилей».

         Добавили к титановым красавцам «Кэтулю» и  накатались по деревне  (видео здесь) . А затем  распрощались: Карева ждала работа.

 
   

         Так что знакомиться  с велодорожками  Белоруссии мне пришлось в одиночку. 

         Прямо от кольцевой автодороги - границы Минска  проложена удобная  веломагистраль (видео здесь) в местечко Раубичи - олимпийский спортивный центр (это 19 км). А оттуда вполне сносно можно доехать еще с десяток километров на веломобиле  и до национального горнолыжного комплекса «Силичи». Велодорожка проходит вдоль автотрассы, кое-где пересекаясь с ней. В основном по горизонту, но дальше от Минска встречаются и подъемы-спуски.  

   
   
   

       Интересная  велодорожка вдоль старой дороги Минск-Москва обустроена около города-спутника Жодино, где производят знаменитые  самосвалы-гиганты  «БелАЗ». Наверное, и на самом  предприятии нашлось бы дело веломобильному транспорту. А после  Жодино  эта велодорожка поворачивает налево и тянется уже по окружности, относительно столицы. Удивительно, что проблемой  было сфотографировать на ней одновременно несколько велосипедистов. Парадокс: есть велосипедисты - нет дорожек, велодорожки понастроили - некому ездить!

        Но больше всего меня поразила велострела, проложенная из самого сердца Минска, практически из центра города. Десятикилометровая  трасса направлена  по радиусу, и  идет вдоль одной из основных магистралей города - Проспекта Победителей (ранее - Проспект Машерова). Полчаса, или чуть более, пути  на веломобиле и Вы попадаете за город в зону отдыха, в сосновые леса на берегу любимого места отдыха горожан - Минского моря. По пути  можно остановиться,  отдохнуть ещё у одного водного зеркала - Комсомольское озеро (видео здесь). 

   

     Велодорожка имеет интересную особенность: объединена с полосой для пешеходов. Понятно, что когда та пуста, велосипедист может использовать всю ширину   «сэндвича». Но при встрече, каждый из участников движения знает свой приоритет.

Иногда эта велодорожка «дерется», т.е. пересекается с автомагистралями, и здесь велосипеду приходится уступать пальму первенства моторному собрату. Но, в целом, это не портит картину поездки. 

   

       Мне доставляло особое удовольствие "челночить"  на  «Кэтуле» по этой велодорожке в вечернее время. Представьте себе: улица современного ночного города живет своей жизнью,  яркие вывески магазинов, бойкая  уличная торговля,  мимо проносятся сотни автомашин, а ты в охотку крутишь педали  веломобиля, неспешно созерцая всё вокруг.

Подсознательно и  даже физически ощущаешь, что ты - веломобилист едешь по СВОЕЙ дороге!  И, конечно, вдвойне приятно испытать это чувство на улицах города своего детства. 

   

        Огорчает  лишь то, что и  веломагистраль отнюдь не «забита» велосипедами, не говоря уже о веломобилях - сейчас их просто нет в Минске.

        В один из вечеров  на этом маршруте здоровья познакомился с двумя молодыми  ребятами-минчанами: Ильёй и Андреем. Они возвращались на заляпанных глиной велосипедах с Комсомольского озера. Там сейчас для   очистки водоема спустили воду,  и обнажившееся дно - отличный полигон для экстремалов. Опробовали "Кэтулю, и как мне показалось, заинтересовались веломобилями. Вместе доехали до стелы, сфотографировались. Они  и рассказали, что в Минске есть ещё несколько больших и малых велодорожек. Но опробовать их мне уже не позволил, стремительно заканчивающийся отпуск. 

 

         Почему  именно  в центре Белоруссии появились веломагистрали? Дело, по-моему, в том, что там сложилась совсем иная, чем у нас  в России, культура участников дорожного движения. Стоило мне только поставить ногу  на «зебру», даже на нерегулируемом перекрестке, как тут же все автомашины обоих направлений застывают до момента, пока я не достигну противоположной стороны улицы. И, наоборот, только отъявленные хамы или чужестранцы, не знающие местных уставов (т.е. Правил дорожного движения), шагнут на проезжую часть, когда горит красный сигнал для пешеходов. Даже если дорога пуста в обе стороны насколько видит глаз.

      Сравните эти две фотографии, они характерны для города: автомашины проехали, дорога свободна, но ни один пешеход не стронулся с места -запрещающий сигнал светофора! 

 

        А приучили всех к этому довольно быстро. Лет пятнадцать назад одномоментно поставили на все перекрестки (сначала на крупные) по сотруднику ГАИ с полосатым жезлом, свистком  и пачкой квитанций. И они  довольно быстро (кажется за считанные месяцы) высвистели дурь и безалаберность из голов, а лишнюю наличность из карманов минчан - нарушителей ПДД. Дорожные знаки стали любить и уважать!

       Уже давно на всех основных магистралях столицы Белоруссии установлены знаки, запрещающие остановку. Парковать авто можно только на специальных стоянках, или вне проезжей части дороги. Вы не увидите ни одного (абсолютно !) автомобиля, нарушившего этот пункт правил. Поэтому по всем  полосам магистралей, включая правую, свободно движутся автомашины, в том числе, общественный транспорт.

        И велодорожки  живы только благодаря  привитому уважению к дорожному знаку: никто кроме истинных  хозяев - велосипедистов, не рискнет посягнуть на эту территорию.     

       Я немало попутешествовал по Белоруссии в последние годы. И везде высматривал, примерялся, оценивал возможности применения веломобилей. Это уже профессиональная привычка. И в исторических центрах, таких как Мирский   или Несвижский замки. И в таких плоскостных районах республики как Лидский. Кстати, там находится небольшой городок Мосты, в который  мне, к сожалению, так и не довелось попасть. Так вот, говорят (информация СМИ), в нем чуть ли не каждый второй повседневно использует велосипед. Да что там: местные магазины за  день продают  до 45 новеньких велосипедов! 

 

       К чему это я говорю: поезжайте и Вы в  братскую Белоруссию - не пожалеете! Всмотритесь в эту прекрасную страну, вдохните её в себя. Разведайте  её колесами  своих веломобилей. Мне кажется, там есть немало предпосылок  для реального появления веломобильного транспорта на улицах  больших и малых городов.

       И, в завершение статьи, вернусь к  её заголовку.

       В один из дней, отправляясь на разведку велодорожек, взяли с собой мою маму: на природу - подышать воздухом. И пока я, с фотоаппаратом, нарезал километры на «Кэтуле» она, опираясь на палочку, бродила с женой по осеннему лесу, набиралась сил.

А когда приехал - проявила интерес к веломобилю. Да и не просто так, а, удобно устроившись с нашей помощью на сидении, откинула прочь, ставший ненужным, костылёк и, крутанув педали, ринулась вперёд. 

 
 

        Мама всегда была рисковая. В детстве, когда был ещё несмышленышем, поддерживала все мои начинания и  первой испытывала «изобретения ХХ-го века». У неё ещё очень много жизненной энергии, но не здоровья. Ко всему, предпоследние семь лет была практически слепа. А сейчас у неё появилась ещё одна  цель: освоить компьютер, ну хотя бы, научиться  самостоятельно смотреть фотографии.       

       Каждому желаю испытать моё счастье: иметь честь заботиться о престарелой маме!

       Да, я не сказал: моей маме идет девяностый год.

 
       Вот и весь отпуск веломобилиста.