Вчера нежданно раздался телефонный звонок. Девчачий голос: - Можно ли придти к вам в Музей веломобилей. Я из Белгорода. Мой отец когда-то строил веломобили? - Да, конечно. А как его фамилия? (Я-то знаю, что в Белгороде не было веломобилистов в 80-х). -Владимир Осипенко. - Но, он же жил в Коммунарске? - Мы много раз переезжали за это время... И вот сегодня Наташа,- дочь Владимира Леонидовича, ей - 23 года у меня в гостях. Привезла в дар Музею несколько фотографий. И надо же (редкий случай, поскольку в основном сам фотографировал и в кадр не попадал), на одной из них - мы, вдвоем с В.Осипенко, в Шяуляе в 1987-ом на фестивале-смотре веломобилей. В свою очередь передал Наташе те , что нашел за ночь в архиве. Дело в том, что Владимир Осипенко - автор первых переднеприводных веломобилей-трайков обратной схемы «Эврика» - пропал. Без вести, и очень давно. Где - неизвестно. Наташа вместе с братом и мамой практически потеряли надежду на удачу в поисках. Увы, такого же мнения и правоохранительные органы. Печальный вывод, но могу говорить о нем уже уверенно: у многих знаковых веломобилистов той «серебряной» поры трагически сложилась дальнейшая судьба. Или, во всяком случае, полная самоотдача и даже самопожертвование в увлечении веломобилями приводило к семейным драмам, разладам или краху в основной профессии. А профессии «создатель веломобилей», которой можно было бы отдаться всецело и вложить всю душу и талант в дело, не существовало, и, к сожалению, нет до сих пор. И думаю, это положение надо исправлять, иначе так и будут уходить в песок бесценные идеи и конструкторские находки, а сами изобретатели веломобилей будут прозябать в России в качестве чудаков - бессребреников. |