|
Из архива Музея веломобилей. "Ретрозавр"... (18.01.10 г.)
Источник: журнал "Техника-Молодежи" №4 за 1991 год. | Техническое творчество Участники решающего заезда на полтавском картодроме. Владимир Смирнов (слева) получил денежную премию «ТМ» и кооператива «ЭТРА» в 500 рублей за создание спортивного скоростного веломобиля «Лидр-04». | Вениамин УЛЬЯНОВСКИЙ,председатель Московского клуба энтузиастов биотранспорта Фото автора | «Ретрозавр», «Скумбрия» и другие Заметки о 2-м Всесоюзном смотре-конкурсе веломобилей |
| Чем-чем, а веломобилями полтавчан не удивишь. Трициклы своего земляка Владимира Мазурчака знает здесь едва ли не каждый. И когда по улицам города бесшумно и стремительно заскользили десятки трех- и четырехколесных «самобеглых» экипажей, всем стало ясно: стартовал смотр-конкурс веломоби-л истов. Более 50 веломашин собралось в Полтаве. Как всегда, большой интерес вызвали конструкции-ветераны, призеры предыдущих слетов, выдержавшие испытания долгой эксплуатацией на наших трудных дорогах. Многие реализованные в них технические решения остаются непревзойденными и по сей день. Три из них защищены авторскими свидетельствами на изобретение. По-прежнему вне конкуренции рекордный веломобиль «Дельфин» ленинградца Андрея Кудрявцева. Аппарат восстановлен после тяжелой аварии, случившейся на скоростной трассе во время международных соревнований в польском городе Серадзе («ТМ» № 1 за 1990 год). Усилены и изменены многие элементы конструкции, но вновь выйти на старт Андрей все же не решился. Его можно понять: скорости растут, и любая неровность покрытия дороги может стать причиной схода с трассы с непредсказуемыми последствиями. Напомним особенность «Дельфина»: гонщик лежит в обтекателе на спине, головой вперед, это резко снижает аэродинамическое сопротивление. К сожалению, в стране пока нет велодромов с идеальным покрытием, и скоростные рекордные заезды проводятся на обычном шоссе, что, конечно же, недопустимо. Прекрасные модернизированные конструкции показали в Полтаве такие веломобильные асы, как Виктор Лобанков из Челябинска, Юрий Карцев из Люберец, уже упоминавшийся Владимир Мазурчак продемонстрировал «Фестиваль-85», «Велотрон» и др. И всё же каждый новый конкурс должен стать в первую очередь смотром новых идей. Добрую половину участников составили новички, не имеющие пока достаточного опыта конструирования веломобилей и только пытающиеся нащупать «золотую жилу» оригинальных идей. К сожалению, это удалось немногим. Среди таких мастеров автор двухместной трехколески Александр Гаврилов из Пятигорска. Он был удостоен 1-й премии за разработку реечного механизма управления с переменным передаточным отношением 1:8. Неплохую художественно-конструкторскую проработку полутора-местного (взрослый-(-ребенок-пассажир) веломобиля «Джура» продемонстрировал дизайнер из Кременчуга Олег Колесников (2-я премия). Особый интерес вызвали веломобили специального назначения, например, одноместный грузовичок с кузовом емкостью 0,2 куб. м Никиты Ватина из Клайпеды. За три года автор размножил хорошо зарекомендовавшую себя модель в нескольких экземплярах. Более серьезный груз способен везти «Голубой мул» - велоплатформа слесаря из Полтавы Владимира Гаряшко. Энтузиасты продолжают поиск оптимальной конструкции веломобиля для инвалидов. Одна из находок- самодвижущийся модуль-толкач с автономным питанием и приводом от электродвигателя на единственное колесо. Он может быть пристыкован к традиционному веломобилю, велосипеду или инвалидному креслу. Один из авторов инженер из подмосковного Зеленограда Алексей Кнох, известный читателям «ТМ» как разработчик солнцемобиля «Дока» (№ 7 за 1990 год). | «Ретрозавр» Владимира Попова из г. Кургана. Алюминиевые баллоны в сочетании со стеклопластиком позволили получить прочный и емкий кузов. |
|
| К этой же категории можно отнести и веломобиль с ручным приводом «Круиз-015» А. Кудрявцева и А. Галкина. Он весит 17 кг, в разобранном виде легко входит в багажник «Жигулей». Спортсмен-инвалид Сергей Трофимчук из Симферополя успешно участвовал на нем в 15-километровой гонке на шоссе. Полтавский картодром оказался отлично приспособлен для испытаний веломобилей любых типов, выявил все преимущества и недостатки конструкций. Крутые повороты, короткие и длинные участки торможения и разгона точно имитировали движение по городским магистралям городов, для чего, собственно, и предназначен веломобиль. Полной неожиданностью для всех стала победа в заезде на дистанции 5 км (пять километровых кругов) двухколесного экипажа «Чайка» Н. Ватина. Его результат 8 мин 13 с. Более чем на полминуты отстала скоростная «Скумбрия» А. Галкина. Однако, согласно классификации Велосоюза СССР, требующей обязательного наличия у веломобиля третьего колеса, «Чайка» таковым не является и потому вынуждена была выступать вне конкурса. Между тем за рубежом - в ФРГ, США, Голландии и др. странах - существует множество двухколесных конструкций, которые безо всякой натяжки считаются веломобилями. Это так называемые «Изи -рейсеры» (легкобегущие). Их водитель располагается полулежа, опираясь на удобную спинку. Навыки управления приходят быстро, особенно легко осваивают «Изи -рейсер» дети. Облаченные в жесткий кузов-обтекатель или мягкий кокон из легкой ткани,надуваемый встречным потоком воздуха и принимающий выгодную аэродинамическую форму, такие веломобили становятся с каждым годом все более популярными. Некоторые модели устойчивы только на скорости. При старте и финише их седоку надо помочь сохранить равновесие. Большинству же конструкций этого не требуется. Кстати, одна из лучших скоростных моделей мира «Вектор-003» (ФРГ) - выполнена именно по этой схеме. Так не является ли третье колесо в развитии веломобилей «пятым»?! | «Чайка» — лучший образец из серии ве-локонструкций, созданных Никитой Ватиным из Клайпеды. Удачная компоновка, хорошая маневренность, удобство управления, безопасность водителя. В раме, склепанной из алюминиевых листов, предусмотрен отсек, для инструмента и багажа. Простота и технологичность делают конструкцию пригодной для выпуски мелкими сериями в небольших цехах и мастерских. Н. Ватину присуждена премия в 500 рублей, установленная редакцией «7М» и веломобильным кооперативом из Москвы «ЭТРА». |
|
| К этой же категории можно отнести и веломобиль с ручным приводом «Круиз-015» А. Кудрявцева и А. Галкина. Он весит 17 кг, в разобранном виде легко входит в багажник «Жигулей». Спортсмен-инвалид Сергей Трофимчук из Симферополя успешно участвовал на нем в 15-километровой гонке на шоссе. Полтавский картодром оказался отлично приспособлен для испытаний веломобилей любых типов, выявил все преимущества и недостатки конструкций. Крутые повороты, короткие и длинные участки торможения и разгона точно имитировали движение по городским магистралям городов, для чего, собственно, и предназначен веломобиль. Полной неожиданностью для всех стала победа в заезде на дистанции 5 км (пять километровых кругов) двухколесного экипажа «Чайка» Н. Ватина. Его результат 8 мин 13 с. Более чем на полминуты отстала скоростная «Скумбрия» А. Галкина. Однако, согласно классификации Велосоюза СССР, требующей обязательного наличия у веломобиля третьего колеса, «Чайка» таковым не является и потому вынуждена была выступать вне конкурса. Между тем за рубежом - в ФРГ, США, Голландии и др. странах - существует множество двухколесных конструкций, которые безо всякой натяжки считаются веломобилями. Это так называемые «Изи -рейсеры» (легкобегущие). Их водитель располагается полулежа, опираясь на удобную спинку. Навыки управления приходят быстро, особенно легко осваивают «Изи -рейсер» дети. Облаченные в жесткий кузов-обтекатель или мягкий кокон из легкой ткани,надуваемый встречным потоком воздуха и принимающий выгодную аэродинамическую форму, такие веломобили становятся с каждым годом все более популярными. Некоторые модели устойчивы только на скорости. При старте и финише их седоку надо помочь сохранить равновесие. Большинству же конструкций этого не требуется. Кстати, одна из лучших скоростных моделей мира «Вектор-003» (ФРГ) - выполнена именно по этой схеме. Так не является ли третье колесо в развитии веломобилей «пятым»?! | Веломобиль под названием НЛО (низко летящий объект) отца и сына Астафьевых из Кургана буквально спустился «с небес" - из окна квартиры многоэтажного дома, где был собран (в лестничный пролет машина по габаритам не проходила). «Круиз» А. Кудрявцева и А. Галкина |
| Делегации заводов и на этот раз почтили слет своим присутствием. Был представитель Рижского опытного завода гражданской авиации, выпустившего в 1988 году первую в стране опытную партию веломобилей «Рига-1» (кстати, по отзывам потребителей, очень ненадежной конструкции, выдерживающей на наших дорогах не более одного-двух месяцев). Приезжали и авторы известного набора-конструктора для веломобиля «Наташа» с новгородского производственного объединения «Автоспецоборудование» (о нем «ТМ» писал в № 3 за 1989 год). А специалисты Харьковского ЦКТБ велостроения, основные организаторы «Веломобиля-90», даже представили свою новую разработку - предсерийный образец для КамАЗа. Увы, в ее основе все та же схема харьковчанина И. Крахмалева, которую он впервые продемонстрировал на Шяуляйском вело-фестивале еще четыре года назад. Под занавес смотра автор этих строк встретил и своего давнего знакомого - начальника КБ Минского мотовелозавода В. С. Веременко. 10 лет прошло со времен наших с ним жарких дискуссий о том, стоит ли его заводу браться за выпуск веломобиля. - Теперь я твердо уверен - да! - с оптимизмом заверяет меня Владимир Сергеевич. Так что, тронется наконец лед? Или изготовление веломобилей по-прежнему останется лишь уделом энтузиастов - «полупрофи»? Ответ на этот самый важный для миллионов поклонников велотуризма вопрос полтавский слет, похоже, опять не дал. |
|
|
|
|
|