Веломобили "Бионики" - первая серия (13.12.07)
Ульяновский В.В. 12.12.07 г. (Фото из архива автора ) |
Веломобиль был задуман весной 1985 года как потенциальный участник выставки на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Работу курировал журнал «Изобретатель и рационализатор». Конструкция представляет трехколесный велосипед, оснащенный удобным сидением со спинкой. Использовали в основном стандартные велодетали: мы примерялись к серийному производству. Тем более, что габариты этого простейшего быстроразборного веломобиля со складной рамой в сложенном виде не превышали 450х450х 550 мм. При этом, на багажнике одноместного велокара можно было перевести более 50 кг груза. Для горожанина - в самый раз! |
«Изюминка» - привод переднего колеса: вал каретки установлен соосно ведущему колесу (от велосипеда «Турист») и соединен с ним оригинальной трехскоростной планетарной втулкой. По моему проекту, в марте-мае вместе с В.Каменщиковым, С. Кошелевым и др. изготовили пять образцов веломобилей: на всех соавторов. Первый выезд состоялся на празднике Дня победы в Крылатском. Доделать сложную планетарку за две недели не успели. Поэтому ввели в конструкцию привода промежуточный вал, загрузили три веломобиля на багажник «горбатого» «Запорожца», вчетвером втиснулись в его нутро и - на Шяуляйский велофестиваль. По дороге, в Минске, сделали однодневную остановку и на Центральной площади устроили шоу веломобилей |
(см. журнал «Инструментальный мир № 2 за 2006 г.), заодно отрегулировали приводы. Через три дня возвращались домой с кубком «Биотранспорт-85» - главным призом велофестиваля "Шяуляй-85" за изготовление первой серии веломобилей (см. журнал «Моделист-конструктор» за 1987 год). |
Напряженная подготовка к выставке (Всемирный фестиваль молодежи открывался в конце июля) не позволила заняться доработками: ни кузова, ни приводы так и не удалось завершить, и веломобили были, в конце концов, розданы соавторам. Один из них, за счет применения складного багажника мне удалось уменьшить по габаритам еще на 200 мм. На другом В.Каменщиков, установил сменный привод «мазурчак» и оргинальный полужесткий тент-«клюв» весом менее двух килограммов, а также заменил переднее колесо на 20”. И дал веломобилю название «Бионик», которое прижилось. В 1987 году он же соединил два «Бионика» в спарку. |
Двухместный вариант отлично зарекомендовал себя на прокате в Паланге. В качестве командора «Тест-тура веломобилей», В.Каменщиков на «Бионике» дважды проехал по Золотому кольцу России. Причем, в 1989 году - с оригинальным тентом тоннельного типа (см. журнал «Моделист-конструктор» №8 за 2006 г.). |
Затем все «Бионики» были выкуплены у владельцев Агентством «ЭТРА» для использования в прокате и до конца девяностых годов они, без серьезных поломок, перевезли добрых полмиллиона пассажиров. Конструкции неоднократно модернизировались: использовали разные приводы переднего колеса, опробовали варианты колес от 12” и более, рули «аватар», иные типы сидений и пр. Веломобиль применялся даже в качестве тягача для трех «вагонов» детского велопоезда. На «пенсии» «Бионики» хранились в разобранном виде на складе «ЭТРА». Сейчас один из них находится на реставрации в качестве экспоната будущего Музея веломобилей. Другой - выпросил молодой и настырный кэбовец Д.Корабельников: надеется осовременить «Бионик» и придать ему новое качество, используя улучшенные велокомпоненты (см. на форуме тему: «Модернизируем раритет»). Пусть пробует, удачи! |