Стримлайнер "Золотая рыбка" Бориса Заколдаева
 

Стримлайнер "Золотая рыбка" Бориса Заколдаева


 

Ульяновский В.В.

21.02.11 г.

 

 

 

 

 

 Заколдаев Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

          Для меня  самым загадочным и малоизвестным веломобилистом времен СССР конца 80-х остается Борис Заколдаев - автор  оригинального двухколесного стримлайнера  «Золотая рыбка», аналогов которому не было в стране, да и за рубежом.

        В моем архиве  «серебряного века»  отечественных создателей веломобилей тех лет, который я без лишней скромности могу назвать наиболее полным, сохранилось очень мало материалов о Заколдаеве - мы встречались с Борисом всего несколько раз. Какие-то обрывочные записи бесед, чертежи, фотографии, описания конструкции, результаты соревнований.

 

      Первые заезды «Золотой рыбки»  молодого конструктора (окончил МАИ в 1986 году) состоялись на Московском  фестивале - смотре веломобилей в августе 1988 года. Правда, не очень удачно - это все-таки был только прототип будущего веломобиля. На мерной 200-метровой дистанции удалось развить скорость только около 50 км/ч. А вот затем...

      Затем последовали несколько лет напряженной работы, создание разных вариантов «Золотой рыбки», появление новой модели,  получившей название «ЗАК»,  впечатляющие заезды на треке  в Крылатском, успешное участие в соревнованиях в США (Заколдаев  со своим стримлайнером - до сих пор  единственный из отечественных веломобилистов, кто  участвовал в соревнованиях за океаном).

 

          А в середине 90-х  Заколдаев переехал на работу в Америку. Будучи талантливым  человеком,  Борис и там сумел создать несколько перспективных  моделей веломобилей. Это кроме успехов в своей основной деятельности.

        Я долго не мог найти его следы за рубежом - очень хотелось собрать дополнительный материал   для своей книги. Вернее зацепки появлялись - с Заколдаевым хорошо были знакомы  тамошние знаковые личности  веломобильного мира: Шон Костин, Бьючемп Уоррен и др. Получить же  адрес у его московских родственников не удалось - (Борис, по какой-то причине  не хотел этого).

      На днях мне случайно  все же удалось выйти на его сайт. Ссылку пока без разрешения  Б.Заколдаева не дам. Скажу только,  что тайна его «исчезновения»  оказалась,  на удивление, простой. 

       Приведу просто рассказ самого автора о периоде создания  им стримлайнера «Золотая рыбка»:      

         «Ностальгируя по.... 90-м годам не могу не вспомнить о своих более успешных проектах на МВЗ Миля. Таким проектом стал скоростной велосипед ЗАК - самый быстрый велосипед 20-го века. Моя идея переднеприводной трансмиссии велосипеда защищена авторским свидетельством СССР. Мой первый прототип получил медаль ВДНХ в 1998. Два вторых прототипа построили по заказу Сокольнического Центра НТТМ - призы с выставок в Швейцарии, США и Голландии. Другие коммерческие предприятия финансировали строительство дополнительных вариантов машин 

 

   Александр Нилов - чемпион СССР среди юниоров - установил рекорд на велотреке в Крылатском в одиночной гонке, проехав 60 км за 1 час. Велосипед был не только самым скоростным, но и самым дорогим. Бюджет одного из проектoв доходил до 300 т.р. в 1989. Работами я руководил через, ставшим хозрасчетным, комитет Комсомола МВЗ,  распределяя заказы во временные трудовые коллективы....

      Металлические детали делали на МВЗ,  а корпус и сборку в подвале недалеко от ГУМа. Велосипед имел самое большое когда-либо существовавшее ведущее зубчатое колесо....

      Так как оплата шла сверх зарплаты, то работы по плановому ...конечно откладывались на потом.
        Затем возникла идея создать серийную машину. Что я и сделал совместно с одной американской компанией. На фотографии  изображены два серийных образца....».

       Уверен, что после  установления контактов с Борисом Заколдаевым,  мне удастся    наполнить  содержание этой статьи новыми  интересными фактами 

 

Фото из архивов Б..Заколдаева и В.Ульяновского

Обсуждение на форуме