Форум клуба энтузиастов биотранспорта
Колдовство Георгиева
Днем во вторник по традиции в «Civic center» проходила трехчасовая выставка-презентация стримлайнеров и команд-участников скоростных заездов... Прямоугольный тонкостенный просторный зал городского общественного центра при необходимости легко делится двумя сдвижными перегородками - жалюзи на три части. В одном торце его - высокая сцена (в этой трети обычно и проходил разбор полетов), а с противоположной стороны небольшая кухня-раздача – здесь можно отделить кафе-зал.
После утренней встречи с оглашением результатов заездов общими усилиями за считанные минуты были убраны стулья, и в зале разместили стримлайнеры. Это единственные несколько часов за неделю состязаний, когда участники могут ознакомиться со всеми конструкциями сразу, сопоставить их, задать вопросы конструкторам и гонщикам. И то, команды не теряли времени и даже здесь продолжали готовить технику к следующим заездам.
«Velox» делфовцев накануне вылетел с трассы после финишной черты на скорости около 120 км/ч. И они, отделив лентой сотню квадратных метров в уголке зала, разобрали там стримлайнер до винтика и, как муравьи-труженики, в две дюжины рук взялись за его восстановление. Кто-то наполировывал и без того блестящий обтекатель, кто-то перебирал шасси; студенты из Торонто вообще на улице перед одним их входов в зал занимались переклеиванием карбонового обтекателя, разбитого в аварии.
Среди посетителей выставки-презентации много детей – их приводят организовано, группами. По традиции, многие просят автографы у участников. На сцене одновременно проводится фотосессия стримлайнеров для внесения в каталог: их размещают на фоне разлинованной панели и тем самым снимают размеры и пропорции.
«Тетива» тоже получила свою долю внимания зрителей. Более того, Сергей догадался (на свою голову) демонстрировать работу обдува стекла и подачи воздуха и очередь к этому «аттракциону» не иссякала.
Удалось подробно осмотреть «Варны» Георгиева. Один из членов его команды – поляк по происхождению, и мы досыта, и , надеюсь, к обоюдному удовольствию, наговорились на русско-английском.
Во время экспресс-ланча, кто – то из ветеранов организовал демонстрацию на большом экране раритетных фото и видео-архивов.
Чтобы тоже не терять попусту драгоценные часы мы на полу занялись ремонтом стекла «Тетивы», разбитого ещё при перелете. И как всегда неожиданно, рядом появился Г.Георгиев. Совсем не выглядит на свои семьдесят - энергии через край!
«Братушки мои!» - по другому он и не обращался к нам, с Сергеем. Увидел, чем занимаемся и тут же включился в работу – достал свой «особенный» скотч, и преподал краткий мастер-класс. Наказал мне, чтобы менял тот слой, что мы с ним наклеили, раз в несколько дней – иначе «задубеет». Дудки! Оставил на стекле «Тетивы» как память – сделано рукой самого Георгиева!
«Братушки мои приехали!»- почти на чистом русском языке, тепло приветствовал нас Георгий, обнимая при первой встрече. Общий ознакомительный «митинг» всех команд состоялся вечером 9-го сентября в небольшом конференц-зале отеля «Super-8». Со знаменитым создателем «Варны» я уже был знаком полгода по переписке. Более того, Георгиев содействовал мне в оформлении приглашения в Баттл Маунтин.
В зале издалека обменялись приветствиями, но было несколько неловко самому форсировать знакомство. Всё оказалось проще: после официальной части Георгий сам подошел к нам. Он был искренне рад встрече, рад, что мы добрались-таки до Невады, что может вдоволь поговорить на русском. Георгиев помог мне и Сергею в заполнении тут же необходимых документов для регистрации и допуска к стартам, в соблюдении других формальностей. А в довершение - устроил сюрприз: достал кредитную карту и полностью оплатил наше участие в «Неваде-2012». Никаких возражений не принимал: «Вы - мои гости, вы –мои братушки, это - мой подарок». Спасибо Вам, Георгий, ещё раз за эту нежданную спонсорскую поддержку команды «Тетива»!
В «Сivic center» мы, с Сергеем, приняли решение увеличить передаточное отношение привода – по словам Дашевского: стримлайнер уже «раскатался». Ребята из «Velox» выручили – у них нашлась подходящая для нас звезда/ Cбегали в мастерскую старика Джона – местной знаменитости (конструирует велосипеды и трайки, какие многим самодельщикам и не снились)- благо она всего в сотне метров, и там модернизировали промежуточный вал. А затем, пока Сергей отдыхал, готовясь к вечернему старту, я занялся восстановлением поверхности «Тетивы».
Результат на финише – 94 км/ч. Расстроились - изменения конструкции прибавили к предыдущему результату только 6 км/ч, ожидали большего, тем паче в вечернее – «элитное» время.
Проблема была в том, что Сергей только «нащупывал» удобный для себя график разгона на 5-ти мильной дистанции. Мы основу мы брали график С.Витингема (на кого же ещё равняться-то новичкам?!), где он уже через милю-полторы после старта выходил к предельной скорости. Но Дашевскому он не годился. В этот вечер до ссоры спорили. Вроде убедил (или вместе убедились, просматривая видеозаписи прошедших заездов «Тетивы»), что иной график лучше подходит Сергею: и как заклинание затвердили реперную точку дистанции: отметка «3-я миля» -80 км/ч. Кстати, во всех остальных заездах мы ориентировались на этот график.
Но, скорее всего, помогло колдовство Г.Георгиева. Он всегда находился на площадке «кэтчеров» - ловцов стримлайнеров - в конце дистанции. Там, где и происходит самое интересное: финиш участников, кулуарное обсуждение заездов и, главное, – оглашение судейской бригадой по рации предварительных результатов.
Георгиев на удивление живой, коммуникабельный человек с хорошим чувством юмора. Я уверен, что он с одинаковым вниманием относился ко всем участникам, интересовался конструкциями, давал какие-то советы, помогал в чем-то. Но, когда он спрашивал там на финише - «Как дела, братушки?», да по-русски…В общем, не скрою, к нам у него было особо теплое отношение. Большинство наших встреч и разговоров было именно там - на финишной площадке. Георгиев много порассказывал о себе, о том, как переехал в Канаду сорок лет назад, о стримлайнерах, о своей семье, сам расспрашивал нас о житье-бытье. Словом,... о многом успели переговорить.
Вот и в тот вечер. Подошел, и узнав, что мы расстроены результатом, он повернулся к Сергею, взял его за руки и, глядя прямо в глаза (верный признак- Георгиев хочет сказать что-то важное), произнес буквально следующее: «Послушай, что я хочу тебе сказать так . Сейчас ты поедешь домой. Хорошо поешь. Крепко поспишь. И утром поедешь 100 км»...
Утром в среду С.Дашевский проехал на «Тетиве» со скоростью 106.45 км/ч.
***
Несмотря на встречно-боковой ветер в этом заезде, по оценке Сергея в «Тетиве» он уже прикатался и практически не ощущал рубежа в 90 и даже 100 км/час. И мы решили ещё больше увеличить передаточное отношение привода. К вечернему заезду установили минимально возможную звезду на промежуточный вал ( в 13 зубов ). Нас опять выручили студенты из голландского Делфа. Запасные звезды у них уже были доработаны, точно так, как и у «Тетивы», поэтому с заменой проблем особых не было.
Сергей сдружился со стариком Джоном – самодельщиком, и одолжил у него на неделю для путешествий по городку старый велосипед. Так, что в течении дня ему теперь было на чем поддерживать спортивную форму.
Вечерний ветерок задувал близко к норме, процедура старта уже отработана. И обновленная «Тетива» вместе с нашими амбициями надеждами на лучший результат устремилась вперед.
Проходим реперную точку «З-я миля - 80 км/ч», «Тетива» ускоряется дальше. И вдруг вижу в полу-километре впереди всю левую полосу занимает автомобиль сопровождении с включенной аварийной сигнализацией, а чуть впереди него на середине правой полосы - стримлайнер «Vortex», стартовавший перед нами, и едущий гораздо медленнее «Тетивы». Ошибка судей-стартеров выпустивших нашу команду слишком рано, буквально вослед!
Я не знаю когда Дашевский заметил «Vortex» сквозь свои мелькающие ноги, но ему нужно было умудриться на этой скорости ювелирно проскочить в одно-двухметровый коридор. И это при условии, что ни машина сопровождения, ни чужой стримлайнер не качнутся влево-вправо.
Сергей сделал это, но сбросил скорость и на мерном участке показал только 92,4 км/ч. А вот Кэмерон Робертсон, наоборот, сумел разогнать свой «Vortex» и показал результат в 97,99 км/ч. Там, на хайвее №305, я уже говорил об этом, многое зависит и от его величества Случая. Словом, законсервировали свои надежды на улучшенный привод до утра...
***
Уже научились приезжать ближе ко времени старта - прихватывать лишние полчаса для сна, пользоваться готовым завтраком в отеле.
В этот раз старт тоже прошел без проблем (ещё раз спасибо тем, кто помогал в этом: и австралийской команде «Три след», и французам из «Альтаира», и… в общем, мы должники наших коллег!). В момент заезда «Тетивы» - казалось бы: идеальные условия, безветренно и в результате…только 94 км/ч.
***
Днем впервые (и в последний раз) побарахтались в крошечном бассейне отеля. Трудно поверить, но на это времени совсем не было в другие дни.
Ну, и обсудив ситуацию, решили, что на сей раз запредельно для Сергея «убыстрили» привод «Тетивы»: для того, чтобы раскрутить его нужна ещё хотя бы одна (лучше-две) передачи, коих не было предусмотрено. Т.е. следовало вернуться к предыдущему варианту, и постараться выжать из него максимум возможного в оставшихся заездах. Оперативно выполнили реконструкцию.
К сожалению, оставалась главная проблема – плохой обзор сквозь тянутое акриловое стекло: солнечные блики на нем не позволяли четко отслеживать прохождение дистанции по графику, мешали высмотреть на большой скорости мильные знаки.
Вечерний старт через пару часов, при легальном ветре дал результат в 99,4 км/ч, но…на дистанции отказал беспроводной компьютер, рассчитанный на скорость только до «сотки» и Сергею пришлось разгонять «Тетиву» по интуиции.
К ночи наши соседи по отелю «Big Chiff» - французская команда (они, как и все участники, тоже работали над своими «Альтаирами» допоздна) - презентовали нам свой запасной вело-комп «двухсотник».
Не помогло! Утром в пятницу – только 95,5 км/ч.
Я думаю, к этому моменту начала сказываться накопленная усталость. И не только физическая. Сергей последние десять дней перед отъездом из Москвы тоже пропадал со мной до ночи в мастерской, готовя «Тетиву». Перелет, акклиматизация и, особенно, первые дни подготовки в Баттл Маунтине были непросты для нас. И, при этом, он ведь стартовал ежедневно и дважды – утром и вечером. Ко всему, неприкатанность стримлайнера и гонщика - где в Москве (да и в России) есть возможности для активных тренировок на веломобилях-стримлайнерах?!
Тем не менее. Впереди оставалось ещё три возможности – три заезда, которые мы должны и настроены были использовать по-максимуму.
***
Не помню почему, но прямо на финишной площадке, я стал расширять зазор между обтекателем и задним колесом с 2 до 5 мм. Ювелирная работа: не демонтируя колесо, и стараясь ни в коем случае не повредить покрышку, срезал куском полотна полоски карбонового обтекателя. Удивительно дружная атмосфера царила там! Через пару минут зарубежные коллеги , зная, что мы приехали в Неваду, практически, с голыми руками, натаскали мне ящики своих инструментов.
Анализируя сейчас, да и там – в Баттл Маунтин, причины разрывов заднего колеса, полагаю, что элементы «Тетивы» (в частности элементы шасси и обтекатель) скорее всего входили в резонанс на каких-то скоростях и нештатно взаимодействовали друг с другом.
Но об этом пришлось, к сожалению, задумываться позже - когда случились две подряд аварии с «Тетивой». Первая грозила нам уже в ту же пятницу вечером. Но мы, не подозревали об этом, и занялись изготовление аэродинамических дисков на колеса из материалов, которыми любезно поделился с нами коллега из США Джорж Леоне – создатель стримлайнера «Primal». Впрочем, об этом я уже рассказывал.
В завершение, еще несколько слов о конструкторе рекордных стримлайнеров.
У него был неподдельный интерес к «Тетиве». «Кто тебе сделал «боди» (болванку) обтекателя ?» - в очередной раз спрашивал меня Георгиев на финишной площадке. Под руками оказались какие-то крохотные фото техпроцесса, что я взял с собой - убеждать местных таможенников, что «Тетива» сделана мною, а не серийное изделие. Показал (а потом и подарил) их Георгиеву. Только после этого он поверил. Мы много говорили о технологии изготовления, о подходах к проектированию. Оказалось, что есть какие-то общие взгляды.
Георгиев не привез в этом году новой конструкции. Но приехал новый гонщик. Когда впервые увидел его со спины у гостиницы, решил, что это С.Витингем. Присмотрелся: рост, фигура, улыбка, даже очки черные – копия рекордсмен мира. Оказалось новая персона- Greg Thomas , бывший гимнаст. Выкупил (как говорят) легендарную «Varna Mephisto» у Ф.Маркхама и полон здоровых амбиций гонщика. В первых же заездах показал выдающиеся результаты.
Спросил у Георгиева приедет ли С.Витингем. Он подтвердил, тем более, что «Варну Темпест» болгарин привез – она стояла наготове в коридоре гостиницы рядом с «Варной» для Б.Буату.А через несколько дней рассказал, что Витингем принял иное решение: вернуться, только если его рекорд скорости на 305-м хайвее будет побит, для чтобы установить новый. Наверное, у конструкторов стримлайнеров и гонщиков не всегда простые отношения. Во всяком случае, в маленькой «Varna» Барбары Буату не раз видел молодую гонщицу Киру Прокопакис, а рядом на корточках Г.Георгиев. Примерка?
Я трезво оцениваю свой первый опыт в создании стримлайнера, и понимаю, сколько ещё предстоит познать и сделать, чтобы добиться действительно достойных результатов.
Но тем более приятны были слова Георгия (расцениваю их, конечно, как аванс). Он взял меня за руки и, глядя прямо в глаза (напомню, это верный признак- Георгиев хочет сказать что-то важное), произнес: «Послушай, что я тебе скажу так. Ты сделал очень хорошую, красивую и быструю машину. Если бы я делал её – я делал бы точно так. Посмотри вокруг, возьми самое ценное из конструкций, и в следующем году ты привезешь лучшую».
Можно, конечно, пошутить, что Георгий добрый колдун, что дано ему предсказывать будущее – напророчил же Сергею рекордные 106 с лишком километров. Но, вдруг?!
Напоследок приподниму завесу тайны. Георгиев открылся мне: на самом деле он вовсе никакой и не Георгиев!
Чтобы не проговориться, на этом поставлю точку.
Все фото: http://imgsrc.ru/1949/30357097.html ( Использованы также фото с сайта http://recumbents.com/wisil/whpsc2012/pictures.htm)
Видео:
финиш рекордного заезда "Тетивы" на 106,45 км/ч -
http://picasaweb.google.com/lh/photo/wC … B_h_k6JJoc
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2012-11-07 14:57:08)
Неактивен
Спасиба В.В. za прекрасную демонстрацию слайдов.
Надеюсь Товарищу Дашевскому Это, ТОЖЕ покажут.
Кстати, напомню после достижения скорости 100 км/час, Сергей нырнул в пещеру на глубину 100 футов.
http://www.youtube.com/watch?v=D6gvUKe3 … Rxjr5JrEIw
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени огромное спасибо за долгожданное продолжение. Остаётся только сожалеть, что Америка так далеко и ехать туда так дорого... Но и остаётся надеяться, на то, чтобы однажды принять участие в том действе. Когда нибудь.
Неактивен
Еще видео из "Battle Mountain-2012":
1."Несколько встреч с Г.Георгиевым"
http://youtu.be/axGWiZJ_2Lc
2."Старт "Тетивы" (вечер) 14.09.2012". Через две мили случится авария со вскрытием колпака обтекателя.
http://www.youtube.com/watch?v=REMGZSnN … re=related
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2012-11-08 03:34:48)
Неактивен
Пришел Дамой, вкличил телиавизар , а там па каналу интернета Братана водолаза Серегу паказываиют.
СПАСИБА Вениамину Вениаминачхиу Ульяновскому
http://www.youtube.com/watch?v=h-_ASofi … ykMYkaIuzw
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени написал:
К сожалению, оставалась главная проблема – плохой обзор сквозь тянутое акриловое стекло: солнечные блики на нем не позволяли четко отслеживать прохождение дистанции по графику, мешали высмотреть на большой скорости мильные знаки.
А что если поставить gps-навигатор и отслеживать положение стримлайнера по нему?
Неактивен
IVIichael написал:
А что если поставить gps-навигатор и отслеживать положение стримлайнера по нему?
Проще иметь радиосвязь с машиной сопровождения, и чтобы из неё говорили когда гнать...
Неактивен
Алексей Ганшин написал:
IVIichael написал:
А что если поставить gps-навигатор и отслеживать положение стримлайнера по нему?
Проще иметь радиосвязь с машиной сопровождения, и чтобы из неё говорили когда гнать...
gps-навигаторы теперь говорящие. Он сам сообщит, когда гнать и никакой машины не надо. :-)
Неактивен
Горные львы Невады
Вылетая с «Тетивой» из «Шереметьево» в Баттл Маунтин мы и представить себе не могли, что авантюрные планы имели шанс быть разодранными вместе с нами когтями этих тварей. Они меньше своих африканских сородичей и не имеют гривы.
Я уже говорил, что скоростные заезды стримлайнеров проводятся на земле, где издревле проживали индейские племена. Но не приходило в голову, что горная пустыня Невады - до сих пор изобильный край для охоты, что и сейчас там немерено диких животных. Просторов зверью вполне хватает для сосуществования с немногочисленным местным населением. Шоссе, рассекающих огромную территорию на части, можно сосчитать на пальцах одной руки, а к автомобилям, изредка нарушающим покой, животные судя по всему привыкли.
Сказанное подтверждает видео, снятое в понедельник 10 сентября из стримлайнера, голландцем Яном Марселем. Когда он на дистанции заезда уже достиг скорости около ста километров в/час, буквально перед носом болида поперек шоссе промчалось стадо диких горных оленей:
(http://www.youtube.com/watch?v=2skBq-rm … ure=relmfu см. на 3.01 мин).
Но, а за два дня до этого мы, с Сергеем, проснулись на пустыре у гостиницы с отличным настроением: самое трудное уже сделано – благополучно добрались с «Тетивой» до Баттл Маунтин! Прямоугольный участок с чахлыми низкими кустиками, торчащими из песка, протянулся метров на сто. Одним торцом он упирался в насыпь эстакады хайвэя №305, а другим в тыльную стену одноэтажного кирпичного строения в котором размещался магазин по продаже пиротехники и, возможно, оружия. Во всяком случае, с другой стороны - перед его входной дверью - стояли двухметровые оперенные снаряды-ракеты, а ближе к тротуару улеглись две огромных размеров торпеды.
По одну длинную сторону пустыря - вплоть до гостиницы «Super-8» - асфальтированная площадка: пыльная и разбитая колесами, паркующихся там, грузовиков. А вот по другую - ряд одноэтажных зданий служебного назначения. Самое длинное из них – местное почтовое отделение с соответствующей вывеской. На уютную стоянку для машин перед ним мы и передислоцировались со своим «Доджем». Была суббота - нерабочий день, офисы закрыты, а редким посетителям почты мы не помешали.
Бытовые проблемы решили с помощью «Мак-Дональдса», затем опробовали американскую горелку – аппетитный завтрак приготовили за пять минут! Через полчаса мы были готовы к следующим «подвигам»: у нас оставалось всего два дня на адаптацию и подготовку к заездам.
Вскрыли упаковку и обомлели! «Блэкки» - грузчики аэропорта Солт-Лэйк-сити - отнеслись к «Тетиве» по-свински. Обтекатель пробит в нескольких местах (очевидно, швыряли на него чемоданы, да и саму «Тетиву», напомню, мы нашли на полу, сброшенной с высоты слипа), обтекатели колес треснули, отбортовка-замок колпака оторван спереди на длине в добрых полметра, но главное – разбито стекло, которое мы дополнительно защитили специальной накладкой из карбона. Ко всему жара сделала свое дело: когда сняли с обтекателя тонкий слой стреч-пленки, на свеже-лакированном ( наносили перед отбытием из Москвы) покрытии обтекателя остались следы от неё - сеть мелких морщинок. Словом, предстояло ещё немало восстановительных работ.
Руко-ного-трайк
Понятно, что во избежание таких инцидентов нужно делать основательную тару для перевозки дорогостоящего стримлайнера, но…. Всё упирается в деньги, точнее в их отсутствие. Мы обязаны были уложиться в 32 кг веса, включая упаковку (сама «Тетива» - 26 кг, плюс шлем, велотуфли, запасное стекло - словом, то, что удобнее всего было провозить внутри обтекателя) иначе доставка в Неваду могла вылиться в четырехзначную сумму, и, разумеется, в долларах. Студенты - «делфовцы», например, смогли привести из Голландии свой стримлайнер и всё необходимое для участия в заездах в огромном шестисоткилограммовом фанерном ящике. Конечно, с помощью многочисленных спонсоров.
Привод "Velox"
Посудили-порядили и решили сделать несколько тестовых поездок «Тетивы» с тележкой прямо на площадке перед почтой. Наметили-расчистили метров сто дорожки. Немного неловко было начинать свои эксперименты на глазах обитателей гостиницы, благо к этому времени прибыла только команда «Velox»-а.
Тележка отстреливалась нормально. Без верха обтекателя Сергей сделал несколько проездов туда-сюда. Пока на одной из колдобин не треснула сварка болта передней вилки. То ли дефект изготовления, то ли результат небрежного обращения при погрузке. В общем, добавилась ещё одна забота.
Найти сварку в этом городке, да в выходной день! За полтора часа пока Сергей отсутствовал с вилкой, я с помощью скотча и скудных запасов инструмента выровнял и залатал дефекты на обтекателе. А солнце успело так разогреть лак на поверхности, что от «морщинок» не осталось и следа.
Сергей вернулся на высоченном пикапе и привез отремонтированную вилку. Повезло: познакомился на улице с молодым американцем, который и отвез его в домашнюю мастерскую своего знакомого, а затем и сынишкой приехал взглянуть на «русский стримлайнер». Через час отремонтированная «Тетива» застыла в боевой стойке.
Встречи были самые неожиданные. В разгар работы Сергей толкнул меня в плечо: оборачиваюсь – к пост-офису рядом с нами подкатил авто с надписью на борту «Шериф», и из него с достоинством выходит крепыш - сам блюститель закона в роскошной форме.
Разговорились. Оказалось сфера его забот - обращение населения с домашними животными, отсюда и необычность форменной одежды. Сергей попросил разрешения сфотографироваться вместе. Мол, есть фото и с английским «бобби» и со швейцарским полицейским, и с итальянским и др. Нет проблем! Более того разрешил запечатлеть его необычную татуировку на руке. Душевно поболтали о нашем стримлайнере, о жизни, о России. Прощаемся и тут … Вот что значит профи! Пожимает руку и вдруг - глаза в глаза и вопрос в лоб: «Мюслимс?» (мусульмане?). Крепко сидит у американцев в душе боль теракта 11 сентября 2001 года.
Или спустя час. Собирали привод. Что-то куда-то не лезло, и нужно было посильнее ударить. Ну не везли мы из Москвы молоток! Нашли булыжничек покруглее, да покомпактнее. И через минуту из припаркованной машины – женщина. Увидела наши мучения и несет молоток, да ещё с извинениями, что, мол, там не клинышком, а шурупчиком закреплена железка. Благодарю, обещаю через пять минут вернуть. В ответ возражения: берите, вам ведь нужно. Ну как можно было такой дорогой подарок оставить в Баттл Маунтин! Конечно, привез домой.
Куда ехать потренироваться в незнакомом городе? Решили вырулить на ту самую автотрассу, где и предстоит состязаться, тем более хайвэй №305 начинается недалеко от нашей стоянки.
Ориентировался только по памяти – карты со спутника, да фотографии с прошлых состязаний. Как только миль через пятнадцать сделали нужный поворот, всё стало на свои места: вот она – прямая, как натянутая тетива! Спустя сотни метров сомнения отпали вовсе: на отдельных мильных столбах были надеты старые автопокрышки, на каких-то привязаны мешки с соломой. А вскоре увидели и машину организаторов WHPSC-2012. Они устанавливали на опасных местах тюки всё с той же прессованной травой.
С Элом Краузе и его женой Элис был знаком только по переписке, но встреча была очень теплой, как и с их коллегой Майклом Сова. Напомнили нам, что на завтрашний вечер назначена орг.встреча всех команд, и предупредили, что тренировки на этой трассе категорически запрещены. Но что нам, пролетевшим и проехавшим десять тысяч миль до Невады, какие-то запреты!? Отъехали подальше от глаз руководства и вытащили из «Доджа» «Тетиву» на дорогу – раскататься-то где-то надо!
Откровенно говоря, адреналин захлестывал нас. «Тетива» впервые на такой длинной и роскошной трассе. Настроили стартовую тележку под профиль трассы. Сергей – на сидение, тележка пристыкована, чека на месте. Ожидая на обочине, пропускаем мимо редкий на этом участке хайвэя автомобиль, и – нажимай, Сергей, на педали вовсю!
И он нажал. Красная лента фала стремительно разматывалась за «Тетивой», затем рванула за чеку, тележка разжала объятия, и стримлайнер за секунды превратился в точку у горизонта.
Догнал я его через километра полтора. «Тетива» стояла на краю дороги, левый шатун безжизненно болтался: срезало сварной шов вала каретки. Тот, что мы ремонтировали ещё в Германии летом.
Была только одна надежда на ту мастерскую, но сегодня суббота – и уже вечерело, там ли хозяин? По дороге слева увидали вблизи гор, какие-то промышленные строения, возможно, прииск. Сворачиваем. Из бытовки-проходной у грунтовой дороги к воротам, затянутым проволокой, выходит возрастная, высокая, статная, красивая женщина в джинсовке. Характерные косички, и профиль лица говорят, что именно её предки проживали когда-то на этих землях. И вот мы здесь - в пыли пустыни - пытаемся объяснить ей, которая сама вполне могла бы быть вождем какого-нибудь индейского племени, свои проблемы: стримлайнер, вал, сварка, недопустимость поводок, и просим подсказать, где можем найти помощьв. К ночи, здесь, в местах где когда-то приземлялись НЛО зелененьких инопланетян?! Более ирреалистичной ситуации я себе и вообразить не мог.
В результате: звонок кому-то и приговор - в округе искать бесполезно, попытайтесь решить проблему в городке. Мчимся в Баттл Маунтин. ( Кстати, эта индианка через несколько дней была в «Сivic center» и брала автограф у Сергея Дашевского).
На наше счастье хозяин мастерской на месте и позволил нам сварить вал и отремонтировать привод. Более того, постепенно подтянулись его друзья (все тоже возрастные люди). Слово за слово, и завязалось хорошее знакомство. Работа оказалась сложнее, чем мы предполагали изначально: потребовалось усиливать стык, попытаться хоть как то обеспечить соосность половинок вала и т.д. Я, когда возил напильниками по металлу, уже со слезами на глазах вспоминал те идеально шлифованные посадочные места под подшипники. Никак не получалось точно подогнать и другие размеры. Мы уже начали с Сергеем вздорить, время шло, люди нас терпеливо ждали, как вдруг…. сзади раздался приятный женский голос – с нами поздоровались по-русски! Людмила – наша бывшая соотечественница, единственная русскоговорящая жительница Баттл Маунтин. Оказалось, хозяин мастерской - её добрый сосед. Пошел слух, что в город приехали русские, и вот она здесь.
Разумеется, мы будем гостями её семьи вечером! Не надо ни о чем беспокоиться, нас вполне устроит чашечка чая. Нам только надо обязательно закончить ремонт «Тетивы».
Мила здорово помогла нам в общении с новыми знакомыми (к американо-английскому языку ещё не привыкли). В результате, хозяин нашел-таки, наконец, для нас искомый инструмент - штангенциркуль. Пласмассовый! Такие вот контрасты у них, хотя сама мастерская оснащена и оборудована неплохо.
Темнеет в Баттл Маунтин в это время часов в восемь вечера. Спадает дневная жара, и чай в небольшом саду частного дома под звездным небом нам показался особенно вкусным. По-русски говорит ещё и мама хозяйки, а вот десятилетняя дочь уже только понимает речь предков – родной для неё стал английский.
-… Где собираемся ночевать в Неваде? Да мы – люди непритязательные: в палатке, выберемся сейчас за город, куда-нибудь повыше, да и разобьем палатку.
- Не боимся ли горных львов? Каких львов? У них сейчас спокойный период? Главное не подпускать близко к палатке? Если не передумаем?...
***
Мы передумали сразу. Остались на той площадке перед почтой, выжили «Тетиву» из «Доджа» и забрались спать в его нутро, откинув заднюю дверь вверх...
***
На тренировку отправились с самого утра. У нас остался на подготовку только один день: сегодня воскресение, завтра первые старты. Досыпать не хотелось - организм начал привыкать к новому графику. Забежали в «Super-8».Туда уже начали прибывать другие команды. Мила посоветовала нам для наших целей шоссе в части города за железной дорогой. Оно ведет в горы и там заканчивается, автомашин мало.
Шоссе действительно оказалось гладким, горизонтальным и таким же по ширине, как и трасса предстоящих скоростных заездов. Идеальные условия!
Быстро стартовали – все уже отработано. Фал зазмеился за тележкой, отстрел и «Тетива» уходит вперед. Протяженность шоссе около десяти километров. Скорость у Сергея крейсерская около 50-60 км/ч. Успеваю даже делать фото-видеосъёмку. В тупике разворачиваемся, и без проблем повторяем процедуру старта.
Через пару километров «Тетива» сбрасывает скорость, а затем совсем останавливается. В чем проблема? Каретку заклинило! Боюсь даже предположить худшее, разбираю привод и…излишком сварного шва затянуло подшипники, и они разрушились. Смотрим с Сергеем друг на друга, и осознаем, что запасные мы в спешке не взяли с собой!
А мимо нас по шоссе на рикамбентах проплывают знакомые лица наших коллег-участников предстоящих заездов. Тренировки в самом разгаре.
***
Что за невидаль подшипник каретки?! Пошел и купил. Но это в Москве, а в Баттл Маунтин среди пустыни?
Мы обошли все команды. Спасибо – никто не отказался помочь, но ни у кого (!) не было нужного размера. Мы бросились в единственный магазин автозапчастей в городе, который ко всему работал в воскресение (другие-то закрыты в этот день). Надо отдать должное тем ребятам: они провозились с нами много времени. Пытались найти нужные подшипники в ближайших (до Элко всего-то 100 миль!) городах, обзвонили своих знакомых и поставщиков. Вердикт: лучше всего поехать за ними в Рино (это 250 миль), а ещё лучше в Сан-Франциско(500 миль) – там уж наверняка можно купить.
Катастрофа!
Что делать? Купить у кого-то велосипед и вытащить из него подшипники – но где найти в этой глуши подходящий. Потерять день-два и действительно поехать в крупные города - но завтра утром первые квалификационные заезды, и можно оказаться за бортом состязаний. Ко всему затраты на бензин для столь продолжительной поездки немалые. Выточить переходные детали под другие подшипники – но где здесь найдешь токаря.
Тупик.
Кто-то подсказал, что в городке живет хромой старик Джон, собирающий старые велосипеды. Поехали к нему в последней надежде.
Джон моложе меня года на четыре, и настолько же старше Сергея. У калитки его одноэтажного дома под деревом стоит древний трактор – ровесник хозяина, а то и более раннего выпуска. Заводится, всё работает. Раритет, одним словом, ценность неслыханная. Но никто из проходящих мимо не посмеет и гайку открутить: частная собственность здесь священна. Напротив дома металлический ангар метров пятнадцать в длину, а перед ним крохотная свалка велосипедов - тоже одногодков с Джоном, ну может какие и помоложе есть. Всё пыльное, ржавое. Из них самодельщик конструирует необычные трайки. К сожалению, ничего подходящего в этой груде металла мы не нашли.
А вот за воротами ангара ждал сюрприз. Современные (лет двадцати отроду) станки для металлообработки, прессы, гибочное оборудование и многое другое. Маленькие проходики, всё в страшной тесноте. И, как мы поняли, что-то из станков ещё и работает.
Далеко внутрь Джон не пустил, остались у входа. А через минут десять принес что-то завернутое в промасленную тряпку. Это был изношенный вал каретки под квадрат, неимоверной длины, с насыпными подшипниками, и пластмассовыми чашками, одна из которых была треснута. Примерили – в «Тетиву» вкручиваются, поняли – эта железяка наш последний шанс.
Наклоняемый трайк Г.Георгиева
Опять в ту частную мастерскую, и опять везение: тамошние друзья все на месте - собираются дегустировать виски. Не отказали и в этот раз, разрешили попользоваться инструментом, поработать. Видать им самим интересно как это у русских из ничего получается что-то. Знали бы они нашу отечественную школу выживания самодельщиков!
Через два часа укороченный вал был готов, установлен на «Тетиву» и закреплен треснувшей пластмассовой чашкой. Шарики разные по диаметру мы отсортировывали с помощью того же пласмассового(!) штангенциркуля, и шлифовали напильником. Вал крутился резво, дали ему небольшой люфт, чтобы не закусил шарики.
***
До начала организационного митинга (встречи) участников «WHPSC-2012» оставалось ещё часа два. И тут Сергей упёрся. Всерьёз, как козерог - согласно своему знаку зодиака: ему нужно проехать в обтекателе. Мол, после заездов в Германии ни разу не тренировался, все забыл. В общем, хоть сто метров, но нужно и всё тут!
Я сопротивлялся. Жалко было бы после всех мытарств и приключений случайно разбить обтекатель накануне начала заездов. Понимал, что с его мастерством и опытом он завтра сможет проехать квалификацию, главное - чёткий старт. А с другой стороны: мое время - как конструктора «Тетивы» - кончилось, началось время Сергея - как гонщика стримлайнера. Понимал, что ему надо таким образом настроиться, обрести уверенность. И согласился: мы поехали на расположенную невдалеке пришкольную спортивную площадку.
Решили вначале проехать вместе со стартовой тележкой, но без отсоединяющего фала. Установили на неё «Тетиву» (а здесь есть тонкость: нужен ещё один помощник на старте, поскольку в момент снятия стримлайнера с подставки есть вероятность срабатывания чуткого механизма отсоединения тележки). Заклеил разъем обтекателя скотчем, затем с трудом (одному тяжеловато и неудобно) вытащил из-под «Тетивы» подставку и Сергей нажал на педали.
А далее произошло непоправимое. Виноваты оба, но большая доля всё-таки моя. Мы условились, что я буду бежать рядом и при необходимости окажу помощь - поддержу «Тетиву» на малой скорости. Но можно представить себе сколь стремительный старт Дашевского.
Ночь накануне первого старта мы уже провели в отеле "Big Chiff"
Я думаю, у нас обоих отключилось в тот момент сознание. Дело в том, что мы день назад отрегулировали тележку на хайвэе так, чтобы заднее колесо с единственным на стримлайнере тормозом приподнялось над дорогой, а после удачного старта и отделения стартовой тележки оно опускалось на полотно асфальта...
... Догнать «Тетиву» было просто невозможно и мне оставалось только наблюдать неизбежное. В конце площадки, оставшийся без тормозов, стримлайнер на полной скорости столкнулся с сетчатым забором и рухнул на злополучный левый бок, ободрав его.
Терять было уже нечего – царапины всё равно придется заполировывать. И мы решили предпринять ещё одну попытку, но теперь уже с полноценным стартом. Фал тележки привязали к забору, я отошел на другой конец площадки ловить «Тетиву» на финише.
Повторю, сознание отключилось у нас обоих: тележка была отрегулирована под профиль хайвея, а школьная площадка имела произвольные уклоны.
Сергей стартовал, тележка отсоединилась вовремя, но «Тетива» имела к этому моменту небольшой крен на неровной поверхности и, не доехав до меня с десяток метров, с грохотом завалилась налево.
Разгоряченные, раздосадованные мы отправились на митинг команд.
***
А следующим утром Сергей успешно стартовал на «Тетиве» безо всякой тележки (в последующих заездах она тоже оказалась не нужна) и прошел квалификацинную дистанцию с новым российским рекордом – 87,94 км/ч.
Вал каретки в течение недели нам так и не удалось заменить новым. Так что, всеми своими достижениями в Баттл Маунтин «Тетива» обязана старику Джону, вернее, сохраненным им в промасленной тряпке деталям от какого-то изношенного велосипеда.
***
Кстати, горного льва удалось-таки повидать. На стенах магазина, где нам пытались помочь в поиске подшипников, висят чучела некоторых диких животных, обитающих в тех краях. Среди них и этот хищник (его фото в начале статьи). Не поверить Миле было нельзя: её Ленни, как и многие местные жители - страстный охотник со стажем.
Все фото: http://imgsrc.ru/1949/30543464.html
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2014-11-03 02:52:41)
Неактивен
Видео тренировочного заезда " Тетивы" на тупиковом шоссе Баттл Маунтин 9 сентября-2012:
http://www.youtube.com/watch?v=Eh9YdAiaBIM
Неактивен
Еще одно видео- рекордный заезд "Тетивы" на 106,45 км/ч:
http://www.youtube.com/watch?v=M_c9L3xd … ature=plcp
Неактивен
Неактивен
Да приключений пруд пруди. Можно книгу писать. Ещё бы каретку заменить на каретку с пром. подшипниками, а лучше с керамическими, как у Георгиева и новый рекорд будет.
Неактивен
Керамические подшипники и другие улучшения привода есть в планах, но сейчас главное - "отшлифовать аэродинамику" для нового обтекателя. В этой работе мне уже помогают коллеги. А я параллельно ускоренно пытаюсь освоить SW - нужно провести сравнение нескольких вариантов обтекателя для продувки. Вот пока мои потуги за пару последних дней:
p.s остальные фото перенес в тему http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?id=1230
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2012-11-26 16:31:06)
Неактивен
Я крепко жму руку, Мэтр, Вам и Сергею!
Просто невероятные приключения россиян в Америке!
Неактивен
Ульяновский Вениамин Вени, когда я делал свои первые 3Д модели обтекателей то совершил ту же ошибку, что и вы сейчас - слишком много задающих плоскостей. Нужно раза в 4-5 меньше, иначе редактирование формы (если её нужно изменить) превращается в долгую тягомотину с выравниванием возникающих вмятин и выступов...
Неактивен
Спасибо, Алексей!
Перенес часть фото в тему http://etracab.ru/forum/viewtopic.php?pid=17740#p17740 и предлагаю обсуждение конструкции "Тетивы"вести там.
Неактивен
Неактивен
Спасибо, Алексей, передай Карине!
Забавная картинка, с хорошим чувством юмора нарисована. Вы оба - талантливы ( надеюсь, придумывали вместе).
Четверть века назад литовцы выпустили небольшой сборник подобных рисунков на велосипедную тему.
Почему бы Карине не замахнуться на нечто подобное?! Если нужна будет помощь -постараюсь помочь.
Неактивен
Кто-нибудь укажет на отчёт о результатах этих гонок?
Интересует победитель заезда, какую максимальную скорость он развил на этих гонках и каков мировой рекорд? И конечно же лучший результат Тетивы и занятое место и сколько там всего участников было.
И если не секрет, уже потраченные деньги на Тетиву, хотя бы оценочные, начиная с февраля 2010-го, даты начала этого проекта (это как раз когда с Романтой только закончили тот наш длиннобазник).
Здесь в тексте как-то всё разбросано, да и полных всех данных пока не нашёл. Хочется посмотреть на результаты отдельно.
Всё-таки больше хочется посмотреть на аппарат победителя этих гонок из разных ракурсов, чем на красоты и фауну здешних мест. И так же хочется посмотреть на аппараты, которые показали результаты близкие с Тетивой, например которые заняли 17-е и 19-е место. И конечно же интересует аппарат который занял там последнее место, и конечно же какое это место было, и какую тот аппарат развил скорость. Всё таки мечта есть об двухколёсном аппарате пригодном и для междугородних автотрасс, и ищет своей реализации.
Карине Ганшиной: Судя по качеству, дороги явно не американские. Наверняка взяли за натуру, где-то там у вас между Березнегуватым и Казанкой.
Отредактированно Вазач (2012-12-28 22:56:36)
Неактивен
Вениамин Вениаминович, поздравляю Вас и Сергея Дашевского с Наступающим Новым Годом.
Пожелание всего одно ; "Даешь, РЕКОРД МИРА " !!!
Неактивен
Никита, спасибо за поздравление! Взаимно, всегда рад весточке от Вас из-за океана.
И благодарю всех за новогодние приветствия, полученные по личке и эл.почте!
(не совсем по теме, но раз уж так получилось…)
За новогодним столом я всегда поднимаю бокал за моих друзей и коллег – веломобилистов, с которыми меня связала за многие годы счастливая моя судьба. Перебираю старые общие фотографии, многие из них не для публикаций. Всех я с теплотой вспоминаю, многих хорошо знаю лично. Кто-то ещё звонит с поздравлениями, кого-то уже нет с нами, а кто-то и вряд ли вспомнит: как одни из первых членов московского клуба киевляне Павел Лабзун- автор амфибии «Фрам» и Владимир Халабурда, который уже третий десяток продолжает свои чудачества с велоприводами; или Римас Марцинкянас из Литвы который тоже впервые отметился на всесоюзной веломобильной «Зимней гонке КЭБ-88», и за эти годы остался верен увлечению, создал немало оригинальных конструкций; или тоже кэбовец-ветеран Герман Грабор из Воронежа.
Свой бокал я обязательно поднимаю и за молодых талантливых коллег. Особенно за ершистых, цапающихся-царапающихся со мной. Тех, кто считает, что уже как в той песне «.. открыл пятьсот Америк…». Такие упорно-упрямые и добиваются в конце концов вершин в своем деле. Только завидую немного, что у них остается гораздо больше времени заниматься нашим любимым увлечением
Я поздравляю всех Вас, коллеги, с наступающим Новым годом! И желаю, чтобы каждый из Вас достиг той цели, которую поставил перед собой!
И конечно получил заветный
Никита, а что касается рекорда…
Мечтать и стремиться к нему, конечно, надо. Во всяком случае, виртуальные продувки новой «Тетивы» проводим сейчас для скорости в 40 м/сек. В переводе, это означает - для рубежа в 145 км/ч.
Поживем, поработаем, увидим.
Удачи всем в Новом - 2013 году!
Отредактированно Ульяновский Вениамин Вени (2012-12-31 16:55:32)
Неактивен
От всей души поздравляю Вениамина Вениаминовича и Сергея и желаю удачи в этом году!
Мечты сбываются. Фантастика!!
В.В. написал:
.....продувки новой «Тетивы» проводим сейчас для скорости в 40 м/сек. В переводе, это означает - для рубежа в 145 км/ч.
Осторожнее .
При скорости 141.592 км/ч = 88 миль/час как помните из фильма "Назад в будущее" есть вероятность переместиться во времени.
Отредактированно Вадим Мазаев (2013-01-04 09:33:23)
Неактивен
http://youtu.be/CvOlvOPz8r0
Поздравление Кубанских Казаков из Краснодара
Неактивен