|
Из архива Музея веломобилей. История "Колибри-21".
Ульяновский В. | 08.01.11 г. | |
В 1981-82 годах по заказу Таганрогского завода "Красный гидропресс" был разработан проект веломобиля, который предполагалось запустить в производство. Это была очередная попытка нашего КБ расшевелить заводы и инициировать серийный выпуск, хотя бы небольшими партиями. Других вариантов, кроме как изготовление веломобилей на государственных предприятиях, тогда не было. До горбачевской перестройки оставалось ещё три года. | | |
В архиве Музея веломобилей нашел две небольшие статьи о ходе подготовки производства "Колибри-21", которые и предлагаю вашему вниманию. Из них видно сколь инерционна была система запуска новой продукции. Подробно о "Колибри-21" см. "Транспорт ХХI века" | |
| Товарам народного потребления-зеленую улицу! | "КОЛИБРИ-21" | Вот уже десять лет мир переживает велосипедный ренесанс. Возродившийся интерес к этому транспортному средству захватил все высокоразвитые страны. В своих, прогнозах специалисты считают этот вид транспорта опасным конкурентом автомобилей и мотоциклов. Велосипедный бум продолжается не только усилиями врачей, рекомендующих велосипед для сохранения здоровья. К рекламе велосипедов подключились экологи, заботящиеся о чистоте окружающей среды, а также экономисты, считающие велосипед самым экономичным видом транспорта. Удельный расход энергии при движении на велосипеде в шесть раз меньше, чем на автомобиле, в три раза меньше, чем при ходьбе. Но у велосипеда есть один серьезный недостаток - он открыт со всех сторон для ветра, дождя и снега. Устранить это пытаются конструкторы многих стран мира. Впервые в стране проявлена инициатива создать веломобиль, которому присущи все достоинства велосипеда и отсутствует его главный недостаток - незащищенность. И родилась эта идея на нашем заводе. Проект веломобиля выполнен на высоком уровне комплексным творческим молодежным коллективом в городе Москве. В него заложено много передовых идей: веломобиль складной, полутора-местный, трехскоростной, оснащен электронными приборами пути, скорости, частоты пульса водителя, он несложен в изготовлении. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая все возрастающий дефицит жидкого топлива, веломобиль должен иметь устойчивый спрос у населения. 27 мая прошлого года наш завод принял решение об изготовлении пяти экспериментальных веломобилей. Был установлен и срок - до 1 апреля 1983 года. В основном изготовление образцов экспериментальных веломобилей началось на заводе с декабря минувшего года, и было рассредоточено по 13-ти цехам: №№ 4, 5,10, 12. 13, 15, 16, 17, 18, 21, 26; участку 29, лаборатории отдела главного технолога. Большинство исполнителей серьезно отнеслись к порученному заданию. Из 270 позиций выполнено 181. А вот цехи №№ 4, 15 и 21безответственно отнеслись к делу и, несмотря на неоднократно устанавливаемые новые сроки, свои задания до настоящего времени не выполнили. Все ответственные за выпуск нового вида товаров народного потребления должны понять важность изготовления веломобилей, найти и время, и материал, и людей для этой работы, тогда завод выпустит очень нужное изделие. А ведь и многие работники завода смогут, приобрести намеченный к изготовлению веломобиль «Колибри-21». Видимо, из-за нерадивых исполнителей, для пользы дела, необходимо и более активное воздействие администрации и общественных организаций. | О. ГРИМАНОВ.Главный строитель веломобиля - начальник бюро ОГТ. | Источник: газета "Машиностроитель" завода "Красный гидропресс" 324(3948) от 16.06.83 г. |
СЛОВО - НЕ ВОРОБЕЙ, или Долгая история рождения веломобиля на заводе "Красный гидропресс" | Ни в одном из словарей этого слова пока нет. Точно так же и в природе нет пока веломобилей, выпускаемых нашими заводами серийно. Хотя с его младшим братом - детской педальной машиной мы знакомы давно. Вот и представьте себе эту машину, только значительно улучшенной конструкции и формы. Это и есть веломобиль. Он может развивать скорость до 50 километров в час. При этом требует мускульной энергии в четыре раза меньше, чем велосипед. Его кабина рассчитана на двоих. В прицепной тележке можно перевозить до 100 килограммов любых грузов. Предположительная стоимость -190 рублей. Но это не самое главное. Веломобиль удовлетворяет две потребности человека: в передвижении и, главное, в укреплении здоровья. Он - идеальное средство борьбы с гиподинамией (совсем мы перестали с вами двигаться, и академик Амосов считает это основной причиной сердечнососудистых заболеваний), А разговор об этой чудо - машине зашел потому, что Таганрог должен был стать родиной первых отечественных веломобилей, а его родителями - коллектив завода «Красный гидропресс». Об этом уже было множество публикаций в самых различных газетах и журналах. | «27 мая 1982 года завод принял решение об изготовлении пяти экспериментальных веломобилей. Срок изготовления -I апреля 1983 года» - это из заводской печати. Потом, 15 ноября 1983 года, появилась в «Таганрогской правде» статья «Веломобиль - транспорт будущего». Появилась она, вполне понятно, потому, что первый срок изготовления образцов был сорван. Очевидно, это связано было с том, что назначен он был именно на 1 апреля (шутки бывают разными). Но затем появилась еще одна публикация - ответ директора завода на предыдущую статью. И из этого ответа мы поняли, что никто шутить не собирался. Всё вполне серьезно. Отниму у читателей немного времени и еще раз процитирую этот ответ: «...Сейчас принимаются меры по приобретению комплектующих деталей. На 1984 год запланировано изготовить опытные образцы веломобиля, после чего будет принято решение о пригодности его конструкции для серийного производства. А. Прокопенко - директор завода «Красный гидропресс». Ответ был опубликован в январе 1984 года. И, может быть, на этом и закончилась бы наша бесплодная переписка, если бы в июне 1984 года в журнале «Техника-молодежи» не появилась статья главного конструктора Московского завода холодильников В. Ульяновского «О веломобиле всерьез». И эта статья подтвердила, что гидропрессовцы затеяли дело нешуточное. О самой статье можно ничего не рассказывать: кому нужно -сам прочтет. Важно другое: она заканчивалась на оптимистической ноте. | «В нынешнем году, -пишет Ульяновский, -завод «Красный гидропресс» запланировал изготовить опытные образцы «Колибри-21»... Как сложится его судьба?.. Может быть, «Колибри-21» суждено стать первым серийным советским веломобилем?»
Такие слова, и тем более сказанные не в многотиражке и не в городской газете, налагают огромную ответственность. Заявление сделано на всю страну. Так как же сегодня поживает наш веломобиль? Чтобы выяснить этот вопрос, я и решил встретиться с главным строителем «Колибри-21» О. Г.Гримановым. Однако путь, проделанный дозавода, оказался напрасным. - Без разрешения руководства я не имею права дать вам информацию, - пряча глаза, сказал Олег Георгиевич, Но и то, что он сказал, - тоже информация: говорить не хотят только одном случае - если дела очень плохи. А о плохом знают, как правило, все. Значит, информацию можно получить не только от Олега Георгиевича. И я ее получил. Уже самая первая справка была поразительной. Оказывается, по-настоящему веломобилем здесь занимались лишь в1981году. К январю следующего года из 280 деталей, необходимых для сборки машины, половина была изготовлена. После этого наступило затишье. Никто не собирался делать «Колибри-21» даже тогда, когда директор завода давал ответ в «Таганрогскую правду». И только после журнальной статьи вспомнили о веломобиле. Вспомнили, но оказалось, что из готовых деталей осталось не более шестидесяти. Остальные были потеряны. И начался второй этап, который продолжается до сих пор. Однако стоит ли с таким азартом критиковать людей, которые сами же проявили инициативу? Ведь веломобиль не основная продукция завода, а лишь один из возможных образцов товаров народного потребления. Я говорю «возможных» потому, что сегодня он выпускает вполне реальные товары: бытовые отопительные котлы, металлическую фурнитуру для мебельного комбината, подставки для телевизоров. Может быть, этого и достаточно? Может быть. Но только партия требует сегодня расширять ассортимент этих товаров, а у «Красного гидропресса» он явно сужается. Или сузится в ближайшее время. Дело в том, что основную надежду заводчане возлагают на котлы. Но такие же котлы выпускает механический завод облместпрома, освоили их в Жданове, собирается изготавливать «Ростсельмаш» и, наконец, более дешевые начали изготавливать в Башкирии. И это далеко не все адреса. Не за горами то время, когда от этих котлов некуда будет деваться. Значит, нужны новые товары. Новые, а, главное, - перспективные. Но вот как раз вопрос перспективы и смущает руководство «Красного гидропресса»: будет ли спрос на веломобили? | Я думаю, на этот вопрос вполне отвечает та масса писем, которая пришла на завод после статьи в журнале. их поток не прекращается и сегодня. Поразительна география этих писем. | «Извините меня, товарищ директор. Я пенсионерка, получаю всего 75 рублей пенсии. Если можно, вышлите мне веломобиль, а я оплачу его частями... Н. И. Романова. Пермь». | «Уважаемый директор! Убедительно прошу сообщить, когда начнется серийный выпуск «Колибри-21»... Я. Б. Иванченко. Сумская область». | «...Прошу очень, очень, очень. Продайте веломобиль или хотя бы узлы к нему. Соберу сам... А. А. Ершов. Одесская область». | «...Я инженер и с удовольствием взял бы на себя функции испытателя вашей удивительной машины... А. А. Армеев. Вологда». | «...Я инвалид с детства. На вашем заводе выпускают веломобили, у которых есть и ручной привод. Это помогло бы мне при передвижении. Помогите приобрести «Колибри-21»... А. И. Забутырин. Алтайский край». | «...Работаю электромонтером. Езжу на велосипеде в день по 40 километров. Трудно это. Ваш веломобиль облегчил бы мою работу. Как его купить?.. В. П. Голованов. Днепропетровск». | «...Пишет вам инвалид первой группы. Я лишен возможности самостоятельно передвигаться. В детстве катался на трехколесном велосипеде. Своим веломобилем вы можете мне вернуть, утраченное. Выделите мне один экземпляр... О. Ю. Анисимов. Рязань». | «...Мне 60 лет, и ждать, когда вы начнете выпускать серию, просто бессмысленно. Помогите мне осуществить меч ту: продайте опытный образец... В. И. Цыплакова. г. Грозный». | «...У нас четверо детей. Мы любим путешествовать. Продайте нам два-три веломобиля, и мы будем их пропагандировать... Семья Ивченко, г. Ташкент». | «...Слабеет сердце, хотя в душе я физкультурник. Врачи мне прописывают велоспорт. Продайте веломобиль. Согласен стать его испытателем... X. Я. Гайлис. Рига». |
| Эти письма можно было бы цитировать бесконечно. И в каждом - просьба, надежда вернуть утраченное здоровье, стремление расстаться с вынужденной неподвижностью, желание немедленно отправиться в путешествие. И наиболее трогательное местное письмо от ветерана завода «Красный гидропресс» Надежды Владимировны Гордиенко: | «...Я мечтала после ухода на пенсию поехать на братскую могилу, где похоронен мой отец, поехать на могилу Неизвестного солдата под Мелитополем, где в 1943 году во время бомбежки пропал без вести мой брат. И, наконец, поехать в Москву, где в канун 40-летия Великой Победы я должна встретиться с ветеранами, воевавшими вместе с моим отцом. Прошу выделить мне один из веломобилей для этой поездки - поездки мира и памяти». |
| Как видите, подготовка выпуска веломобилей давно перестала быть только личным делом коллективу «Красного гидропресса». В орбиту его забот, хотим мы этого или не хотим, уже втянуты один миллион 700 тысяч читателей журнала «Техника-молодежи». Одни из них сразу же откликнулись восторженными и просительными письмами, другие, веря в силу печатного слова, просто терпеливо ждут, когда «Колибри-21» появится в магазинах. Значит, речь идет уже не только об авторитете коллектива завода, но и о добром имени всего нашего города. Так имеем ли мы право его ронять? | В. ФЕДОРОВСКИЙ. | Источник: газета "Таганрогская правда" от 19 марта 1985 года | Обсуждение на форуме |
|
|
|
|
|