Из архива Музея веломобилей. История "Колибри-21".


Ульяновский В.  
08.01.11 г. 
 

    В 1981-82 годах по заказу Таганрогского завода "Красный гидропресс" был разработан проект веломобиля, который предполагалось запустить в производство. Это была очередная попытка нашего КБ расшевелить заводы и инициировать серийный выпуск, хотя бы небольшими партиями. 

   Других вариантов, кроме как изготовление веломобилей на государственных предприятиях, тогда не было. До горбачевской перестройки оставалось ещё три года.

 

      В архиве Музея веломобилей нашел две небольшие статьи о ходе подготовки производства "Колибри-21", которые и предлагаю вашему вниманию. Из них видно сколь инерционна была система запуска новой продукции.

  Подробно о "Колибри-21" см. "Транспорт ХХI века" 

 
 
 Товарам народного потребления-зеленую улицу!

 "КОЛИБРИ-21"

    Вот уже десять лет мир переживает велосипедный ренесанс. Возродившийся интерес к этому транспорт­ному средству захватил все высокоразвитые стра­ны. В своих, прогнозах спе­циалисты считают этот вид транспорта опасным конку­рентом автомобилей и мото­циклов. Велосипедный бум продолжается не только уси­лиями врачей, рекомендую­щих велосипед для сохра­нения здоровья. К рекламе велосипедов подключились экологи, заботящиеся о чис­тоте окружающей среды, а также экономисты, считаю­щие велосипед самым эко­номичным видом транспорта. Удельный расход энергии при движении на велосипеде в шесть раз меньше, чем на автомобиле, в три раза мень­ше, чем при ходьбе. Но у ве­лосипеда есть один серьез­ный недостаток - он от­крыт со всех сторон для ветра, дождя и снега. Уст­ранить это пытаются кон­структоры многих стран мира.

      Впервые в стране проявле­на инициатива создать вело­мобиль, которому присущи все достоинства велосипеда и отсутствует его главный недостаток - незащищенность. И родилась эта идея на нашем заводе. Проект ве­ломобиля выполнен на высоком уровне комплексным творческим          молодежным коллективом в городе Моск­ве. В него заложено много передовых идей: веломо­биль складной, полутора-местный, трехскоростной, оснащен электронными при­борами пути, скорости, частоты пульса водителя, он несложен в изготовлении. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая все возрастающий дефицит жидкого топлива, веломобиль должен иметь устойчивый спрос у населения.

     27 мая прошлого года наш завод принял решение об изготовлении пяти экспери­ментальных веломобилей. Был установлен и срок - до 1 апреля 1983 года. В основном изготовление образ­цов экспериментальных вело­мобилей началось на заводе с декабря минувшего года, и было рассредоточено по 13-ти цехам: №№ 4, 5,10, 12. 13, 15, 16, 17, 18, 21, 26; участку 29, лаборатории отдела главного технолога. Большинство исполнителей серьезно отнеслись к пору­ченному заданию. Из 270 позиций выполнено 181.  А вот цехи №№ 4, 15 и 21бе­зответственно отнеслись к делу и, несмотря на неоднократно устанавливаемые новые сроки, свои задания до настоящего времени не выполнили.

      Все ответственные за выпуск нового вида товаров народного потребления должны понять важность изготовления веломобилей, найти и время, и материал, и людей для этой работы, тогда завод выпустит очень нужное изделие. А ведь и многие работники завода смогут, приобрести намечен­ный к изготовлению веломобиль «Колибри-21».    

      Видимо, из-за нерадивых исполнителей, для пользы дела, не­обходимо и более активное воздействие администрации и общественных организаций.

   О. ГРИМАНОВ.Главный   строитель    ве­ломобиля -  начальник бюро ОГТ.

 Источник: газета "Машиностроитель"  завода "Красный гидропресс" 324(3948) от 16.06.83 г.

 


СЛОВО  -  НЕ ВОРОБЕЙ,

или Долгая история рождения веломобиля на заводе "Красный гидропресс" 

 

   Ни в одном из словарей этого слова пока нет. Точно так же и в  при­роде нет пока веломобилей, выпускаемых нашими завода­ми серийно. Хотя с его младшим братом - детской педальной машиной мы знакомы давно.  Вот и представьте себе эту  машину, только значитель­но  улучшенной   конструкции   и формы. Это и есть веломобиль. Он может развивать скорость до 50 километров в час. При этом  требует  мускульной энер­гии  в четыре раза  меньше, чем велосипед.  Его кабина рассчи­тана на двоих. В прицепной те­лежке  можно    перевозить    до 100   килограммов    любых гру­зов. Предположительная сто­имость -190 рублей.  Но  это не самое главное.

      Веломобиль удовлетворя­ет две потребности человека: в передвижении и, главное, в укреплении здоровья. Он - идеальное  средство борьбы с гиподинамией (совсем мы пе­рестали с вами двигаться, и академик Амосов считает это основной причиной сердечно­сосудистых заболеваний),

     А разговор об этой чудо - ма­шине зашел потому, что Таган­рог должен был стать родиной первых отечественных веломо­билей, а его родителями - коллектив  завода «Красный ги­дропресс». Об этом уже было множество публикаций в са­мых различных газетах и жур­налах.

     «27 мая 1982 года завод при­нял решение об изготовле­нии пяти экспериментальных веломобилей. Срок изготовле­ния -I  апреля 1983 года» - это  из заводской печати.

     Потом, 15 ноября 1983 года, появилась в «Таганрогской правде» статья «Веломобиль - транспорт  будущего». Появи­лась она, вполне понятно, по­тому, что первый срок изготовления образцов был сорван. Очевидно, это связано было с том, что назначен он был именно на 1 апреля (шутки бывают разными).

     Но затем появилась еще одна публикация - ответ  дирек­тора завода на предыдущую статью. И из этого ответа мы поняли, что никто шутить не собирался. Всё вполне серьез­но. Отниму у читателей немно­го времени и еще раз  процити­рую этот ответ:

       «...Сейчас принимаются меры по приобретению комплектующих деталей. На 1984 год
запланировано изготовить опытные образцы веломобиля, после чего будет принято ре­шение о пригодности его кон­струкции для серийного про­изводства.

А.    Прокопенко - директор завода  «Красный  гидропресс».

      Ответ был опубликован в январе 1984 года. И, может быть, на этом и закончилась бы наша бесплодная перепис­ка, если бы в июне 1984 года в журнале «Техника-молоде­жи» не появилась статья глав­ного конструктора Московско­го завода холодильников В. Ульяновского «О веломоби­ле всерьез». И эта статья под­твердила, что гидропрессовцы затеяли дело нешуточное. О самой статье можно ничего не рассказывать: кому нужно -сам   прочтет. Важно другое: она заканчивалась на оптими­стической ноте. 

 

«В нынешнем году, -пишет  Ульяновский, -завод  «Крас­ный гидропресс» запланировал изготовить опытные образцы «Колибри-21»... Как сложится его судьба?.. Может быть, «Колибри-21» суждено стать первым серийным советским веломобилем?»


 

Такие слова, и тем более сказанные не в многотиражке и не в городской газете, нала­гают огромную ответствен­ность. Заявление сделано на всю страну.

     Так как  же  сегодня по­живает  наш  веломо­биль? Чтобы  выяснить этот вопрос,  я и решил  встретиться с главным      строите­лем  «Колибри-21» О. Г.Гримановым. Однако путь, проде­ланный дозавода, оказался напрасным.

- Без разрешения руковод­ства я не имею права дать вам информацию, - пряча глаза, сказал Олег Георгиевич, Но и то, что он сказал, - то­же информация: говорить не хотят только одном случае - если  дела очень плохи. А о плохом знают, как правило, все. Значит, информацию мож­но получить не только от Оле­га Георгиевича. И я ее полу­чил.

Уже самая первая справка была поразительной. Оказыва­ется, по-настоящему веломоби­лем здесь занимались лишь в1981году. К январю следую­щего года из 280 деталей, не­обходимых для сборки маши­ны, половина была изготовле­на. После этого наступило за­тишье. Никто не собирался де­лать «Колибри-21» даже тог­да, когда директор завода да­вал ответ в «Таганрогскую правду». И только после жур­нальной статьи вспомнили о веломобиле. Вспомнили, но оказалось, что из готовых де­талей осталось не  более шестидесяти. Остальные были поте­ряны. И начался второй этап, который продолжается до сих пор.

Однако стоит ли с таким азартом критиковать людей, которые сами же проявили инициативу? Ведь веломобиль не основная продукция заво­да, а лишь один из возможных образцов товаров народного потребления. Я говорю «воз­можных» потому, что сегодня он выпускает вполне реальные товары: бытовые отопительные котлы, металлическую фурни­туру для мебельного комбина­та, подставки для телевизоров.

 Может быть, этого и достаточ­но? Может быть. Но только партия требует сегодня рас­ширять ассортимент этих това­ров, а у «Красного гидропрес­са» он явно сужается. Или сузится в ближайшее время.

      Дело в том, что основную надежду заводчане возлагают на котлы. Но такие же котлы выпускает механический завод облместпрома, освоили их в Жданове, собирается изготав­ливать «Ростсельмаш» и, нако­нец, более дешевые начали из­готавливать в Башкирии. И это далеко не все адреса. Не за горами то время, когда от этих котлов некуда будет де­ваться. Значит, нужны новые товары. Новые, а, главное,  - перспективные. Но вот как раз вопрос перспективы и смущает руководство «Красного гидро­пресса»: будет ли спрос на ве­ломобили? 

  Я думаю, на этот вопрос вполне отвечает та масса писем, которая пришла на завод после статьи в журнале. их поток не прекращается и сегодня. Поразительна география этих писем.   

 

«Извините меня, товарищ ди­ректор. Я пенсионерка, полу­чаю всего 75 рублей пенсии. Если можно, вышлите мне ве­ломобиль, а я оплачу его час­тями... Н. И. Романова. Пермь». 

«Уважаемый директор! Убе­дительно прошу сообщить, ког­да начнется серийный выпуск «Колибри-21»... Я. Б. Иванчен­ко. Сумская область». 

  «...Прошу очень, очень, очень. Продайте веломобиль или хо­тя бы узлы к нему. Соберу сам... А. А. Ершов. Одесская область».

 «...Я инженер и с удовольст­вием взял бы на себя функции испытателя вашей удивитель­ной машины... А. А. Армеев. Вологда». 

 «...Я инвалид с детства. На вашем заводе выпускают вело­мобили, у которых есть и руч­ной привод. Это помогло бы мне при передвижении. Помо­гите приобрести «Колибри-21»... А. И. Забутырин. Алтайский край».

 «...Работаю электромонтером. Езжу на велосипеде в день по 40 километров. Трудно это. Ваш веломобиль облегчил бы мою работу. Как его купить?.. В. П. Голованов. Днепропет­ровск».

 «...Пишет вам инвалид пер­вой группы. Я лишен возмож­ности самостоятельно передви­гаться. В детстве катался на трехколесном велосипеде. Сво­им веломобилем вы можете мне вернуть, утраченное. Выде­лите мне один экземпляр... О. Ю. Анисимов. Рязань».

 «...Мне 60 лет, и ждать, ког­да вы начнете выпускать се­рию, просто бессмысленно. По­могите мне осуществить меч
ту: продайте опытный образец... В. И. Цыплакова. г. Грозный».

 «...У нас четверо детей. Мы любим путешествовать. Про­дайте нам два-три веломобиля, и мы будем их пропагандиро­вать... Семья Ивченко, г. Таш­кент».

 «...Слабеет сердце, хотя в душе я физкультурник. Врачи мне прописывают велоспорт. Продайте веломобиль. Согла­сен стать его испытателем... X. Я. Гайлис. Рига».

       Эти письма можно было бы цитировать бесконечно. И в каждом - просьба, надежда вернуть утраченное здоровье, стремление расстаться с вы­нужденной неподвижностью, желание немедленно отпра­виться в путешествие. И наи­более трогательное местное письмо от ветерана завода «Красный гидропресс» Надеж­ды Владимировны Гордиенко: 

 

«...Я мечтала после ухода на пенсию поехать на братскую могилу, где похоронен мой отец, поехать на могилу Неиз­вестного солдата под Мелито­полем, где в 1943 году во вре­мя бомбежки пропал без вести мой брат. И, наконец, поехать в Москву, где в канун 40-летия Великой Победы я должна встретиться с ветеранами, в­оевавшими вместе с моим от­цом. Прошу  выделить мне один из веломобилей для этой по­ездки - поездки мира и памя­ти».

      Как видите, подготовка вы­пуска веломобилей давно пе­рестала быть только личным делом коллективу «Красного гидропресса». В орбиту его за­бот, хотим мы этого или не хо­тим, уже втянуты один милли­он 700 тысяч читателей журна­ла «Техника-молодежи». Од­ни из них сразу же откликну­лись восторженными и проси­тельными письмами, другие, ве­ря в силу печатного слова, про­сто терпеливо ждут, когда «Колибри-21» появится  в магазинах. Значит, речь идет  уже  не  только  об ав­торитете коллектива завода, но и о добром имени всего нашего города. Так  имеем ли мы право  его ронять?

   В. ФЕДОРОВСКИЙ.

 Источник: газета "Таганрогская правда" от 19 марта 1985 года

 

Обсуждение на форуме